Программа дополнительного образования "Школа проектов"
рабочая программа

Программа ориентирована на приобретение практических знаний и умений школьников при проведении исследований и проектной деятельности. Курс разработан для обучающихся 5-9 классов, 108 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_shkola_proektov.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 МИКРОРАЙОНА "ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА"

Принята на заседании методического совета КМЦ

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

Начальник КМЦ

_______________/А. Л. Садекова/

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления образования Администрации г. о. Красногорск

_______________/Н. С. Тимошина/

«___»____________________20__ г.

Муниципальная дополнительная общеразвивающая программа

ШКОЛА ПРОЕКТОВ

естественнонаучной направленности

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет

Срок реализации программы:

Модули: 1 года (5 класс),

 2 года (6-7 класс),

 2 года (8-9 класс)

Авторы-составители программы:

Тимошина Наталья Сергеевна,

начальник Управления образования

Администрации г. о. Красногорск;

Каргина Татьяна Сергеевна,

Заместитель директора КМЦ;

Кузьменко Юлия Евгеньевна,

руководитель МПО учителей биологии

г. о. Красногорск

2019

Содержание программы

  1. Пояснительная записка        
  2. Краткая характеристика модулей.
  3. Участники регионального проекта
  4. Сроки и этапы реализации программы (по годам)
  5. Содержание программы (по модулям)

  1. Пояснительная записка        

Программа «Школа проектов» ориентирована на приобретение практических знаний и умений школьников при проведении исследований и в проектной деятельности. Курс разработан для учащихся 5 – 9 класса, рассчитан на 180 часов.

Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, выявление и сопровождение учащихся проявляющих интерес к естественным наукам, удовлетворение спроса жителей округа на качественное дополнительное образование.

Задачи программы:

  1. Увеличение охвата детей дополнительным образованием.
  2. Стимулирование интереса к естественным наукам.
  3. Применение современных форм и методов дополнительного образования.
  4. Использование возможностей системы дополнительного образования для профессионального самоопределения школьников, выстраивания индивидуальной профессиональной траектории, содействие в получении профессии в области естественных наук

        Программа акцентирует внимание учащихся на методах, которые используются в естественных науках, и дает возможность учащимся изучить их на практических занятиях.

Освоение учащимися курса «Школа проектов» будет способствовать развитию у них познавательного интереса к познанию окружающего мира, научной и исследовательской деятельности; приобретению знаний о научной картине мира и методах, которые используют ученые для достижения научного знания; формированию представлений о содержании естественных наук, их значении и перспективах развития.

Реализация программы направлена на формирование у школьников потребности в изучении природы, использования научных методов для познания окружающей среды и в повседневной жизни, выявление профессиональных интересов и склонностей.

Программа состоит из трех модулей:

- школа первых открытий – 5 класс (36 часов);

- школа проектов – 6-7 класс (72 часа);

- мой проект – 8-9 класс (72 часа).

Модули программы могут использоваться отдельно или последовательно.

Первый модуль программы – стартовый. Реализуется в течение одного календарного образовательными организациями г. о. Красногорск, участвующими в проекте. Второй и третий модули разрабатываются образовательной организацией самостоятельно с учетом региональных и муниципальных мероприятий, указанных в характеристике модулей.

Отдельные модули и части программы могут быть использованы для организации занятий в каникулярное время и для индивидуальной работы с одаренными детьми в рамках реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  1. Краткая характеристика модулей.

Модуль 1. Школа первых открытий (5 класс, 36 часов)

Ведение в проектную и исследовательскую деятельность. Пропедевтический курс. Знакомство с естественными науками, предметом и методами исследований в этих областях знаний. Первичное знакомство с естественными науками (астрономией, биологией, медициной, физикой, химией, экологией). Знакомство с методом проектов. Выполнение группового проекта. Лабораторный практикум. Цикл учебных экскурсий биологической, экологической и краеведческой направленности.

     Модуль 2. Школа проектов (6 – 7 классы, 72 часа)

Знакомство с методом проектов. Выполнение тематических учебных проектов в области естественных наук. Лабораторный практикум. Реализация программы «Наука на каникулах» (подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников). Подготовка и проведение муниципального конкурса «Школа проектов», участие в муниципальных мероприятиях естественнонаучной направленности. Участие в реализации школьного долгосрочного проекта «Раздельно в XXI веке».

        Модуль 3. Мой проект (8-9 классы, 72 часа)

Комплекс мероприятий по выполнению индивидуального проекта учащимися, методическое сопровождение, оформление, подготовка к защите и защита проекта в рамках научно-практических конференций и конкурсов учащихся разного уровня. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий для учащихся. Организация работы в рамках Школы интеллектуального роста «Перспектива» (подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников), профориентационная работа для учащихся, проявивших способности и склонности к изучению естественных наук. Работа в рамках проекта «Большое будущее» совместно с «Красногорским колледжем», организация работы с Высшими учебными заведениями естественнонаучной направленности в соответствии с договорами о сотрудничестве.

  1. Участники регионального проекта

№ п/п

Роль в проекте

ФИО

Должность

Управление проектом (муниципальный уровень)

1.

Куратор проекта

Тимошина

Наталья Сергеевна

Начальник Управления  образования Администрации г. о. Красногорск

2.

Куратор проекта

Каргина

Татьяна Сергеевна

Заместитель директора КМЦ

3.

Администратор проекта

Кузьменко

Юлия Евгеньевна

Руководитель МПО учителей биологии

Методическое обеспечение проекта

1.

Авторы (соавторы) Программы

Вохмякова

Татьяна Львовна

Учитель биологии МБОУ гимназия № 7 им. Д П. Яковлева

2.

Зиновьева

Мария Сергеевна

Учитель биологии МБОУ СОШ № 10 с УИОП

3.

Андрианова

Ирина Валентиновна

Учитель биологии МБОУ Опалиховская СОШ

4.

Изох

Елена Анатольевна

Учитель химии МБОУ гимназия № 7 им. Д П. Яковлева

5.

Сычёва

Екатерина

Владимировна

Учитель биологии ЧОУ СОШ «Исток»

Апробационная площадка реализации Программы

МБОУ гимназия № 7 им. Д. П. Яковлева

1.

Куратор проекта

Иванова

Марина Анатольевна

Директор МБОУ гимназия № 7 им. Д П. Яковлева

2.

Администратор проекта

Сазонова

Марина Викторовна

Заместитель директора по ВР

3.

Администратор проекта

Изох

Елена Анатольевна

Руководитель кафедры учителей естественнонаучного цикла и здорового образа жизни

Управление проектом (уровень образовательной организации)

1.

Куратор проекта

Грицук Наталья Сергеевна

Директор МБОУ СОШ №14 микрорайона "Павшинская пойма"

2.

Куратор проекта

Краус

Юлия Анатольевна

Заместитель директора по УВР

3.

Администратор проекта

Рубцова Нина Ивановна

Руководитель кафедры

Разработка программ, организация мероприятий проекта

4.

Координатор проекта

Рубцова Нина Ивановна

Руководитель кафедры учителей естественнонаучного цикла и здорового образа жизни

5.

Координатор проекта

Хлебанов Владислав Николаевич

Руководитель кафедры учителей математики, физики, информатики

Участие в мероприятиях проекта

8.

Участники проекта

Рубцова Нина Ивановна, учитель биологии

Скворцова Елена Сергеевна, учитель биологии

Крутько Анастасия Васильевна, учитель географии

Хлебанов Владислав Николаевич, учитель физики

  1. Сроки и этапы реализации программы (по годам)

Название этапа, сроки реализации

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Апробация

2019-2020 учебный год

Апробация 1 модуля программы «Школа первых открытий»

Организация и проведение муниципального конкурса «Школа проектов естественных наук»

Участие в школьных, окружных и региональных мероприятиях естественнонаучной направленности

Определение аудитории проекта

Разработка индикаторов эффективности реализации проекта

Создание базы площадок для подготовки, реализации и защиты проектов

Внедрение

2020-2021

учебный год

Внедрение 1, 2 и 3 модулей программы «Школа проектов»

Активизация работы ШНОУ

Участие в мероприятиях проекта «Наука в Подмосковье»

Достижение индикаторных показателей:

охват учащихся 100-150 человек;

Наличие победителей и призеров

Основной этап

2021 – 2023

 годы

Реализация 1, 2 и 3 модулей программы «Школа проектов»

Участие в мероприятиях проекта

Достижение индикаторных показателей

Заключительный этап

2024 – 2025 учебный год

Обобщение опыта.

Представление опыта реализации программы в педагогическом сообществе округа

Приложение 1. Программа 1 модуля «Школа первых открытий»

Пояснительная записка        

Программа «Школа первых открытий» ориентирована на приобретение практических знаний и умений школьников применять полученные знания при проведении исследований и в проектной деятельности. Курс разработан для учащихся 11-12 летнего возраста (5 класс) и носит пропедевтический характер.

        Программа акцентирует внимание учащихся на методах, которые используются в естественных науках, и дает возможность учащимся изучить их на практических занятиях.

Освоение учащимися курса «Школа первых открытий» будет способствовать развитию у них познавательного интереса к познанию окружающего мира, научной и исследовательской деятельности; приобретению знаний о научной картине мира и методах, которые используют ученые для достижения научного знания; формированию представлений о содержании естественных наук, их значении и перспективах развития.

Реализация программы направлена на формирование у школьников потребности в изучении природы, использования научных методов для познания окружающей среды и в повседневной жизни, выявление профессиональных интересов и склонностей в будущей жизни.

В программе предусмотрено проведение 17 практических работ и 2 экскурсии (в каникулярное время).

        Большинство учебных занятий проходит в групповой форме. В ходе реализации программы предусмотрено проведение защиты проектов и учебных экскурсий.

        Программа «Школа первых открытий» рассчитана на 36 часов.

Содержание программы

Введение. Научный метод познания природы (1 ч.). Методы. Наблюдение, описание, обобщение. Факты и данные. Эксперимент. Выводы. Гипотезы и теории. Как это связано друг с другом и как ученые используют это в научных исследованиях

Раздел 1. Наблюдения и измерения (5 ч.). В чем разница между «смотреть» и «наблюдать». Почему необходимо записывать наблюдения и как это сделать правильно. Выбор объекта для наблюдений. Оформление дневника наблюдений. Что можно измерить. Простейшие измерители и простейшие измерения.

Практическая работа №1. Наблюдение за природным объектом или явлением.

Практическая работа №2. Проведение измерений с помощью простейших приборов.

Практическая работа №3. Проведение измерений природных объектов или явлений.

Раздел 2. Работа в лаборатории (10 ч.). Правила работы в лаборатории. Приборы и лабораторное оборудование. Экскурсии в кабинеты биологии и химии. Демонстрация опытов. Устройство увеличительных приборов (лупа и штативная лупа, микроскоп) и правила работы с ними.

Практическая работа №4. Рассматривание объектов с помощью увеличительных приборов.

Практическая работа №5. Рассматривание макрообъектов при помощи увеличительных приборов.

Практическая работа №6. Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом.

Практическая работа №7. Изготовление микропрепарата.

Практическая работа №8. Работа цифрового микроскопа.

Раздел 3. Поиск и обработка информации (8 ч.). Коллекции и определители. Понятие о классификации. Принципы составления ключа к определению. Поиск информации по карте. Работа с информацией в библиотеке и глобальной сети Интернет.

Практическая работа №9. Работа с определителем или с определительной карточкой.

Практическая работа №10. Составление ключа к определению предметов, объектов живой или неживой природы.

Практическая работа №11. Работа с картой.

Практическая работа №12. Работа в библиотеке. Поиск книг по каталогу. Работа в читальном зале.

Практическая работа №13. Поиск информации в интернете. Адрес электронного документа.

Раздел 4. Школа проектов (4 ч.). Выполнение проектов по биологии, гидробиологии, экологии. (по разделам: определители, гидробиология, приготовление микропрепаратов, живая и неживая природа и др.) Оформление проекта. Защита проекта.

Практическая работа №14. Часть 1. Алгоритм выполнения проекта.  (1) выбор темы проекта; 2) выполнение проектного исследования с использованием инструктивной карточки; 3) оформление результатов проектного исследования в виде презентации PowerPoint$ 4) Подготовка проекта к защите и защита проекта)

Темы проектов:

Определители: 1) определение минералов; 2) классификация плодов и семян; 3) определение побегов древесных растений; 3) определение хвойных растений.

Гидробиология: 1) определение некоторых показателей химического состава воды (кислотность, окисляемость, жёсткость); 2) определение водорослей и простейших; 3) определение степени обрастания стенок аквариума

Приготовление микропрепаратов: 1) многообразие клеток; 2) рассматривание мукора под микроскопом; 2) плазмолиз/деплазмолиз в клетках кожицы лука; 3) движение цитоплазмы в клетках листа элодеи

*примечание. Набор проектно-исследовательских работ может быть изменен и дополнен по усмотрению учителя.

Практическая работа №15. Конференция «Школа проектов естественных наук» (школьный тур)

Раздел 5. Моделирование природных объектов и явлений. (4 ч.). Что такое моделирование. Почему применяют этот метод и когда это выгодно. Подготовка стендового доклада и демонстрации модели. Проведение выставки моделей природных объектов и явлений. (Моделирование процессов: заселение водоема, высыхание водоема, влияние гигроскопичности почвы на расход воды при поливе комнатных растений, условия прорастания семян)

Практическое занятие №16. Разработка модели природного объекта или явления

(продолжительность занятия два академических часа).

Раздел 6. Создание экологической тропы на пришкольной территории (4 ч.). Проведение экологической экскурсии по пришкольной территории. Выбор природных объектов. Создание и оформление экологической тропы. (1. «Многообразие растений»; 2. «Экологические факторы»; 3. «Интродуцированые виды») Разработка и проведение экскурсии по экологической тропе для дошкольных групп.

Практическая работа № 17. Определение этапов экологической тропы. Описание природных объектов.

Учебный план

№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Наблюдения и измерения

5

2

3

Оформление наблюдений

3.

Работа в лаборатории

10

5

5

Оформление лабораторных работ

4.

Поиск и обработка информации

8

3

5

Материалы

5.

Школа проектов

4

2

2

Презентация

6.

Моделирование природных объектов и явлений

4

3

1

Модель

7.

Создание экологической тропы на пришкольной территории

4

3

1

Проект

36

19

17

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы/занятия

Содержание

Виды деятельности

Сроки

Введение (1 час)

1.

Введение

Научный метод познания природы. Методы. Наблюдение, описание, обобщение. Факты и данные. Эксперимент. Выводы. Гипотезы и теории

Анализ объяснения учителя, отбор и отбор материала беседы.

1 неделя

Раздел 1. Наблюдения и измерения (5 ч.)

2.

Проведение наблюдений в природе

В чем разница между «смотреть» и «наблюдать». Почему необходимо записывать наблюдения и как это сделать правильно. Выбор объекта для наблюдений.

Наблюдение за демонстрациями, анализ полученных результатов, изучение устройств по моделям и плакатам. Выполнение практических работ

2 неделя

3.

Выбор объекта для наблюдений

Практическая работа №1. Наблюдение за природным объектом или явлением.

3 неделя

4.

Оформление дневника наблюдений.

Зачем нужен дневник наблюдений? Представление данных в виде таблиц, диаграмм графиков. Как рисовать биологические рисунки

4 неделя

5-6.

Простейшие измерители и простейшие измерения.

Линейка, нить, сетка, маркеры.

Практическая работа №2. Проведение измерений с помощью простейших приборов.

5 неделя

Практическая работа №3. Проведение измерений природных объектов или явлений.

6 неделя

Раздел 2. Работа в лаборатории (10 ч.)

7.

Правила работы в лаборатории

Техника безопасности при работе в кабинете химии и биологии.

Знакомство с увеличительными приборами

 Правила оформления лабораторной работы.

Изучение лабораторного оборудования. Выполнение проектно-исследовательских работ. Объяснение наблюдаемых явлений. Формулирование выводов по результатам опытов

Выполнение групповых индивидуальных и самостоятельных работ

7 неделя

8.

Знакомство с химической лабораторией

Лабораторный практикум:

Знакомство с химической лабораторией, демонстрация опытов

 8 неделя

9-10

Устройство увеличительных приборов (лупа и штативная лупа, микроскоп) и правила работы с ними.

Устройство увеличительных приборов (лупа и штативная лупа, микроскоп) и правила работы с ними.

9 неделя

Практическая работа №4. Рассматривание объектов с помощью увеличительных приборов.

10 неделя

11.

Ручная лупа и штативная лупа.

Практическая работа №5. Рассматривание макрообъектов при помощи увеличительных приборов.

11 неделя

12-

13.

Работа с микроскопом

Практическая работа №6. Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом

12 неделя

Практическая работа №7. Изготовление микропрепарата.

13 неделя

14.

Работа в цифровым микроскопом

Практическая работа №8. Работа цифрового микроскопа.

14 неделя

15.

Использование цифровых устройств для увеличения объектов

Как использовать мобильный телефон как увеличительный прибор

15 неделя

16.

Цифровая фотография микрообъектов

Просмотр изображений макро и микрообъектов.

Как рисовать микрообъекты

16 неделя

Раздел 3. Поиск и обработка информации (8 ч.)

17.

Коллекции и определители

Коллекции и определители. Понятие о классификации. Принципы составления ключа к определению.

Поиск информации в библиотеке и в сети Интернет. Работа с каталогами и определителями. Работа с картой

17 неделя

18-19.

Работа с определителем

Понятие «Теза» и «антитеза».

Практическая работа №9. Работа с определителем или с определительной карточкой.

18 неделя

Практическая работа №10. Составление ключа к определению предметов, объектов живой или неживой природы.

19 неделя

20-21.

Экскурсия в библиотеку

Устройство библиотеки

20 неделя

Составление списка библиографических источников

21 неделя

22.

Работа с картой

Поиск объектов на карте. Условные обозначения.

Практическая работа №11. Работа с картой.

22 неделя

23.

Поисковая система библиотеки

Поисковая система библиотеки. Систематический и алфавитный каталоги.

Практическая работа №12. Работа в библиотеке. Поиск книг по каталогу. Работа в читальном зале.

23 неделя

24.

Поиск информации в Интернете

Поиск информации в Интернете Составление списка библиографических источников

Практическая работа №13. Поиск информации в интернете. Адрес электронного документа.

24 неделя

Раздел 4. Школа проектов (4 ч.)

25.

Что такое проект?

Алгоритм выполнения проекта.

Практическая работа №14. Часть 1. Алгоритм выполнения проекта.  ( 1) выбор темы проекта; 2) выполнение проектного исследования с использованием инструктивной карточки; 3) оформление результатов проектного исследования в виде презентации PowerPoint$ 4) Подготовка проекта к защите и защита проекта)

Выполнение учебного проекта

25 неделя

26.

Выполнение проектов по биологии, гидробиологии и экологии

Практическая работа №14. Часть 2. Темы проектов:

Определители: 1) определение минералов; 2) классификация плодов и семян; 3) определение побегов древесных растений; 3) определение хвойных растений.

Гидробиология: 1) определение некоторых показателей химического состава воды (кислотность, окисляемость, жёсткость); 2) определение водорослей и простейших; 3) определение степени обрастания стенок аквариума

Приготовление микропрепаратов: 1) многообразие клеток; 2) рассматривание мукора под микроскопом; 2) плазмолиз/деплазмолиз в клетках кожицы лука; 3) движение цитоплазмы в клетках листа элодеи

*примечание. Набор проектно-исследовательских работ может быть изменен и дополнен по усмотрению учителя.

26 неделя

27.

Подготовка проекта к защите

Оформление проекта, подготовка презентации проекта. Подготовка выступления

27 неделя

28.

Конференция

Практическая работа №15. Конференция «Школа проектов естественных наук» (школьный тур)

28 неделя

Раздел 5. Моделирование природных объектов (4 ч.)

29.

Что такое моделирование. Методы моделирования.

Что такое моделирование.  Что такое моделирование. Почему применяют этот метод и когда это выгодно.

Моделирование и конструирование

29 неделя

30-31.

Моделирование процессов

Моделирование процессов: заселение водоема, высыхание водоема, влияние гигроскопичности почвы на расход воды при поливе комнатных растений, условия прорастания семян

30 неделя

Практическое занятие №16. Разработка модели природного объекта или явления (продолжительность занятия два академических часа).

31 неделя

32.

Проведение выставки моделей природных явлений

Подготовка стендового доклада, демонстрация модели.

32 неделя

Раздел 6. Создание экологической тропы (4 ч.)

33.

Что такое экологическая тропа?

Проведение экскурсии по экологической тропе. Выбор объектов для экологической тропы. Создание и описание маршрута

Маршрутизация. Составление карты маршрута и паспортизация объектов

33 неделя

34.

Создание и оформление экологической тропы

Создание экскурсий по экологической тропе на пришкольной территории: 1. «Многообразие растений»; 2. «Экологические факторы»; 3. «Интродуцированые виды»

Практическая работа № 17. Определение этапов экологической тропы. Описание природных объектов.

34 неделя

35.

Проведение экскурсии по экологической тропе

Разработка и проведение экскурсии по экологической тропе для дошкольных групп.

35 неделя

36.

36 неделя

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000.
  2. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001.
  3. Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  4. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. п. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей),  Издание МГДД(Ю)Т .М.2003.
  6. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего» /Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005 .
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Грешневиков, А. Н. Экологический букварь: для средних и старших классов / А. Н. Грешневиков. – М. : Экос-Информ, 1995. – 75 с.
  2. Махлин М. Д., Солоницына Л. П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984.— 144 с.
  3. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Титов Е.В. и др. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя. – М.: 2006. –145 С.
  4. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под. ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 387 с.
  5. Виртуальная образовательная лаборатория (http://www.virtulab.net/  ) [электронный ресурс]  Описание: коллекция образовательных интерактивных работ по физике, химии, биологии, позволяет учащимся проводить виртуальные эксперименты (период обращения сентябрь 2017г)
  6. Олимпиада Национальной технологической инициативы (https://nti-contest.ru/ ) [электронный ресурс]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Здравушка" (проект)

Проект программы дополнительного образования для детей 5 – 8 лет со вторичным иммунодефицитным состоянием в условиях кратковременного пребывания (детского санатория)...

Программа дополнительного образования "Наши проекты"

Программа дополнительного образования "Наши проекты" основывается на принципах деятельностного подхода в обучении, способствующего развитию личности ученика через формирование универсальных учебных де...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально-значимого проекта: «Отголоски войны»

В рамках выполнения  программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации»,  реализации Стратегии  развития образования  и в связи с празднован...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...

Иванова Н.В. Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования «Проект «Тележурналист»

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь. Он должен уметь определить перспективу развития, намечать план действий, которые предстоит осуществить и, осущест...