Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования
статья по краеведению

Колычева Тамара Ивановна

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,  и применение новых форм, методов, технологий?Эти вопросы стоят перед педагогом дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЮ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Колычева Т.И.

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время краеведение рассматривается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, средство образования и воспитания подрастающего поколения, которым предстоит жить и работать на территории, изучаемой краеведением. В этом смысле краеведение и наука, и практика, и способ преобразования края. Единство достигается при правильной организации краеведческого образования, что требует разработку концептуальных оснований его модели, основные элементы которой будут использованы в  образовательной деятельности.

Не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путём общения педагога и детей с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала даёт возможность обучающимся получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым.         

Для развития краеведения необходимо наличие трех составляющих:

  • краеведение, как основа исследовательской деятельности в выстраивании целостной картины современного мира на деталях прошлого и настоящего;
  • информационные технологии, как инструмент предания формы и содержания предмета исследования, а так же его популяризации и реализации в больших масштабах;
  • туризм, экскурсии как формы обучения и воспитания в реальной системе координат, когда каждый может на себе прочувствовать, увидеть, осознать условия, при которых проходили те или иные события и не теряться в абстрактных представлениях, а мыслить предметно-образно.

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,  и применение новых форм, методов, технологий? [1]

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую работу. Как правило, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний. Поэтому необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны детям. Такими источниками  могут стать исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях  краеведения – это интенсификация обучения, создание условий для саморазвития личности обучающихся. Использование данных технологий позволяет:

  1. обеспечить учащимся максимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной информации и создать условия для её успешного усвоения;
  2. способствовать развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся;
  3. совершенствовать информационную культуру и коммуникативные компетенции обучающихся.

Во время занятия можно использовать яндекс-панораму, которая позволяет совершать виртуальные прогулки, закрепляя пройденный материал. На этапе первичного закрепления используем электронные обучающие тесты. Важную роль в активизации обучающихся  на занятиях играют мультимедийные презентации, которые  повышают эффективность усвоения учебного материала, предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности как педагога, так и обучающихся, возможность сотрудничать и развиваться, а, главное, повышают интерес детей к исследовательской деятельности, к изучению истории,  культуры родного края, города.

Научно-исследовательская работа – наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на чётком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.

Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Изучение истории родного края переплетается с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю, как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соискателем, соавтором. Если научно-исследовательская работа учащегося оригинальна или высокой степени новизна, она может стать достоянием общественности. Обеспечивают выход на общественный уровень, т.е. за пределы учебного заведения, различные итоговые формы работы по избранной теме: выступление на конференциях, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности, выход в интернет. Всё это делает исследование  продуктивным, заинтересовывает  учащегося  в дальнейшем продолжении поиска и осмысления выбранной проблемы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные результаты, готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка творческих работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности является выбор темы проекта. Она связана с историей, культурой  города, семьи, развитие и реклама декоративно-прикладного искусства малой родины, жизнь замечательных людей – земляков. Итогом могут стать выпуск книги «Родное Белогорье», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбомы, фильмы, конференции.

Особое место занимает экскурсионная работа. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в кабинете, но обязательно на экскурсиях, которые направлены на получение знаний, умений и навыков, приобщение учащихся к истории, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определённые цели и задачи, носить обучающий, развивающий и воспитательный характер. Краеведы много путешествуют: музеи, выставки, обзорная экскурсия по городу, экскурсии за пределы города, области. Они должны как можно больше увидеть, узнать. И, конечно, большое желание попробовать себя в роли экскурсовода.

Так творческим объединением «Юный экскурсовод» разработаны и проведены экскурсии: Храм-часовня Святителя Иоасафа. Пещерка, Обретение утраченных Святынь, Одна Победа. Экскурсии проводятся как на русском, так и на английском языках. Категория экскурсантов самая разнообразная: учащиеся школ, гимназий, лицеев, иностранные студенты. Экскурсии, проводимые юными экскурсоводами, интересны для школьников. Это рассказ, беседа об истории, культуре, Православная история и культура Белгородчины, Белгорода. Экскурсоводы овладевают экскурсионными универсальными знаниями и умениями, методикой проведения экскурсии. Как правило, это интеллектуальные, креативные ребята. Тем более создаются возможности для широких коммуникативно-творческих контактов детей и взрослого населения (родителей, студентов ВУЗов, иностранных туристов). Встречи с иностранными студентами обогащают обучающихся знаниями о других континентах, странах, мировых достопримечательностях, способствуют дружеским связям.

Кроме того, итогом экскурсий могут стать дневники юных экскурсоводов, выставки рисунков, сочинения, эссе, презентации, участие в краеведческих конкурсах

Положительные тенденции современного образования, такие как: ИКТ, большое количество учебной литературы, обучающих компьютерных программ, разнообразие исторической научной и научно-популярной литературы создают возможность организовать полноценное обучение краеведению  в дополнительном образовании.

Краеведение – узкий пласт знаний о малой родине, который в современном образовательном процессе набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приёмы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний по истории и культуре родного края, Белогорья.

Литература

  1. Сидорова, А.Д. Использование различных методов и форм в изучении краеведения / А.Д. Сидорова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532557/
  2. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/13495.shtml.
  3. Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Концепция национально - регионального компонента "Краеведение" в системе дополнительного образования

Цель проекта: формирование гражданского геополитического самосознания юных тольяттинцев....

«Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»

В статье рассматриваются вопросы копетентностно-ориентированного обучения эколого-биологических дисциплин  в системе дополнительного образования....

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...

Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краевед...

Методические рекомендации — «Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования»

Причины использования новых инструментов в обучении иностранному языку в детском объединении. Пример занятия по иностранному языку...