Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015
статья

Колычева Тамара Ивановна

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую работу. Как правило, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний. Поэтому необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны детям. Такими источниками  могут стать исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЮ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время краеведение рассматривается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, средство образования и воспитания подрастающего поколения, которым предстоит жить и работать на территории, изучаемой краеведением. В этом смысле краеведение и наука, и практика, и способ преобразования края. Единство достигается при правильной организации краеведческого образования, что требует разработку концептуальных оснований его модели, основные элементы которой будут использованы в  образовательной деятельности.

Не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путём общения педагога и детей с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала даёт возможность обучающимся получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым.         

Для развития краеведения необходимо наличие трех составляющих:

  • краеведение, как основа исследовательской деятельности в выстраивании целостной картины современного мира на деталях прошлого и настоящего;
  • информационные технологии, как инструмент предания формы и содержания предмета исследования, а так же его популяризации и реализации в больших масштабах;
  • туризм, экскурсии как формы обучения и воспитания в реальной системе координат, когда каждый может на себе прочувствовать, увидеть, осознать условия, при которых проходили те или иные события и не теряться в абстрактных представлениях, а мыслить предметно-образно.

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,  и применение новых форм, методов, технологий? [1]

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую работу. Как правило, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний. Поэтому необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны детям. Такими источниками  могут стать исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях  краеведения – это интенсификация обучения, создание условий для саморазвития личности обучающихся. Использование данных технологий позволяет:

  1. обеспечить учащимся максимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной информации и создать условия для её успешного усвоения;
  2. способствовать развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся;
  3. совершенствовать информационную культуру и коммуникативные компетенции обучающихся.

Во время занятия можно использовать яндекс-панораму, которая позволяет совершать виртуальные прогулки, закрепляя пройденный материал. На этапе первичного закрепления используем электронные обучающие тесты. Важную роль в активизации обучающихся  на занятиях играют мультимедийные презентации, которые  повышают эффективность усвоения учебного материала, предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности как педагога, так и обучающихся, возможность сотрудничать и развиваться, а, главное, повышают интерес детей к исследовательской деятельности, к изучению истории,  культуры родного края, города.

Научно-исследовательская работа – наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на чётком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.

Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Изучение истории родного края переплетается с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю, как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соискателем, соавтором. Если научно-исследовательская работа учащегося оригинальна или высокой степени новизна, она может стать достоянием общественности. Обеспечивают выход на общественный уровень, т.е. за пределы учебного заведения, различные итоговые формы работы по избранной теме: выступление на конференциях, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности, выход в интернет. Всё это делает исследование  продуктивным, заинтересовывает  учащегося  в дальнейшем продолжении поиска и осмысления выбранной проблемы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные результаты, готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка творческих работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности является выбор темы проекта. Она связана с историей, культурой  города, семьи, развитие и реклама декоративно-прикладного искусства малой родины, жизнь замечательных людей – земляков. Итогом могут стать выпуск книги «Родное Белогорье», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбомы, фильмы, конференции.

Особое место занимает экскурсионная работа. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в кабинете, но обязательно на экскурсиях, которые направлены на получение знаний, умений и навыков, приобщение учащихся к истории, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определённые цели и задачи, носить обучающий, развивающий и воспитательный характер. Краеведы много путешествуют: музеи, выставки, обзорная экскурсия по городу, экскурсии за пределы города, области. Они должны как можно больше увидеть, узнать. И, конечно, большое желание попробовать себя в роли экскурсовода.

Так творческим объединением «Юный экскурсовод» разработаны и проведены экскурсии: Храм-часовня Святителя Иоасафа. Пещерка, Обретение утраченных Святынь, Одна Победа. Экскурсии проводятся как на русском, так и на английском языках. Категория экскурсантов самая разнообразная: учащиеся школ, гимназий, лицеев, иностранные студенты. Экскурсии, проводимые юными экскурсоводами, интересны для школьников. Это рассказ, беседа об истории, культуре, Православная история и культура Белгородчины, Белгорода. Экскурсоводы овладевают экскурсионными универсальными знаниями и умениями, методикой проведения экскурсии. Как правило, это интеллектуальные, креативные ребята. Тем более создаются возможности для широких коммуникативно-творческих контактов детей и взрослого населения (родителей, студентов ВУЗов, иностранных туристов). Встречи с иностранными студентами обогащают обучающихся знаниями о других континентах, странах, мировых достопримечательностях, способствуют дружеским связям.

Кроме того, итогом экскурсий могут стать дневники юных экскурсоводов, выставки рисунков, сочинения, эссе, презентации, участие в краеведческих конкурсах

Положительные тенденции современного образования, такие как: ИКТ, большое количество учебной литературы, обучающих компьютерных программ, разнообразие исторической научной и научно-популярной литературы создают возможность организовать полноценное обучение краеведению  в дополнительном образовании.

Краеведение – узкий пласт знаний о малой родине, который в современном образовательном процессе набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приёмы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний по истории и культуре родного края, Белогорья.

Литература

  1. Сидорова, А.Д. Использование различных методов и форм в изучении краеведения / А.Д. Сидорова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532557/
  2. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/13495.shtml.
  3. Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научно-практической конференции с международным участием. Участие с докладом Ивановой О.В.

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»18 февра...

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru

Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...

Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...

Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО

Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...