Дидактический материал "Игры в слова"
учебно-методический материал

Капинос Наталья Станиславовна

Дидактический материал содержит в себе задания на развитие логического мышления. Логические игры и задания используются в целях развития у учащихся умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать  по признаку, думать целеустремленно и  конструировано, лучше усваивать учебный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt_razd.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал содержит в себе задания на развитие логического мышления. Логические игры и задания используются в целях развития у учащихся умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать  по признаку, думать целеустремленно и  конструировано, лучше усваивать учебный материал.

Игра в слова.

Карточка № 21

Игра «Кто больше?

Составь как можно больше слов из букв, образующее слово

Добавлять другие буквы  нельзя

КИБЕРНЕТИКА

Карточка № 22

Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.

Обы (-…..-) ка                     (чай)

Ме (-……-.) олад                (шок)

Прик(-…..-) ья                     (лад)

Апо(-……-) б                      (стол)

Ам(-…….-) ан                     (бар)

Беге(-……-)ор                     (мот)

Свир(-…..-)ник                    (ель)

Пе(-…….-)ол                       (сок)

Карточка № 23

Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

1. автомобиль, тормоз -      (ав-тор)

 2. колос, рота, ваза -

 3. молоко, нерест, таракан -

 4. кора, лото, боксёр -

 5. баран, рана, ,банщик –

Карточка № 24

 Из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

1. соловей, потолок -      (ло-то)

2  змея, рама -

3. пуговица, молоток, лава -

4. укор, бузина, тина -

5. поворот, пороша, канава -

Карточка № 25

Из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

1. мебель, ружьё -                         (бель-ё)

2. соломка, пора, мель -            

3. лиса, бельмо, буклет -              

4. пуловер, пальто, билет -          

5. скала, гроза, берет -               

         

Карточка №26

Из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

1. пластинка, картинка, павлин -       (плас-ти-лин)

2. пастух, плотина, лагерь -                

3. сапоги, парашют, фантазия-          

4. косари, заморозки, лётчик -           

5. мука, рагу, диван -                           

6. карта, паутина, налёт -                  

7. вода, дорога, проба, невод -     

       

Карточка № 27

 Найди слова внутри данных слов и запиши их.

 Примеры предлагаемых слов: Победа (беда, еда, да)

Бусы  -

Лукошка -

Тапочки - 

Машина -

Тумбочка -

Господин -

Удочка - 

Коса -

Рыбак   - 

Дрожь -

Осадки -

Атом -

Трубил -

Резина -

Карточка № 28

 Раздели слово на два коротких.

Например:

горизонт = гори + зонт

                    верхушки=____+_______

 кипарис =_____+_____        макушки =_____+______

 газель    =_____+_____        волокно  =_____+______

 парус    =_____+______        полоса    =_____+______

Карточка № 29

Убери из слова одну букву в начале, середине или конце

 из оставшихся букв  образуй новое слово.

                                 Например:  искра – икра

Полк-

Тепло-

Склон-

Красна-

Экран-

Уксус-

Лампа-

Беда-

Спрут

Учебник-

Карточка № 30

Букву  приставить в начало или конец слова- получится другое.

дар    | у  -   

лень  |  о  -      

утка    | ш -       

стол  | б    -    

пар     | к -       

усы    | б -

очки   | б  -      

шёл    | к -       

мех    | с -

шар   | ф   -     

роза   | г-

оса     | к -

Карточка №31

Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое:

Например: лето-тело

Карп-

мая

Атлас -

шлюпка -

Шпала -

 лиса -

Карета -        

навес –

Карточка №32

Составляем анаграммы.

Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

Например: отол-лото

1. лбко 2. раяи 3.упкс 4. еравшн  5.ркдети 6. Ашнрри

7. вцтеко 8. Окамднри 9.лкбуинак

Карточка № 33

Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой.

Восстанови письмо Пятачка.

« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!

Я в б..д..!

П..т..ч..к.»

Карточка № 34

 На город налетел ураган и сорвал с вывесок магазинов

 отдельные буквы. Восстанови  названия вывесок.

МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

ХЛЕ..ДЕ….К…. ОБУ…

Карточка № 35

  Слова с пропущенными буквами.

 Одна точка соответствует одной букве, угадай слова.

м . . . . дь ж . . . ф

в . . . . . д б . . . . . т

з . . ц

Карточка № 36

 Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква.

 Какие слова могли бы получиться?

 - - - - КАТ

- - - - - А Й  К  А

- - -  ЖКА

- - - РОД

- - - -ХОД

- - - - ЗИН

Карточка № 37

 Измените одну букву в слове, чтобы получилось новое слово.

 Например: сода – сова.

БОЛЬ, ДЕНЬ,  ЛЕС,  ГОЛ, СЫН,  ЛИСТ,

РОЗА, КОРОНА, ГОРКА, БАК, ЛУК.

Карточка № 38

 Изменить словатак, чтобы в них стало по 5 слогов.

 ТЕЛЕВИЗОР, ХОЛОДИЛЬНИК, АКВАРИУМ, КОЛОКОЛЬЧИК .

Карточка № 39

Знаешь алфавит- угадаешь слово

  1. Первая буква этого слова стоит за буквойр, вторая- за буквойд, третья-зам, четвёртая- зас, пятая- заю, шестая- заа, седьмая- зап, а последняя-за буквойы.
  2. Первая буква этого слова стоит передп, вторая- передт, третья- передё, четвёртая- передо, пятая- перед э.

Карточка № 40

  «Пословица мы тебя знаем…». ( Исправь ошибки)

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

Карточка № 41

 Задание: «Составь пословицу»

hello_html_m4e4238bd.png

Карточка № 42

 « Найди пары»

К каждому слову первого столбика подобрать слова

 из второго столбика и записать пары.

Алфавит       аккуратный

Огонь           скакать

Шалун          азбука

Чистый         пламя

Конница       озорник

Прыгать       алый

Бросать        кавалерия

Красный      кидать

Карточка № 43

 «Отгадай слово».

1.Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

2.Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

Карточка № 44

 «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют

 крылатыми фразами или фразеологизмами.

1. наломать дров;

2. пропустить мимо ушей

3. как снег на голову;

4. падать с ног;

5. спустя рукава;

6. водить за нос.

7.поспешишь, людей насмешишь

Карточка № 45

 « Что перепутано в словах?»

Кто мне скажет,

Где бы мог

Поселиться осьмирог?

Кто покажет носонога?

Про него я слышал много.

Пусть мне кто-нибудь найдёт

Настоящий вертоход.

Я не видел паролёта,

Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите, где на свете

Рыбачиста можно встретить?


И последний мой вопрос,

Что такое ледокос

И в какое время года

Наступают сеноходы?

Карточка № 46

  «Игра слов»

 Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

Например: сода – сова., воск-волк

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Карточка № 47

                                                     «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ 

Например: мель, тоннель,.

Карточка № 48

   «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми

 фразами или фразеологизмами.     .

1. рукой подать;

 2. во весь дух;

 3. морочить голову;

 4. путаться под ногами;

 5. повесить нос;

6. бить баклуши.

7. наломать дров;

8. пропустить мимо ушей

9. как снег на голову;

10. падать с ног;

11. спустя рукава;

12. водить за нос

Карточка № 49

Игра «Кто больше?

Составь как можно больше слов из букв, образующее слово

Добавлять другие буквы  нельзя

Калейдоскоп

Карточка № 50

 Игра «Кто больше?

Составь как можно больше слов из букв, образующее слово

Добавлять другие буквы  нельзя

Великобритания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

6-7 класс. Дидактическая игра «Составь слово»

Из копилки учителя-практика.      Игра – моя отличная союзница   в воспитании детей,  и в обучении их предмету математика. Практически ни один мой урок не обход...

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Разработка дидактических материалов"Устаревшие слова"

Материал поможет закрепит понятие об устаревших словах. научит находить их в тексте, понимать целесобразность их употребления, обучать умению объяснять лексические  значенияустаревших слов с...

2017 г.- Авторский цифровой образовательный ресурс - дидактическая игра «Необычные слова»

Авторский цифровой образовательный ресурс- дидактическая игра «Необычные слова»...

Презентация дидактической игры «Прочитай слово по первым буквам названий картинок» (старший дошкольный возраст)

Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей старшего дошкольного возраста при обучению чтению. Это самые простые ребусы. В игре ...

Дидактическая игра "Угадай слово"

Игра на усвоение терминов хореографии и гимнастики....