Самообразование педагога.
материал

Андреева Наталья Валерьяновна

Тема самообразования: "Театрализованная  деятельноть - как средство развития креативной личности ребёнка"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация детей  – как основополагающий фактор успеха в театрализованной деятельности


Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
К.Д. Ушинский


1. Мотивация учащихся в театре
Как известно, для социализации и индивидуализации детей школьного возраста наряду с учебной деятельностью, существенно важными являются и игровая, коммуникативная, и профессионально ориентированная деятельности. По этой причине мы оказались перед необходимостью найти такой вид мотивации, который был бы общим для различных видов деятельности и различных типов образовательной среды. Общим для всех видов деятельности в школьном возрасте является субъективное переживание успеха или неудачи. Такое переживание («проживание») успеха или неудачи носит одновременно ситуативный и личностный характер и постоянно сопровождает процесс развития школьника. Поэтому интересующий нас тип мотивации имеет в своей основе идею достижения, и представлен в психологии таким феноменом, как «мотивация достижения».
По моему мнению, моделью образовательной среды, наиболее адекватной для проявления мотивации достижения как исследуемого феномена может служить образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, куда дети дошкольного и школьного  возраста приходят добровольно для удовлетворения потребности в освоении социально значимых видов деятельности. Действительно, именно для дополнительного образования характерно наряду с разнообразием направлений учебной деятельности также сочетание игровой, учебной, коммуникативной деятельности в поли предметной и разновозрастной образовательной среде.
Добровольная учебная деятельность, сопровождающееся успешным и продуктивным «проживанием», переживанием себя в учебных и творческих достижениях позволяет создать предпосылки интеграции социализации и индивидуализации личности, что в результате выражается в ее самоопределении и развитии. Личность понимается здесь не как сумма качеств, а как система мотивационно-смысловых отношений к окружающему миру (Б. А. Сосновский, 1991).

2. Развитие учащихся в театральном объединении УДО.
Так  вот одним из способов усвоения общих социальных и культурных норм, приобщения к отечественной и мировой культуре и развития творческих способностей у ребенка являются занятия театральным искусством.
Занятия театром развивают ум и душу человека, учат его творчеству и терпимости, способствуют обогащению новыми знаниями. В театре всегда в той или иной форме осуждается зло, а побеждает доброта и человечность.
Поэтому можно сказать, что через театральное искусство человек приобщается к духовным и культурным ценностям, как своего сообщества, так и всего человечества. Я в своей студии  стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Помните, как в детские годы Вам нравилось играть с друзьями? Открою вам маленький секрет - сегодня ничего не изменилось, и дети точно также хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Возникает резонный вопрос - почему же не начать использовать новые методы обучения? Если привычной и желанной формой деятельности ребёнка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками  и школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Поэтому в процессе обучения   включаю игры, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость. Но главной целью  мотивации детей к театральному творчеству,  является ориентация на участие детей в различных мероприятиях (конкурсах , концертах, фестивалях).

1.Какие формы я применяю на своих занятиях:                                                                                                      - театральные игры;                                                                                                                                                    -речевые игры;

-ритмопластика;

-использование различных видов театра;

-драматизация сказок;

-взаимодействие с родителями

2.Реализация мотивационного потенциала театрализованной игры:

- решительность;

-систематичность;

-способность к импровизации;

-креативность;

- интуиция;

-смекалка;

-изобретательность.

3. Заключение.
Одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед образованием является необходимость создания системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, предусматривающего непрерывное образование человека в течение всей его жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают теоретические и практические проблемы мотивации личности к познанию и творчеству.



Предварительный просмотр:

«Методика работы педагогов дополнительного образования с родителями».

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров.

(Борис Кригер)

А ведь действительно, детей надо не только обучать, но и воспитывать и развивать; а в дополнительном образовании взаимодействие педагогов с семьей отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку. 

 Для начала, выделила для себя следующие задачи сотрудничества с родителями.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Как показывает мой опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. 

1.Индивидуальная консультация (беседа). 

   Педагог и родители  должны тесно сотрудничать.  Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.                                                                                                                                   Одной из самых популярных и востребованных форм является организация совместных досуговых мероприятий.                                                                                                                         Во многих объединениях родители — частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, (семейный выходной) подготовка концертов, спектаклей.                                                                                                                                              Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.                                                                                                                                 В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.



Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Личностные качества педагога дополнительного образования как основа его профессионализма. Или 12 законов успешного образования.

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос качества современного образования. В существующих условиях оптимизации системы дополнительного образования становится очевидным, что инновационные технологии не являются единственным средством регулирования существующих проблем. Их решение во многом оказывается возможным лишь при высоком уровне профессионализма педагогических кадров. Профессионализм педагога выступает теперь не только и не столько в качестве вопроса его престижа, он является важнейшим условием его конкурентоспособности современных образовательных услуг.                                         Понятие "профессионализм" несет большую смысловую нагрузку, оно включает в себя не только владение специалистом знаниями, умениями и навыками, но и подразумевает личностные особенности конкретного человека. Определяющим фактором профессионализма педагога дополнительного образования является степень соответствия личности и выбранной профессии (склонности, внутренняя мотивация). При этом одним из важнейших критериев профессионализма в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в высоком уровне усвоения материала образовательной программы воспитанниками и их неподдельном интересе к занятиям.

Характеризуя свою  профессиональную деятельность, можно выделить  основные аспекты которые  я практикую в своей творческой работе.

1.Любовь к детям;

2. Любовь к своему творчеству;

3.Креативность педагога;

4.Чувство юмора;

5.Трудолюбие и активность;

6.Доброта;

7.Справедливость;

8.Культура;

9.Дисциплинированность;

10.Увлеченость;

11.Педагог должен быть очень хорошим психологом;

12. Взаимопонимание  педагога  и детей.

Есть такое выражение. «Клади картошку в окрошку, а любовь в дело»

  • Специальный аспект отражает степень владения педагогом соответствующими знаниями, умениями и навыками, способность рационально организовать и активизировать деятельность детского коллектива.
  • Социальный аспект отражает стиль общения с воспитанниками, родителями и коллегами, поведение в стрессовых ситуациях.
  • Личностный аспект отражает индивидуальные психологические черты педагога, его поведение, внешний вид, речевую культуру, тембр голоса, отличительные особенности мимики и жестов.                                                                                     Таким образом, помимо передачи знаний и опыта педагог дополнительного образования закладывает устойчивые жизненные ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому к его личности предъявляются самые высокие требования, отвечающие запросам современного общества:
  • профессиональная компетентность;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • стремление к овладению новыми знаниями;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение коммуникативными навыками;
  • активность в творческой деятельности;
  • тактичность и беспристрастность;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • оптимизм, любовь к жизни и людям.

Помимо вышеперечисленных качеств важнейшим условием успешной профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является форма взаимодействия с детским коллективом. Выбранный стиль общения (демократичный или авторитарный) оказывает неизгладимое влияние на развитие личности ребенка. Поскольку тональность общения задаёт педагог, стоит отметить некоторые позиции, являющиеся основополагающими в процессе взаимодействия педагога с детьми. Это доброжелательный тон, обращение по имени, умение принимать противоположенное мнение, предложение помощи, проявление гибкости. Желательно использовать обороты речи, выражающие собственные переживания в конкретной ситуации, такие как "Мне кажется…", "Меня огорчает, когда…" и т.п. В психологии они называются "я - сообщениями" в отличие от обличающих "ты - сообщений", таких как "Ты снова не сделал, как я сказала", "Какой же ты невнимательный" и т.п. Если педагог закладывает во взаимодействие с детьми гуманистическую основу, общение внутри детского коллектива будет осуществляться в том же ключе. В данном случае педагог дополнительного образования своим примером способствует решению таких проблем, как агрессивность, грубость среди детей, нарушение установленных норм и правил поведения.                                                     Если в системе отношений "педагог - дети", личность педагога занимает позицию "над", это практически исключает партнёрские взаимоотношения, лишает общение атмосферы доверия. Лишь пребывая с детским коллективом в "одной плоскости", когда глаза находятся на одном уровне, возможно выстроить общение, исключающее давление на собеседника, разрушающее его личностную свободу. Н.Е.Щуркова отмечает, что при взаимоотношениях "наравне", не стоит бояться, что дети перестанут уважать педагога, ведь стратегию деятельности видит и проецирует педагог, так как он всегда видит и понимает больше. Остерегаться такого рода отношений может лишь тот педагог, профессиональная подготовка которого не соответствует интеллектуальному уровню развития воспитанников. Ему приходится внешне подчёркивать своё иллюзорное преимущество, апеллируя к административным полномочиям.

Внимание и забота взрослых, в частности педагога дополнительного образования, как одного из наиболее значимых фигур в окружении ребёнка, создаёт проекцию на всю его дальнейшую жизнь. Часто, занятые материальным благополучием семьи, родители не имеют возможности уделить ребёнку необходимого времени. А, как известно, дефицит любви в детстве неизбежно ведёт к такому поведению человека, когда он оказывается неспособным доверять своим ближним. И напротив, подаренные в своё время участие и тепло помогают мобилизовать силы в напряжённые моменты жизни.                                                                                                                                                   Таким образом, на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при прочих равных условиях коренное влияние оказывают его индивидуальные особенности. Личностные качества педагога представляют собой ту основу, на которой формируется вся его профессиональная деятельность, это фундамент его профессионализма.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностные качества педагога дополнительного образования к ак основа его профессионализма.

Слайд 2

12законов успешного образования Любовь к детям Любовь к своему творчеству Культура Чувство юмора Креативность Трудолюбие и активность Дисциплинированность Коммуникабельность Доброта Справедливость Увлечённость Коммуникабельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Выступление на педагогических чтениях: "Самообразование педагога"

Данная работа была представлена на  вторых педагогических чтения Туганского округа Томского района, на секции "Рост и совершенствование учителя: реальные пути и возможности"....

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Материалы по самообразованию педагога

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы об...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...