Развитие у учащихся мотивации
статья

Алкина Ирина Николаевна

Мотивация учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у учащихся мотивации и познавательного интереса в системе дополнительного образования.

Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых  актуальных  в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивации обучающихся на занятиях в объединениях художественной направленности, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

  • Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе занятия педагогами отдела ИЗО и ДПИ учитываются несколько видов побуждений обучающихся: опора на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызов мотивов относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиление мотивов ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь педагоги стараются ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения занятия.

Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

Немаловажной есть необходимость обучения ребенка самого ставить перед собой цели и всегда поддерживать его познавательный интерес. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Познавательный интерес - это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Развитие у учащихся мотивации к изучению английского языка

Развитие у учащихся мотивации к изучению английского языка...

Развитие и саморазвитие мотивации учащихся через активные формы работы.

Одной  из центральных проблем современной школы можно назвать формирование мотивации учения.Развитие мотивации особенно важно на начальной ступени обучения, так как в младшем школьном возрасте за...

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

«Развитие у учащихся мотивации к учению на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Проблема мотивации учения возникает перед учащимся по всем школьным предметам,  и русский язык не является исключением....