Программа дополнительного образования "Здравушка" (проект)
рабочая программа на тему

Ифанова Елена Валерьевна

Проект программы дополнительного образования для детей 5 – 8 лет со вторичным иммунодефицитным состоянием в условиях кратковременного пребывания (детского санатория)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира»

Рекомендовано педагогическим советом                                          «Утверждаю»

«      » __________ 20    г.                                Главный врач                Галат О.В.

Протокол № ____                                                    «      » __________ 20    г.

Проект программы

дополнительного образования детей

«Здравушка»

Для детей 5 – 8 лет

со вторичным иммунодефицитным состоянием

в условиях кратковременного пребывания

Автор-составитель

Ифанова Елена Валерьевна

Музыкальный руководитель

ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3

г. Владимира»

г. Владимир

2013 г.

Пояснительная записка.

  1. Актуальность.

В последнее время в обществе стал подниматься вопрос о создании условий для оптимального взаимодействия между здравоохранением, образованием и социально-психологическими службами. И, если совсем недавно темы здоровья подрастающего поколения обсуждались только в медицинских кругах, то сегодня задача здоровьесбережения является приоритетной в педагогике.

Перспективным направлением поиска путей и подходов к ребёнку с вторичным иммунодефицитным состоянием  является, несомненно, музыкально-педагогическая реабилитация, а незаменимым инструментом – разнообразная музыкальная деятельность, и особенно – фольклор.

Фольклор, являясь мощным средством пробуждения эмоциональной отзывчивости, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями, заключенными на  уровне подсознания, генетического кода, помогает в создании атмосферы психологического комфорта при работе с больными и ослабленными детьми. А так же выступает мощным средством оздоровления, что неоднократно подтверждено многочисленными исследованиями ученых.

  1. Практическая значимость.

Фольклор, как категория полифоничная и многофункциональная, обладает уникальными терапевтическими возможностями.

Пение:

  • развивает органы дыхания, голосовые связки, тембрацию, артикуляцию и дикцию;
  • корректирует установку дыхательной мускулатуры организма, создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию;
  • обеспечивает качественное функционирование сердечнососудистой системы.

Музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы):

  • помогают уменьшить или совсем снять внутреннюю скованность;
  • учат координации движений,
  • развивают ориентировку в пространстве, чувство ритма, речеслуховую память;
  • помогают выработке правильного ритма дыхания;
  • способствуют снижению утомляемости, снятию физического и психического напряжения.

Малые фольклорные формы (заклички, потешки, календарные песни…)

  • логоритмическая активная терапия;
  • общая ритмизация организма.

Русские народные игры - «витамины душевного благополучия»:

  • развитие эмоциональной и коммуникационной сферы;
  • источник насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения;
  • неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности

Игра на народных инструментах:

  • включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • общая ритмизация организма.

Русский костюм:

  • терапия цветовыми сочетаниями, характером узора;
  • психотерапевтическая направленность надевания костюма.

Активная музыкально-фольклорная деятельность помогает формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение, что существенно повышает субъективное качество жизни и объективно способствует оздоровлению и гармонизации и тела, и души.

  1. Вид программы.

Данная программа сформирована на основе региональной программы  «Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников», разработанной педагогическим  коллективом ДОУ №85 и прогимназии № 73 под руководством профессора ВГПУ Яковлевой Д.С., и адаптирована к условиям кратковременного пребывания ослабленных детей.

Кроме того, при создании Программы, автор руководствовалась основными положениями особого междисциплинарного научно-практического направления Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО «Развивающая педагогика оздоровления» (руководитель - доктор психологических наук В.Т. Кудрявцев).

А так же «Программой музыкально-терапевтических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой (Москва, РУДН)

  1. Цели и задачи программы.

Цель:

Духовно-нравственное и физическое оздоровление ослабленных детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение к народной культуре.

Задачи:

  • Формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение.
  • Приобщать к духовно-нравственным смыслам и ценностям своего народа.
  • Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа, к освоению музыкального народного языка.

  1. Отличительные особенности программы.

Ключевым фактором, определяющим направление психолого-педагогической реабилитации, является кратковременность пребывания детей в санатории – заезд длится 5 недель.

Таким образом, календарный год разбит на 10 заездов.

В каждом заезде выбрана ключевая тема православного народного календаря, доступная для восприятия детям возраста 5-8 лет.

В каждом заезде любой ребенок этого возраста в свободное от лечебных процедур время может активно поучаствовать в работе кружка.

За основу работы был взят принцип  «проживания». 

Иначе он назван профессором РГПУ им. А.И. Герцена И.М.Титовой «методом моделирования аутентичной ситуации», когда моделируется ситуация из народной жизни: рядовая, праздничная или фрагмент традиционного действа календарного цикла, а дети и взрослые вовлекаются в процесс моделирования. Выстраивается эстетическая среда и композиционная драматургия ситуации, она «проживается» в действии всеми участниками. Это  дает возможность ребенку пережить, своего рода духовно «прожить» определенную историческую и культурную ситуацию, а впоследствии соотносить с ней свой личный опыт, опыт своей семьи.

Для преодоления психологических перегрузок, возникающих при таком погружении, используется метаметодический подход. В основе его лежит интеграция образовательных областей. Цель его – сформировать целостное представление о народной культуре и освоить ее комплексно. Это обусловлено целостностью, неразрывной взаимосвязью элементов народной культуры.

Для осуществления такого подхода задействуются узкие специалисты санатория – логопед, педагог компьютерного класса, педагог по труду и творчеству, психолог – и воспитатели.

Логическим  завершением таких  занятий является фольклорный праздник (развлечение), объединяющий детей всех возрастов (от 3 до 8 лет) с посильным участием каждого возраста и каждого ребенка. Именно участие в нем является итоговым мероприятием работы кружка. Такой праздник аккумулирует в себе все виды искусства, художественной и проектной деятельности.

Участие в создании итогового творческого продукта активизирует все психические процессы, а,  кроме того, производит арт-терапевтический эффект.

  1. Режим занятий.

Занятия проходят в свободное от медицинских процедур время 1-2  раза в неделю в музыкальном зале.

Занятия для детей 5-6 лет длительностью 25-30 мин.

Занятия для детей 7-8 лет длительностью 30-35 мин.

Итоговое мероприятие – в рамках общесанаторского или группового.

Режим занятий на 1 заезд

Таб.1

№ недели

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Знакомство с духовным смыслом праздника

10 мин

20-25 мин

2.

Знакомство с народными традициями праздника

15 мин

15-20 мин

3.

Знакомство с особенностями костюмов, праздничных блюд и т.д.

10 мин

20-25 мин

4.

Итоговое мероприятие

-

40 мин

Учебно-тематический план на год

Таб.2

Месяц заезда

Тематическое содержание

Итоговое мероприятие

1.

январь-февраль

Рождество. Святки.

Праздник «Святки»

2.

февраль-март

Масленица.

Праздник «Веселая масленица».

Спектакль кукольного театра.

3.

март-апрель

Сóроки.

Развлечение «Жаворонушки»

4.

апрель-май

Пасха.

Праздник «Светлое Христово Воскресенье».

Спектакль кукольного театра.

5.

июнь

Троица.

Развлечение «Троицкие хороводы»

6.

июль

Св. Петр и Феврония.

Проект «Под покровом Петра и Февронии». Театрализованная постановка.

7.

август

Спасы.

Развлечение «Спасовки»

8.

сентябрь-октябрь

Воздвижение.

Развлечение «Ярмарка»

9.

октябрь-ноябрь

Покров. Казанская.

Развлечение «Покровские гулянья»

Праздник «День воинской славы России»

10.

ноябрь-декабрь

Св. Кузьма и Демьян.

Посиделки «Кузьминки – об осени поминки»

.

  1. Содержание изучаемого курса.

Каждая тема осваивается по технологии, описанной в Таб.1.

Каждое занятие содержит теоретическую часть, в доступной форме, с использованием современных мультимедийных технологий раскрывающую особенность данной темы.

Основную же часть занятия составляет активная практическая форма организации процесса – освоение  фольклорного компонента через игру-«проживание».

Формы итоговых мероприятий  - праздники, развлечения, посиделки, театрализованные постановки.

  1. Результативность.

Данная система проходила апробацию в ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира» на протяжении 5 лет.

Об эффективности сложившейся системы может свидетельствовать коэффициент оздоровления, неизменно  повышающийся  за эти годы.

*Коэффициент оздоровления высчитывается врачами санатория (см. Таб. 3)

Таб.3

Созданная система дополнительного образования подчинена цели духовно-нравственного, физического и психического благополучия ребенка, а следственно, способствует повышению качества оздоровления.

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Для реализации программы разработаны:

  • Мультимедийные презентации
  • Сценарии итоговых мероприятий
  • Комплект ознакомительных буклетов для родителей по всем темам
  • ЭОР
  • Дидактические игры
  • Фонотека
  • Видеотека
  • Игротека

В процессе реализации программы используются:

  • Мультимедийный проектор с экраном
  • Компьютер
  • Русские народные костюмы для девочек и мальчиков
  • Комплекты русских народных деревянных и шумовых инструментов
  • Атрибуты антуража (ширмы, деревья, цветы, птицы,  утварь…)
  • Кукольный театр
  1.  Список литературы:

1.. Аникин В.П. "Русский фольклор", "Русское народ¬ное поэтическое творчество". Ленинград, "Просвещение", 1987 г.

2. Аникин В.П. Мудрость народная. Выпуск I "Мла¬денчество. Детство". Выпуск II "Детство, отрочество". Мо¬сква, "Художественная литература", 1991 г.

3.  Аникин В.П. "Русские пословицы и поговорки". Москва, "Художественная литература", 1988 г.

4. Громыко М.М. "Мир русской деревни". Москва, "Молодая гвардия", 1991 г.

5.  Забылиный М. "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996 г.

6. "Красно солнышко" в творческом поиске, (мето¬дические рекомендации по использованию фольклора как средства воспитания детей и взрослых). Выпуск I. Влади¬мир, 1998 г.

7. Науменко Г. "Жаворонушки" №№1-5. М., "Совет¬ский композитор", 1981-89 гг.

8. Некрылова А.Ф.  "Круглый год". М., "Правда", 1989 г.

9. Новицкая М.Ю. "Человек и природа в народной культуре". Москва, 1994 г.

10. . Пармон Ф.М. "Русский народный костюм". М., "Ленпромбытиздат", 1994 г.

11. Пушкина С. "Русские народные песни Москов¬ской области". М., "Советских композитор", 1988 г.

12. Стаковская Л.В. "300 подвижных игр для оздо¬ровления детей". М., "Новая школа", 1994 г.

13. "Где это видано, где это слыхано?" М., "Советская Россия", 1979 г.

14. "На Буяне, славном острове". М., "Детская литература", 1988 г

15. А. В. Терещенко «История культуры русского народа», М., «ЭКСМО», 2007г

«Если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту»

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры художественного образования ребенка

Российского Государственного педагогического

университета им. А.И.Герцена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...