Проект "Маленький Принц"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ратникова Елена Владимировна

Актуальность проекта: Замещающие родители часто возмущены отсутствием у приемного ребенка понимания    чувств окружающих. Ребенок, с низким уровнем эмпатии  как будто  не слышит и не видит, что другому человеку больно или тяжело. В свою очередь замещающие родители тоже сталкиваются с непониманием чувств приемного ребенка. Для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами детей  в замещающих семьях была задействована эффективная  технология игры на песке. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Маленький принц"35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Быковский центр содействия семье и детям, оставшимся без попечения родителей в том числе с ОВЗ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Быковского центра

Врио М.Б. Новожихарева _______________

Проект «Маленький Принц»

(технология игры на песке  с замещающими  семьями по повышению уровня эмпатии)

Педагог-психолог:

Ратникова Е.В.

Никитина О.В.

Савина О.Л.

История про маленького принца – это история про взрослых или детей? Для взрослых- это метафора контакта со своей детской частью «Я» взрослого человека, встреча со своим внутренним ребенком. А для  детей - это встреча с миром взрослых и адаптация к нему. Планеты- состояние человеческой души. Каждая планета повествует о самом главном в жизни каждого. Перед глазами клиента - принца (принцессы) проходят взрослые миры: честолюбцы, пьяницы, деловые люди, фонарщик, географ. Он обнаруживает, что жизнь взрослых может быть пустой и бессмысленной, что герои планет от чего-то зависят, чем-то одержимы (король-  властью, честолюбец- тщеславием, пьяница - употреблением спиртных напитков,  деловой человек – богатством, фонарщик-  трудоголизмом,  географ –  накоплением знаний).  Можно ли считать эти ценности настоящими? И что же ему делать (или не делать)  с этим «странным» народом». И пока маленький  принц познает мир, он открыт для нового  и готов к изменениям.

Цель программы:

Повышение уровня эмпатии  в замещающей семье.

Задачи:

  1. Составить сценарии занятий  в технологии игры на песке
  2. Провести диагностику  уровня эмпатии  и анализ семейных взаимоотношений у замещающих семей.
  3. Реализация проекта «Маленький Принц» направленный на  решение поведенческих и эмоциональных проблем в замещающей семье.
  4. Анализ полученных результатов

Показания к применению:

 - профилактика «плохого поведения ребенка», в основе которого лежит   власть, месть;

- развитие уверенности, свободы от страха при авторитарном стиле воспитания;

-профилактика аддиктивного поведения;

- формирование  жизненных ценностей, нравственных качеств

Целевая группа: Замещающие семьи с детьми в возрасте от 7 до 14 лет. Количество привлеченных семей: 9 семей (21 человек:  из них 9 родителей, 12 детей).

Актуальность проекта: Замещающие родители часто возмущены отсутствием у приемного ребенка понимания    чувств окружающих. Ребенок, с низким уровнем эмпатии  как будто  не слышит и не видит, что другому человеку больно или тяжело. В свою очередь замещающие родители тоже сталкиваются с непониманием чувств приемного ребенка. Для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами детей  в замещающих семьях была задействована эффективная  технология игры на песке. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Новизна проекта:   совместное взаимодействие родителей и детей в играх на песке по программе «Маленький Принц»  способствует повышению уровня эмпатии у каждого члена семьи, а также гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Практическая значимость данной технологии  заключается  в том, что разработанные сценарии   игр на песке направлены на повышение уровня эмпатии в семье,  устранение причин  возникновения семейных конфликтов,  как: низкая самооценка, отсутствие  ценностей, в частности  активной  гражданской позиции,  нерешенные вопросы профессионального самоопределения, неразвитая нравственная  культура и культуры досуга, и слабая информированность о здоровом образе жизни.

Сценарии могут использоваться службами сопровождения замещающих семей.

Методологическое обеспечение проекта

Теоретическое основание: Аналитическая психология Юнг К. Г. ,Практика сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.

Методы: наблюдение, исследование, игровая деятельность, словесные методы, моделирование , создание естественной стимулирующей среды и др.

Технология: песочная терапия (sandplay)

Форма работы: индивидуальная, групповая

Режим занятий: 9 месяцев (22 часа, включая диагностику);  1-2 раза в неделю по 45 мин.

Оборудование: ящик для песка., цветной песок, миниатюрные фигурки, краски, карандаши, бумага.

Принципы: - принцип доступности предусматривает учет уровня речевого развития, особенностей индивидуального и психического развития детей;

- принцип системности обеспечивает решение комплекса задач оздоровительной, воспитательной направленности с соответствующим  содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат; - принцип последовательности заключается в постепенном повышении уровня сложности речевого материала в процессе коррекционной деятельности с песком. - принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и взрослого.

Этапы реализации проекта

1 этап: констатирующий сентябрь 2018 г. Набор группы. Проведение психодиагностического обследования

2 этап: экспериментальный: октябрь 2018 -апрель 2019. Проведение программы «Маленький Принц»

3 этап: контрольный: май 2019 г. Повторная диагностика, анализ динамики уровня эмпатии и межличностных отношений в замещающей семье.

4 этап: социально-психологическая поддержка:  определяются перспективы в исследовании проблем данного направления.

Продолжается индивидуальная поддержка семей и детей.

Инструменты и ресурсы, привлекаемые в проекте:

Инструменты: водонепроницаемый ящик, песок, в том числе и цветной, коллекция фигурок, световой стол для рисования песком

Ресурсы: временные, кадровые, материально-технические, финансовые.

Риски проекта:

Слабая мотивация родителей и детей к участию в проекте

Методика оценки успешности /эффективности проекта

Применение контент- анализа рефлексивных суждений участников для определения эффективности игр

Все суждения участников в конце игр, их ожидания, итоги игры, обобщения мы классифицировали по трем критериям и приписали им соответствующий балл

Уровни восприятия переживания игрового опыта

Степень выраженности игрового опыта

Всего

На 21  человек максимальный балл- 60 б.

0

1

2

Когнитивный

0б.

6б.

48б.

54б.

Эмоциональный

6б.

48б.

54б.

Поведенческий

0б.

6б.

48б.

54б.

Вывод: субъективные средние показатели самоэффективности суждения участников свидетельствуют о возросшей социальной информированности и переоценке  прошлого опыта.

Целью таких рефлексивных общений является  снятие вероятных негативных последствий работы в группе, возможность проговорить все невыясненные ситуации.

Примеры рефлексивных суждений участников:

- думал, что не смогу ничего узнать про себя нового, спасибо, что помогли мне понять, какой я самостоятельной. Мне от этого так хорошо на душе стало (Ваня, 12 лет);

- обязательно в течении недели  выполню один из намеченных пунктов в общении с детьми (папа);

- сначала мне было страшно довериться, но сейчас так интересно и безопасно (мама).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Методические рекомендации: перед началом игры ребенок получает домашнее задание - прочитать сказку А. Экзюпери «Маленький принц».

 Игра начинается с выбора  фигурки  себя - принца (принцессы) и способа передвижения по планетам.  Это вводное задание диагностично: с кем или чем идентифицирует себя клиент, является ли этот образ конгруэнтным с социальной ролью ребенка; что из себя представляет средство передвижения.

СЦЕНАРИЙ

Песочница 1. Планета Короля

Цель встречи с планетой:  диагностика и развитие эмоционального интеллекта, повышение самооценки; либо для ребенка, борющегося со взрослым за власть, получение подтверждения своей значимости, снижение  чувства страха перед  подавлением властным поведением.

Инструкция: Ты прилетел на планету, где  жил один- единственный  Король. Главная черта характера Короля – это….властолюбие. То есть Король любил власть. Он считал, что «мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем повелевать».

— И звезды вам повинуются? — спросил Маленький принц.

— Ну конечно, — отвечал король. — Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.

Маленький принц был восхищен. Вот бы ему такое могущество! Он бы тогда…

Король услышал желания мальчика и приказал ему на один день стать королем.

Расскажи при помощи фигурок на песке историю о том, «если бы ты стал королем».

Потом   Король предложил Маленькому Принцу должность министра юстиции. Но,  кого же судить на планете, если на ней         -  никого нет?

-Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты  поистине мудр.

Обсуждение:

-по каким законам живет  твоя страна?

- что делает король для:  своей страны, других людей или себя самого?

- за что ценят короля жители?

- а есть ли недовольные его правлением?

- понравилось ли тебе быть королем?

Песочница 2.  Планета честолюбца

Цель: развитие умения дружить, понимать основы дружбы, привитие нравственных норм поведения.

Инструкция:

На второй планете живет честолюбец.

Заглянем в словарь: «Честолюбие -жажда известности, почестей, стремление к почетному положению». Главная черта честолюбца- он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный.

Честолюбец просит маленького принца хлопать в ладоши, а сам раскланивается. Он не может жить без  признания того, что он самый умный, красивый и богатый на этой планете, на планете, где больше-то никого и нет.  Маленький принц недоумевает: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Мог ли такой человек стать другом для маленького принца?

А каким, по-твоему, должен быть настоящий друг?

Построй при помощи фигурок  страну «Дружба».

Обсуждение:

-какими качествами должен обладать настоящий друг?

- что нужно делать, чтобы поддерживать дружбу?

Песочница 3. Планета пьяницы.

Цель: выявление нравственных проблем, нахождение путей преодоления затруднений.

Инструкция:

На следующей планете жил пьяница, который пил оттого, что ему совестно. А совестно ему было оттого, что он пьет. « Он пил, чтобы забыть, что ему совестно пить». Человек без силы воли- слабый, бесхарактерный. Маленькому принцу стало жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга своего пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.

-К чему может еще пристраститься человек?  (компьютерные игры, сладости и др.). Такого человека называют зависимым?

Раздели песочницу пополам.  В перовой половине  построй мир зависимого человека.  Какой он?

Во второй половине расскажи при помощи фигурок, что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Обсуждение:

Песочница 4. Планета Делового Человека.

 

Цель: формирование внутренней потребности личности в  нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности, понимание  пользы, смысла действий и жизни.

Инструкция: 

На четвертой планете Маленький Принц встретил Делового  человека. Но тот  был так  занят, что при появлении маленького принца даже головы не поднял.  Он занят подсчётом….. звёзд!

- Что же ты делаешь со всеми этими звездами?- спросил Маленький принц

- Что делаю? Ничего не делаю- ответил делец. Я ими владею. Распоряжаюсь ими, считаю их и пересчитываю.

- У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...

Маленький Принц понял, что можно быть серьезным и деловым человеком, но если ты не замечаешь красоту вокруг и нет от тебя никакой пользы, ты проживаешь жизнь напрасно.

Построй песочную композицию (нарисуй на песке) на тему: «Какую пользу я приношу».

Обсуждение:

Планета 5. Планета Фонарщика.

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Инструкция: 

На пятой планете жил  — фонарщик. Его планета  настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Маленькому принцу Фонарщик понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари.

Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей. Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека.

Но, в чем проблема? Каждую минуту Фонарщик должен зажигать, а потом сразу же гасить фонарь. Каждая минута для него – как целый день. У него нет времени ни отдохнуть, ни даже поспать.

Как бы  ты посоветовал Фонарщику позаботиться о себе? Построй  об этом  послание в виде песочной композиции.

Обсуждение:

Планета 6. Географ.

Цель: развитее творческого воображения,  желание выйти из «зоны комфорта»,  осознать свои стереотипы и установки.

Инструкция:

 Маленький Принц, увидев Географа, спросил:

- А что такое географ?

- Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.

- Как интересно! - сказал Маленький принц. - Вот это настоящее дело!

И он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видал такой величественной планеты.

- Ваша планета очень красивая, - сказал он. - А океаны у вас есть?

- Этого я не знаю, - сказал географ.

- О-о... - разочарованно протянул Маленький принц. - А горы есть?

- Не знаю, - повторил географ.

- А города, реки, пустыни?

- И этого я тоже не знаю.

- Но ведь вы географ!

- Вот именно, - сказал старик. - Я географ, а не путешественник. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать.

Маленький Принц  удивился: Географ не видит красоту этого мира, он лишь записывает ее, он не выходит из своего кабинета? Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета.

Нужно найти в себе смелость отправиться навстречу новому.

Если бы ты отправился в путешествие навстречу чему-то новому, какую цель ты перед собой поставишь? Расскажи  свою историю на песке.

Обсуждение:

Песочница 7. Планета Земля.

Цель: формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род; формирование практических навыков построения взаимоотношений, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. 

Инструкция: Географ посоветовал Маленькому Принцу посетить Землю. Земля показалась ему очень странной и неуютной, черствой!  Эта планета совсем не домашняя, она «соленая», «вся в иглах» и «совсем сухая».  Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев. «И хотя все люди живут на одной планете — они ведут себя, как будто живут на разных планетах»…

Среди людей, обитающих здесь, он чувствует себя одиноко. «Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей — зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет».

А что делает твоё окружение домом, семьей?

  Обсуждение:

Планета №1 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №2 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №3 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №4 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №5 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №6 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:

Планета №7 Протокол

Проведения занятий по программе «Семь планет маленького принца» 

Фамилия, имя, возраст________________________________

Дата_____________

Название песочного мира____________

___________________________________

Песок (сухой  сырой  цветной)

Образ героя-путешественника

Средство передвижения

Схема

Первоначальные наблюдения/ремарки (специалиста) – в скобках или «клиента» - в кавычках

Размещение фигурок                                                                    История

Завершающие комментарии клиента

Выводы, замечания, на что  стоит обратить особое внимание при последующих встречах:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исценировки "Маленький принц" на конкурс "Открытый мир"

1 место на региональном конкурсе "Открытый Мир" в номинации "Книги и мысли", 2010 год.  Французский язык Саша учит второй год, это его второй иностранный язык. В руках у него был Лис (...

"Ты нам нужен, Маленький Принц!"

Презентация к уроку по философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Разаработка урока по литературе в 6 кл по сказке О.Уайльда "Счастливый принц"

Разработка урока литературы в 6 кл.по сказке О. Уайльда "Счастливый принц" с методическими разъяснениями....

10 уроков маленького принца

Презентация к уроку литературы в 6 классе....

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...