Образовательная программа по хореографии "Дорога к танцу"
рабочая программа
Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет свою структуру.
1 год обучения.
1.Теоретические сведения.
2. Партерная гимнастика и ритмика.
3. Ритмика.
4. Классический танец
5. Упражнения на середине зала
6.Народно-сценический танец.
7. Русский танец
8. Бурятский танец
9. История хореографического искусства.
10. Постановка танцев.
2 год обучения.
1.Теоретические сведения
2.Партерная гимнастика и ритмика:
3.Ритмика
4. Партерная гимнастика
5. Классический танец:
6.Упражнения у палки
7.Упражнения на середине зала
8.Закрепление упражнений
9. Народно-сценический танец:
10. Русский танец
11. Белорусский танец
12.Итальянский танец
13.Импровизация и актёрское мастерство
14. История хореографического искусства
15.Репетиции и постановка танцев
16. Постановка танцев
17.Репетиции
3 год обучения.
1.Теоретические сведения
2. Партерная гимнастика и ритмика:
3. Ритмика
4. Партерная гимнастика
5.Классический танец:
6.Упражнения у палки
7.Упражнения на середине зала
8.Закрепление упражнений
9. Народно-сценический танец:
10. Русский танец
11.Бурятский танец
12. Греческий танец
13. Импровизация и актёрское мастерство
14. История хореографического искусства
15.Современный танец;
16. Основы джаз-танца
17.Упражнения на середине
18.Хип-хоп стиль
19. Индивидуальные занятия
20. Репетиции и постановка танцев;
21. Постановка танцев
22. Репетиции
23. Сценическая практика.
4 год обучения.
1.Теоретические сведения
2. Партерная гимнастика
3. Классический танец;
4. Упражнения у палки
5. Упражнения на середине зала
6. Закрепление упражнений
7. Народно-сценический танец;
8. Цыганский танец
9. Венгерский танец
10. История хореографического искусства
11.Современный танец
12. Модерн-танец
13. Джаз-танец
14. Контактная импровизация
15.Индивидуальные занятия
16.Репетиции и постановка танцев
17.Постановка танцев
18. Репетиции
19. Сценическая практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ОП «Дорога к танцу» | ||||
| ||||
№ | Элементы ОП УДОД: |
| ||
А | Титульный лист: | |||
1 | Образовательное учреждение | МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» | ||
2 | ПРИНЯТО, дата | Учебно-педагогический совет, протокол № 1 от 30.08.2019 г | ||
3 | УТВЕРЖДЕНО, дата | Директор, приказ № 26 от 03. 09. 2019 г | ||
4 | Название ОП | «Дорога к танцу» | ||
5 | Срок реализации | 4 года | ||
6 | ФИО составитель, должность | Перевозникова Лидия Ефимовна педагог дополнительного образования | ||
7 | Территория, год | пгт. Каменск 2019 г | ||
Б | Пояснительная записка: | |||
8 | Тип программы | Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. | ||
9 | Направленность | Созданная нами структура ансамбля, а также программа поэтапного становления профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпуском, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хореографического искусства. | ||
10 | Актуальность | В результате анализа учебно-воспитательного процесса, после изучения потребностей детей и родителей было выявлено, что за последние годы в нашем городе и районе вырос интерес к занятиям хореографией. Чему во многом способствует активная концертная деятельность образцового хореографического ансамбля «Ивушка». | ||
11 | Отличительные особенности программы | Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет свою структуру. | ||
12 | Педагогическая целесообразность программы | Основным отличием данной программы от уже существующих, является срок реализации, наличие двух уровней и изучение различных направлений хореографического искусства. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотноcти, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.) | ||
13 | Цель | Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению. | ||
14 | Задачи | - Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства; - Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства; - Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры; - Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению хореографии народного танца; - Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе. | ||
15 | Возраст детей | От 7 до 17 лет. | ||
16 | Продолжительность занятия | 1-2 год обучения - 2 часа 3-4 год обучения - 3 часа | ||
17 | Формы занятий | Коллективных, групповых. | ||
18 | Режим занятий | 1 год обучения – дети 7-8 лет – 144 ч. в год, 2 раза в неделю по 2 ч. 2 год обучения – дети 9-11 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч. 3 год обучения – дети 12-13 лет – 216 ч. в год, 2 раза в неделю по 3 ч. 4 год обучения - дети 14 - 17 лет - 324 ч, в год, 3 раза в неделю по 3 ч. | ||
19 | Ожидаемые результаты | - владение основами классического танца и знание основных правил исполнения упражнений; - умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей грамотно и выразительно; - знание основных особенностей танцев народов мира; - умение свободно импровизировать; - знание основ теории хореографического искусства, его направлений. | ||
20 | Способы определения результативности | -мастер классы для родителей; -участие в конкурсах фестивалях различного уровня; -диагностика; -открытые уроки; | ||
21 | Формы контроля | Одной из форм представления результатов работы являются открытые занятия. | ||
В | Учебно-тематический план: | |||
22 | Перечень разделов, тем. | 1 год обучения. 1.Теоретические сведения. 2. Партерная гимнастика и ритмика. 3. Ритмика. 4. Классический танец 5. Упражнения на середине зала 6.Народно-сценический танец. 7. Русский танец 8. Бурятский танец 9. История хореографического искусства. 10. Постановка танцев. 2 год обучения. 1.Теоретические сведения 2.Партерная гимнастика и ритмика: 3.Ритмика 4. Партерная гимнастика 5. Классический танец: 6.Упражнения у палки 7.Упражнения на середине зала 8.Закрепление упражнений 9. Народно-сценический танец: 10. Русский танец 11. Белорусский танец 12.Итальянский танец 13.Импровизация и актёрское мастерство 14. История хореографического искусства 15.Репетиции и постановка танцев 16. Постановка танцев 17.Репетиции 3 год обучения. 1.Теоретические сведения 2. Партерная гимнастика и ритмика: 3. Ритмика 4. Партерная гимнастика 5.Классический танец: 6.Упражнения у палки 7.Упражнения на середине зала 8.Закрепление упражнений 9. Народно-сценический танец: 10. Русский танец 11.Бурятский танец 12. Греческий танец 13. Импровизация и актёрское мастерство 14. История хореографического искусства 15.Современный танец; 16. Основы джаз-танца 17.Упражнения на середине 18.Хип-хоп стиль 19. Индивидуальные занятия 20. Репетиции и постановка танцев; 21. Постановка танцев 22. Репетиции 23. Сценическая практика. 4 год обучения. 1.Теоретические сведения 2. Партерная гимнастика 3. Классический танец; 4. Упражнения у палки 5. Упражнения на середине зала 6. Закрепление упражнений 7. Народно-сценический танец; 8. Цыганский танец 9. Венгерский танец 10. История хореографического искусства 11.Современный танец 12. Модерн-танец 13. Джаз-танец 14. Контактная импровизация 15.Индивидуальные занятия 16.Репетиции и постановка танцев 17.Постановка танцев 18. Репетиции 19. Сценическая практика | ||
23 | Кол-во часов по темам (теория, практика, всего) | 1 год Теория - 11 ч. Практика – 133 ч. Всего – 144 ч. 2 год Теория – 20 ч. Практика – 196 ч. Всего - 216 ч. 3 год Теория - 14 ч. Практика – 212 ч. Всего - 216 ч. 4 год Теория - 14 ч. Практика - 304 ч. Всего - 324 ч. | ||
Д | Метод обеспечение ОП: | |||
24 | Разработки метод. Видов продукции (сценарии, положения, тесты) | Методические разработки, литература по хореографическому искусству. Литература по педагогике и психологии. Методические видеоматериалы различных направлений хореографии. Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии. | ||
25 | Дидактический материал, исследования | Музыкальное сопровождение: баян, компьютер, Интернет-ресурсы. Наличие сценических костюмов для концертных номеров. | ||
26 | Список литературы: | Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 2003. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - М.: Искусство, 1968. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004. Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986. Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981. Конен В. Рождение джаза.- М., 1984. Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.: Искусство, 1984. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981. |
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка ………………………………………………. 1
Цель и задачи программы ……………………………………………..2
Цели и задачи программы по уровням ……………………………… 3
Формы и режим занятий ……………………………………………... 4
Возрастные особенности обучающихся …………………………….. 5
Формы контроля и планируемый результат ………………………....6
Учебно-тематический план 1-го года обучения ……………………..7
Содержание программы 1-го года обучения ………………………. .8
Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………...9
Содержание программы 2-го года обучения ………………………..
Учебно-тематический план 3-го года обучения …………………… 10
Содержание программы 3-го года обучения ………………………. 11
Учебно-тематический план 4-го года обучения …………………… 12
Методическое обеспечение программы …………………………… 13
Условия реализации программы …………………………………… 14
Список литературы для педагога ……………………………………15
Список литературы для обучающегося …………………………… .16
Пояснительная записка.
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
В результате анализа учебно-воспитательного процесса, после изучения потребностей детей и родителей было выявлено, что за последние годы в нашем городе и районе вырос интерес к занятиям хореографией. Чему во многом способствует активная концертная деятельность образцового хореографического ансамбля «Ивушка».
Созданная нами структура ансамбля, а также программа поэтапного становления профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпуском, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хореографического искусства.
Это часто приводит обучающихся к самоопределению в мире профессий. Данная программа, являясь углубленной, работает на профессиональное самоопределение выпускников.
Немало выпускников ансамбля связали свою жизнь с искусством танца. Многие продолжают танцевать в ансамблях при средних специальных и высших учебных заведениях, а некоторые выбрали танец своей профессией.
Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет следующую структуру:
- подготовительные группы - это первый – подготовительный этап на пути овладения умениями и навыками хореографического творчества. Пройдя его, воспитанники сдают итоговый экзамен, по результатам которого переходят на следующую ступень.
- основные концертные группы – основной этап обучения, совершенствование умений и навыков, предпрофильная подготовка обучающихся.
- солисты ансамбля – наиболее одарённые дети, которые осознанно выбирают профессию педагога-хореографа.
В нашем хореографическом коллективе разработана многоуровневая система комплексного поэтапного обучения и развития детей, основанная на принципах непрерывного образования и природосообразности.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства;
- Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
- Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению хореографии народного танца;
- Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе.
Программа построена с учётом целостного подхода к педагогическому процессу, предполагающему выделение следующих принципов обучения:
- Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
- Принцип адекватности особенностям психического развития ребёнка; предполагает изучение педагогом психофизиологических возрастных особенностей детей; умение педагога общаться с детьми на их уровне развития с небольшим опережением;
- Принцип дифференциации и индивидуального подхода; предполагает дополнительные занятия с учётом уровня развития каждого ребёнка; кроме того, при осуществлении воспитательного процесса, он предполагает учёт темперамента каждого участника коллектива;
- Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков их развития и совершенствования; предполагает чёткое следование разработанной педагогом экспериментальной программе;
- Принцип координации «педагог – воспитанник – семья» предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося, где воспитанник выступает не только в роли субъекта.
Программа разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей.
Основным отличием данной программы от уже существующих, является срок реализации, наличие двух уровней и изучение различных направлений хореографического искусства. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.).
При разработке содержания программы «Дорога к танцу» учитывается национально – региональный компонент. На занятиях по народному танцу дети знакомятся с культурой и историей бурятского танцевального искусства и получают необходимый запас знаний при постановке бурятского танца. На занятиях используются национальные игры: «Рукавичка» и др.
Программа рассчитана на 4 года обучения, реализуется по двум уровням:
1 – базовый
1 год обучения – дети 7-8 лет – 144 ч. в год, 2 раза в неделю по 2 ч.
2 год обучения – дети 9-11 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
3 год обучения – дети 12-13 лет – 324 ч. в год, 3 раза в неделю по 3 ч.
4 год обучения - дети 14 - 17 лет - 324 ч, в год, 3 раза в неделю по 3 ч.
Цель базового уровня:
Способствование гармонизации развития и творческому самовыражению детей посредством хореографии.
Задачи:
- Ознакомить детей с различными направлениями хореографического искусства;
- Развить коммуникативные способности;
- Выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении танцевальной культуры;
- Активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель креативного уровня:
Формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей, путём приобщения к богатству танцевальной культуры.
Задачи:
- Освоение способов и приёмов, технологий творческого решения художественных задач;
- Воспитать интерес к самостоятельному изучению истории танцев народов мира;
- Развитие интереса к профессиональной деятельности выдающихся танцоров;
- Развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.
Формы и режим занятий.Для достижения поставленных целей и задач, основной формой учебной и воспитательной работы является групповое занятие.
Ни одно занятие нельзя мыслить как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и перспектива связи с дальнейшими заданиями.
На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного танцев и исполняться задания на импровизацию.
С особо одарёнными детьми проводятся индивидуальные занятия, на которых педагог разучивает сольные партии и номера, отличающиеся некоторой сложностью, соответствующей уровню индивидуального развития и уровню техники исполнения .
Индивидуально с педагогом занимаются дети, которые менее интенсивно усваивают новый материал. С этой категорией детей дополнительно работают и солисты ансамбля, выступая в роли педагога-репетитора.
Количество обучающихся в группах первого и второго года целесообразно в пределах 12-15 человек, третьего года 10-12 человек, четвёртого года 8-10 человек.
Планируемый результат:
- владение основами классического танца и знание основных правил исполнения упражнений;
- умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей грамотно и выразительно;
- знание основных особенностей танцев народов мира;
- умение свободно импровизировать;
- знание основ теории хореографического искусства, его направлений.
Формы и методы выявления и анализа результатов:
Диагностическая таблица (Начальный и конечный результат)
Портфолио образцового хореографического ансамбля «Ивушка»
Учебно-тематический план
1 год обучения
|
|
|
| Формы аттестации и контроля |
|
|
|
| Беседа |
|
| 1 |
| |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Тест |
|
|
| Практическая работа | |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Задание - упражнение |
|
|
|
| Задание - упражнение |
|
|
|
| Беседа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
|
Содержание программы.
1. Теоретические сведения.
Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и
обязанности воспитанников. Техника безопасности.
2.Партерная гимнастика и ритмика
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка.
Разучивание разминки – разогрева. Упражнения, развивающие силу ног, выворотность; правильную осанку; гибкость; подвижность суставов.
Разучивание батман тандю, плие, ронд, анлер.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками, построение в круг, движение по кругу.
3. Классический танец.
Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
3.1 Упражнения на середине зала:
Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег, выбрасывая прямые ноги вперёд и назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в стороны, вперёд и назад, низкие выпады вперёд и в стороны.
Точки плана класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й позиции; танцевальные движения.
Учебно-тематический план.
|
|
|
| Формы аттестации и контроля |
|
|
|
| Фронтальный опрос |
|
|
|
| Практическая работа |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Контрольная работа |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
5. История хореографического искусства |
|
|
| Задание - упражнение |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
| |||
|
|
|
| Оценка практических навыков |
|
|
|
| |
|
|
|
| Творческий отчёт |
|
|
|
|
Содержание программы.
1. Теоретические сведения.
Задачи 4-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.
2. Партерная гимнастика.
Повторение и закрепление выученных упражнений за 1-3-й годы обучения. Разучивание новых более сложных упражнений.
3. Классический танец.
3.1 Упражнения у палки.
Все упражнения повторяются в ускоренном темпе. Изучается уровень подъёма ног, добавляются полупальцы опорной стопы.
Разучивание упражнений: ронд де жамб ан лер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, пор де бра с ронд де жамб пар тер на плие, плие-релеве на 45 с демиронд де жамб, батман девлоппе, танрелеве на 45 ан деор и ан дедан, ватман девлоппе расе на 90, демиронд де жамб на 90, маленькие позы, заключающие упражнения.
3.2 Упражнения насередине зала.
Поворот в 5-й позиции на полупальцах на середине зала, позы классического танца на 45, затем на 90 градусов, аттитюды, арабески на 45 затем на 90 градусов, элементарное адажио, танлие вперёд и назад, па де буре без перемены ног в сторону, и наефассе.
Прыжки: па эшаппе на одну ногу, гранд шанжман де пье, птишанжман де пье, па глиссад, жете в маленьких позах, па ассамблее в позах.
3.3 Закрепление упражнений.
Работа над техникой исполнения упражнений.».»Пордебра»-упр. для корпуса.
4.Народно-сценический танец.
4.1 Цыганский танец.
Особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев. Основные положения и движения рук в цыганском танце, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперёд, тряска плечами, мужские «хлопушки» и. т. д.
Разучивание цыганского танца «Цыганские напевы».
4.2 Венгерский танец.
Венгерские танцы интересны своей ритмичностью, координацией танцевальных движений, темпераментом.
Элементы венгерского сценического танца: положения рук и ног, «ключ» - удар каблуками (одинарный и двойной), шаг в сторону с двумя переступаниями, «верёвочка», «голубец», поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции, пружинистые удары, вращение с отбрасыванием ног назад, пируэт на каблуках и. т. д.
Разучиваем этюд в характере венгерского танца.Этюд на48 т.
5.История хореографического искусства.
Истоки западноевропейского балетного театра. Турниры, процессии, карнавалы, маскарады. Зарождение придворного балета.
Драматургия и хореография. Музыкальное и хореографическое решение спектаклей, их идейное содержание.
Развитие техники танца. Эволюция выразительных средств хореографических форм. Реформы в балетном театре. Перспективы развития балетного театра.
Просмотр видеоматериала «Балетная школа».Видио материал танцевального коллектива»Сибирские узоры».
6. Современный танец.
6.1 Модерн-танец.
На уроках танца модерн дети, обучаясь основным движениям, учатся взаимодействовать с окружающим их пространством, учатся использовать в танце силу земного притяжения. Работа с пространством даёт неограниченные возможности в сочетании с высоким техническим уровнем подготовки.
Основные понятия: контракция, кёф, арка. Учимся правильно дышать. Падения и быстрый подъём.
Разучивание тренажа на полу: плие, батман тандю, жете, ронд, фондю, гранд батман жете и адажио в стиле модерн.
Разучивание танцевальных комбинаций на середине зала и в продвижении.
6.2 Джаз танец.
Повторение и закрепление выученного за 3-й год обучения.
Развёрнутая разминка у палки на материале современного джаза.
Характерно использование чередования темпо ритмов, синкоп, смещённого ритма, свойственных джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций.
6.3 Контактная импровизация.
Используя основы техники release, учимся: совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнёра, коллектив, себя в коллективе как одно целое.
8.Репетиции и постановка танцев.
Греческий хоровод «Сиртаки», «Татарский танец».
Работа над техникой исполнения номеров, характером и манерой.
9. Сценическая практика.
Применение на практике полученных знаний, умений и навыков, их закрепление.
По окончании 4-го года обучения дети должны:
владеть методикой исполнения движений классического танца;
владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального номера;
чувствовать национальный характер и ритм;
иметь понятие о балетном спектакле;
знать законы общей координации тела, рук, ног, головы, законы равновесия;
знать основы овладения техниками джаз и модерн танца.
Методическое обеспечение программы
Основные формы и методы работы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
Метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей.
Словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
Наглядный метод - личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видео просмотр выступлений профессиональных коллективов.
Практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
Метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексноезанятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:
Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.
Тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы.
Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.
Типы учебных занятий в ансамбле «Ивушка»
Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.
Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.
Для выявления результатов реализации программы использую такие формы промежуточной и итоговой аттестации:
зачёт – открытое занятие, экзамен, отчётный концерт коллектива.
Зачёт и экзамен проходят в форме «класс-концерта», на котором присутствуют родители детей, воспитанники других групп и все желающие.
После сдачи экзамена обучающимся выдаётся свидетельство с оценками, благодаря чему, экзамен является большим стимулом для дальнейшего творческого роста.
Оценки, выставляемые на экзаменах, отличаются от оценок в школе.
Моё правило – никаких двоек и троек. Обучающиеся первых двух лет обучения получают оценки от 4-х до 6-и баллов, третьего года обучения от 5-и до 7-и баллов, четвёртого года обучения от 6-ти до 8-и баллов и пятый год обучения от 7-и до 9-ти баллов. Таким образом, сравнивая полученные свидетельства с оценками за разные годы обучения, для ребёнка создаётся ситуация успеха, так как вместе с его творческим ростом, увеличиваются баллы, которые он получает на экзамене.
Для того чтобы отследить результаты усвоения знаний, умений и навыков мастерства моими воспитанниками, а так же своевременно реагировать на возникшие проблемы, я разработала диагностические карты по двум уровням обучения: базовый и креативный.
Творческий рост моих воспитанников отражается в успешных выступлениях на фестивалях и конкурсах.
Для выявления интересов ребят разработала тест. По результатам теста видно, что 100% детей занимаются в коллективе с интересом и желанием, 65% обучающихся занимаются целенаправленно, т. е. хотят достичь каких-либо результатов, 10% из них хотят продолжить своё обучение в специализированных учебных заведениях.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение программы
Преподавание разных видов танца требует от педагога специального образования и разносторонней подготовки в области хореографии, педагогики и психологии.
Руководитель ансамбля – Почетный работник общего образования РФ Л.Е. Перевозникова Республиканский колледж культуры и искусства им,Чайковского.
Постоянно повышает свою квалификацию на семинарах и мастер-классах в г.Улан-Удэ.
Материально-техническое обеспечение
Наличие оборудованного зала для занятий. В зале должны быть: зеркала, станок, палас.
Наличие у детей специальной формы для занятий (у мальчиков шорты и футболка, у девочек велосипедки и футболка, либо купальник для занятий и юбочка).
Музыкальное сопровождение: баян, компьютер, Интернет-ресурсы.
Наличие сценических костюмов для концертных номеров.
Программно-методическое обеспечение
Методические разработки, литература по хореографическому искусству.
Литература по педагогике и психологии.
Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.
Список литературы для педагога:
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.: Искусство, 1984.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных коллективов.- М., 1984.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
Смирнов И. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986.
Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.: Искусство, 1996.
Чижова А. Берёзка.- М.: Советская Россия, 1972.
Шишкина-Фишер Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и песни.- М.: Готика, 2000.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца.- М.: Искусство, 1968.
Список литературы для детей.
Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"
Программа разработана педагогом дополнительного образования Пекешиной Светланой Анатольевной средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ . Срок реализации...
дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"
Результатом моей работы над методической темой "Современная хореография как средство развития личности ребёнка" стало создание модифицированной образовательной программы «От фантазии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-305539-1380648472.jpg)
Образовательная программа факультативного курса "Постановка танца"
Образовательная программа факультативного курса разработана для ансамбля народно-сценического танца "Надежда".Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет . Срок реализации 8 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-306585-1381074878.jpg)
Образовательная программа "В мире народного танца"
Модульная программа по хореографии рассчитана на детей 7 - 14 лет....
Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца
Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет оценить результативность освоения образовательной программы клуба....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436054-1397356124.jpg)
Образовательные программы по "Ритмике и танцу"7-10 лет и "Танцевальному мастерству"11-14 лет на 2 года обучения
Образотельные программы по "Ритмике и танцу" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/06/picture-462784-1404665934.jpg)
Образовательная программа коллектива эстрадно - спортивного танца "Шанс" - "Будем стройнее" для детей 12 - 17 лет, автор Дубова Наталья Васильевна
Программа «Будем стройнее», результат 5-летнего опыта работы педагога, соответствует современным требованиям педагогики, психологии, теории физической культуры, раскрывает со...