«Развитие у учащихся мотивации к учению на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чеснокова Ольга Викторовна

Проблема мотивации учения возникает перед учащимся по всем школьным предметам,  и русский язык не является исключением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdelano_attestatsionnoe_zadanie_no5.docx72.98 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 5

Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению? Предложите средства, которые необходимо использовать учителю для  развития мотивации учения у школьников (на материале преподаваемого Вами предмета).

Выполнила:

Чеснокова Ольга Викторовна,

                                                          учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ №6»

Пояснительная записка

«Все  наши замыслы, все поиски  и  построения превращаются  в прах,  если у ученика  нет желания  учиться», - писал В.А. Сухомлинский.  Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена не только обновлением содержания обучения, но и постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

В стандартах второго поколения на первый план выходит личность школьника, его способность к самореализации, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки. Исходя из этого, одна из главных задач учителя, реализующего ФГОС, заключается в создании условий для повышения учебной мотивации учения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Мотивация – (от лат. Moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

Проблема мотивации учения возникает перед учащимся по всем школьным предметам,  и русский язык не является исключением. Анализ и сравнение результатов анкетирования учащихся по выявлению уровня познавательного интереса к изучению русского языка показал, что среди учащихся 5-6 классов наблюдается достаточно высокий уровень интереса.  Большая часть программного материала детям уже известна, происходит повторение, расширение и углубление  уже полученных в начальной  школе знаний. Но в среднем звене, в 7-8 классах, когда программный  материал усложняется,  учитель сталкивается с падением успеваемости учащихся. Именно в этот период, на средней ступени обучения, возникает необходимость в повышении интереса, или, другими словами, той самой мотивации учащихся к изучению русского  языка.

Цель: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и определить средства повышения мотивации учения.

Исходя из цели, мной были поставлены следующие задачи, которые одновременно выступили и в качестве этапов работы над данной проблемой:

1) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме исследования; проанализировать различные классификации мотивов; изучить подходы к формированию мотивации учения. Изучить способы диагностики мотивации учащихся.

2) Найти пути и средства формирования учебной мотивации. Выбрать наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы, способствующие повышению мотивации учащихся при обучении русскому языку и литературе.

3) Сформулировать методические рекомендации по формированию мотивации учения у учащихся подросткового возраста.

           Изучение  уровня мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы предусматривает использование современных средств оценивания мотивации. В своей работе я  использую следующие методики ведущих специалистов-психологов в области учебной мотивации: диагностика уровня и направленности мотивации изучения предмета (автор Дубовицкая Т.Д.); опрос «Неоконченное предложение. Мотивы учебной деятельности учащихся» (на основе методики Марковой А.К.); опросник «Учитель - ученик» для старших классов. (модифицированная методика Клюевой Н.Г.); опросник А.А. Реана «Мотивацияуспеха и боязнь неудачи» (МУН) (Приложения 1, 2,3)

Следует отметить, что для более профессионального и объективного исследования, диагностика мотивации должна осуществляться  в сотрудничестве со школьным психологом, коллегами (преподавателями начальных классов и других учебных дисциплин), а также с привлечением родителей учащихся.

Выделяют 5 уровней мотивации учения.

1.Высокий уровень. У таких детей есть познавательный мотив к учению. Они добросовестны, сильно переживают, если получают низкую отметку.

2. Достаточный уровень. Это хорошая учебная мотивация. Ребята успешно и ровно работают на уроке.

3.Средний уровень. У учащихся положительный интерес к изучению предмета. Они хорошо чувствуют себя на уроке, но больше любят внеклассную деятельность.

4.Удовлетворительный уровень. У учащихся низкая мотивация учения. Такие ученики посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках они часто занимаются посторонними делами, играми, у них большие трудности в учебе.

5.Низкий уровень. У таких учащихся негативное отношение к школе, они имеют серьезные трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в ней для них невыносимое. В определенных случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания.

Исходя из знания уровней учебной мотивации,  для того чтобы сформировать мотивы учения, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения.

Опытом  работы преподавателей и наукой накоплено огромное количество методов, которые одновременно направлены на формирование положительных мотивов учения и обогащение обучающихся учебной информацией. Это так называемые «активные методы».

Активные формы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве их основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Активные методы обучения включают в себя такие технологии, как технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями.

Средства развития у учащихся мотивации к изучению русского языка и литературы:

Средство повышения мотивации

Характеристика средства

Пути (приемы) повышения мотивации

Тема, где можно применить данное средство.

Урочная деятельность

Связь с жизнью

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»: За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
  • «Кумир». На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
  • «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Убедить, что изучение темы «Имя числительное как часть речи» просто необходимо.

Назвать 5 способов применения темы «Числительные, обозначающие целые числа».

Каким бы образом кумир доказал необходимость изучения темы «Неопределенные местоимения».

Исходя из будущей профессии, докажите, что темы «Профессиональные слова»,  «Порядковые числительные» надо изучать.

Наглядность

Развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, а также  повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.  

Картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

При изучении темы «Заимствованные слова», «Устаревшие слова» использовать иллюстрации с изображением слов.

Тема «Текст», «Стили речи». Составить по одной и той же  картинке текст разных стилей речи.

«Описание помещения». По картинкам определить, кому принадлежит помещение, описать его.

Современные информационные технологии

Увеличивается объём предлагаемого для ознакомления материала. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. 

  • Создать презентацию Power Point,  подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды.
  • Создание презентации учащимися
  • Использование индивидуальных ноутбуков.

Создать презентацию по теме «Буквы о-а в корнях с чередованием». «Происхождение фразеологизмов» Использование электронных версий тестов по русскому языку

Мыслительные задачи

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников.

  • Начиная урок, приступая к новому материалу, необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. А можно использовать  вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. 
  • Исследовательское задание

1.Вопрос: «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Меняется смысл от одной только буквы? Или определи и докажи, где какая часть речи: (В)пустую комнату; спорить (в)пустую. 

2.Исследование. Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать, Как их правильно писать, - Эти сложные слова Не выносят буквы А.

А поставишь букву О - Скорость будет – ого - го! Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море - мореход плывет.

Все названья хороши, Только правильно пиши. Мы у этих слов внутри Не поставим букву И, А напишем Е - тогда Каждый скажет: «Это - да!»

Создание ситуации успеха

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями. Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

В начале учебного года попросить ребят ответить на ряд вопросов.  Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует. 

Дайте обучаемому шанс: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

После контрольной работы целесообразно предложить вопросы: Записать не менее 6 ответов на вопросы.

Образовательная стратегия.

 Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». 

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь, и в какой форме тебе нужна? Как ты поймёшь, что результат достигнут?

 Чего не случится, если я буду писать грамотно? Чего не случится, если я не буду писать грамотно? Что случится, если я буду писать грамотно? Что случится, если я не буду писать грамотно?

Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»? - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

«Оценка - не отметка»

Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается  скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания

  • Необходимо вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки -стимулировать познание.
  • Сравнение успехов не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
  • Освобождение от домашнего задания. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы.

При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы.

  • «Защитный лист»
  •  «Кредит доверия»

«Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.

«Кредит доверия»

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

Использование игр – упражнений

Игровые технологии целесообразно использовать в основном в 6-ых классах. На таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). 

  • «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму),
  • «Тритий лишний»
  • Закрепление правил в игре с мячом.
  • «Да-нетка»
  • Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. Она учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове.

 1.Правописание Ь знака в кратких прилагательных. (Восстановить рифму)

Я могуч, а я …….,
Я кипуч, а я………,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
- Кто вы? 

Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!

2.Третий лишний. Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

3.Игра с мячом при работе над такими темами, как «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений». Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола.

Совместная учебная деятельность.

Споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции педагог всегда прав, и ребенок покорно, принимает его точку зрения. Но ребенок готов спорить с товарищем, ибо  изначально считает себя правым. Споря, ребенок осознает, что и товарищ может быть прав. Это способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества Принцип набора учащихся в группы имеет большое мотивационное значение.

Необходимо учитывать:

  •  желание детей работать именно друг с другом, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.
  • соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь боле слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным.
  • индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы и т.п.
  • Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы.

Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

Тема «Соединительные гласные». 1 группа.  Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

2 группа.  Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему городу  профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

 3 группа «Немой диктант». А) Напишите названия необходимых нашему городу профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

Б) Напишите названия по картинкам.

        Для того, чтобы интерес к урокам русского языка и литературы не пропадал, необходимо учащихся удивлять. Добавить изюминку в любой урок поможет использовние разных видов опроса. Для себя я собрала и опробировала 30 видов опроса, которые позволяют проверить знания учащихся, но при этом сделать это интересно и занимательно. (Приложение №4)

Внеклассная работа

Социальное партнерство

Укрепляется уверенность в своем умении пользоваться русским языком как средством общения, интерес к изучаемому языку и желание совершенствовать владение им

Экскурсии в городскую библиотеку на праздники, посвященные творчеству писателей и поэтов-юбиляров года, в типографию, работа с научными сотрудниками кафедры русского языка и кафедры литературы НГУ и Гуманитарного колледжа.  

Тема для экскурсии в типографию: Как рождается книга? Выставка в библиотеке № 1«Чехов-патриот», «Книгопечатание на Руси»

Конкурсы знатоков русского языка и литературы

Способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя.

Внеурочная языковедческая работа по речевому этикету.

Предметная неделя «Русского языка и литературы»

Конкурсы, игры, путешествия.

Темы:  «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы».

Одно из заданий конкурса: Используя возможности русского языка и изображение дворца, составьте небольшой текст (4-5 предложений), который начинается словами «Великий король Русский Язык жил…»

(Жюри учитывает быстроту, оригинальность, красоту исполнения.)

Школьная газета

Школьные газеты позволяют подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Это одна из форм по созданию благоприятной среды для совершенствования языка учащихся.

Работа над созданием школьной газеты

Выпуск школьной газеты.

        Успешные ученики являются не только участниками, но и организаторами конкурсов, турниров, конференций для  учеников, родителей,  выпускают тематические газеты и бюллетени.      

        Ежегодно проводятся фестивали проектных и исследовательских работ, предметные олимпиады, дистанционные конкурсы, конкурсы чтецов, в которых учащиеся с высокими познавательными интересами принимают участие.

Взаимодействие с коллегами

Учитель русского языка- учитель другого предмета

Взаимопомощь, взаимная поддержка,  заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика.

Взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях (для формирования групповой работы), об организации и результатах учебно-воспитательного процесса.

Совместная диагностика мотивации учащихся

Бинарные уроки

Вызывают высокую мотивацию у учащихся, создают благоприятные условия для развития учебных универсальных действий.

Анализ фактического материала, который может служить темой урока. Затем рассматривается, в какой степени этот материал может служить предметом заинтересованного общения, при этом учитываются объем и уровень знаний учащихся. Поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении.

Русский язык – английский язык. Тема: «Заимствованная лексика»

Русский язык-математика. Тема: Обобщающий урок. Имя числительное». 

Литература – история. «Бородинское сражение» (по историческим материалам и произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Географический диктант.

Взаимодействие с родителями

Индивидуальная 

работа

Эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Способствует более успешному выполнению домашних заданий

Беседа «Рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации».

(Приложение №6)

Родительское собрание

Родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Тема: «Как научить ребенка учиться»

Памятка для родителей:

список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания

(Приложение №7)

День открытых дверей

Усиливает необходимые партнёрские отношения, устанавливается обратная связь с родительской общественностью.

Проведение открытого урока. «Как помочь ребенку поверить в свои силы».

Совместный урок-практикум для родителей и детей

Формирование мотивации на отдельных этапах урока

         Можно определить следующие этапы формирования мотивации учения на отдельных этапах урока.

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока я опираюсь на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызываю мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиливаю мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), стараюсь усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь я ориентируюсь на познавательные и социальные мотивы, например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что, вызвав мотивацию на первом этапе урока, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.
  • Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с моей отметкой..

Формирование мотивации учения у отстающих детей

         Формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

        Для поощрения мотивации использую такой прием, когда успехи ученика сравниваются не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Как мне кажется, это очень действенный способ мотивации.

        Кроме того,  отстающих детей важно обучать выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизма. Я в своей практике разрабатываю «алгоритмы» действий, следуя которым обучающемуся легче справиться с поставленной перед ним задачей. (Приложение №5)

Все перечисленные выше средства  позволяют реализовать потребность в самостоятельности, развивают инициативность, мышление, следовательно, повышают мотивацию учения.

Целенаправленная работа по формированию мотивации учения воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. Чем выше уровень мотивации, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий приложит учащийся для достижения цели. Высокомотивированные люди больше работают и, как правило, достигают больших результатов в том роде деятельности, который они выбрали.

Литература

1.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

2.Глассер У. «Школа без неудачников». М., «Прогресс», 1991г

3.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. -- СПб.:, Питер,2004

4.Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3.

5.Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.

6.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

8.Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

9.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2005.

10.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998.

Интернет ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/602193/

 http://www.neuch.ru/referat/5071.html

http://asbschool212.ucoz.ru/strelcova.doc

http://2dip.ru/рефераты/64861/

__________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

               

   «_____»_____________________20__г.

Приложение №1

Диагностика

 «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам»

С помощью «Методики неоконченных предложений» можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «Ура! Сегодня будет…» (история,математика, литература … ).

б) «Сегодня можно не присутствовать на истории» (математике, химии...).

в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по …» ( физике, литературе, химии …).

2. Я прихожу в школу для того, чтобы …

а) … узнать что-то новое, интересное.

б) … заниматься такими интересными предметами, как …

в) … встретиться с такими хорошими учителями, как …

г) … пообщаться с друзьями.

д) … весело провести время.

е) … не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

а) совершенно самостоятельно.

б) обращаюсь за помощью к взрослым.

в) под контролем родителей.

г) от случая к случаю.

д) не делаю никогда.

4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно …

а) … иметь интерес к предмету.

б) … иметь способность к предмету.

в) … хорошо работать на уроке.

г) … иметь хорошие отношения с педагогом.

д) … уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то …

а) … стараюсь тут же её исправить.

б)…стараюсь исправить ее на следующем уроке.

в)…стараюсь исправить в ближайшее время.

7)…ничего не пытаюсь делать.

 Приложение №2

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»
(МУН) опросник А.А. Реана

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
0Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику


0Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
0Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов и критерии оценки

0За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
0Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
0Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
0Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
0Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
0Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
0Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Использована методика из методического пособия:  А.Сергеев «Требования к современному уроку» : Москва. Центр педагогического образования, 2007 год.

Представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

 

Приложение №3

Анкета «Моё отношение к предмету РУССКИЙ ЯЗЫК»

 1. Если бы тебе предложили составить рейтинг предметов, которые ты изучаешь, на какое место ты поставил бы урок русского языка? (1-10)

2. С каким настроением ты идёшь на урок русского языка?

а) с желанием, потому что каждый раз хочу узнать что-то новое;

б) с нежеланием, потому что не люблю этот предмет;

в) с безразличием, потому что это очередной урок в расписании;

 г) другое.

3. Я допускаю ошибки, потому что…

 а) не знаю правил, пишу наугад;

 б) я знаю правила, но не могу их применять;

в) я не всегда внимателен на уроках;

 г) я практически никогда не допускаю ошибок;

д) другое.

4. При выполнении домашнего задания я…

 а) постоянно испытываю трудности;

б) никогда не испытываю трудностей;

в) иногда испытываю трудности;

 г) не выполняю домашнее задание.

5. При выполнении заданий у меня вызывает трудности…

а) фонетический разбор;

б) морфемный разбор;

в) морфологический разбор;

г) синтаксический разбор;

д) разборы не вызывают трудностей.

 6. Есть ли у тебя желание повысить свою отметку по русскому языку?

 а) да, я хотел бы заниматься лучше;

 б) нет, меня всё устраивает;

в) да, я стараюсь, но у меня пока не получается;

 г) другое.

7. Заинтересовал ли тебя конкурс «Знатоки русского языка»?

 а) да;

б) в некоторой степени;

 в) нет;

г) мне всё равно.

8. Если при выполнении какого-либо задания у тебя возникают трудности, за помощью ты обращаешься к…

а) учителю;

б) одноклассникам;

в) учебнику;

г) дополнительным источникам.

9. Зависит ли твоё отношение к предмету от твоего отношения к учителю?

 а) да, всегда;

б) нет, никогда;

 в) иногда;

 г) другое.

10. Каково твоё отношение к предмету?

 а) положительное;

 б) отрицательное;

в) нейтральное.

 Приложение № 4

                                          30 способов провести опрос

1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям..

6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.

7. Щадящий опросКласс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или .

Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке литературы можно показать иллюстрации. Ученик должен в объяснить: какие эпизоды изображены на иллюстрациях к художественному тексту.

11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.

Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П — "Я считаю, что…"

О — "Потому что…"

П — " Я могу доказать это на примере..."

С — "Поэтому я делаю вывод, что…"

13. Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.

14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и "лишние". Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.

Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа  А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Но есть и имена героев и из других его произведений.  Вопрос: Отметьте всех героев романа "Капитанская дочка".

15. Аукцион. Задается тема аукциона, например, "Морфологисеский разбор глагола". Учащиеся называют морфологические признаки глагола, каждый — по одному. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет) получает лишь тот, кто назовет признак части речи последним.

Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.

17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

20. "Угадай-ка". Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, самостоятельная часть речи. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос.

Например, вопрос: Назовите произведения Ж. Верна.

Фразы "Отцы майора Васильева", "Мистический материк", "Восьмилетний штурман" и т.д.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Например, на урокелитературы  нужно восстановить сюжетную линию хужожественного текста.

27. Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такого вида  контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.

29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети  стали относится намного внимательнее.

30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.

Приложение №5

Алгоритм по определению количества н(нн) в полном причастии.

(«Правило 5-и пальцев»)

 1.Не краткое ли причастие перед нами? (в нем всегда 1н)

Если полное, то:

  1. Есть ли приставка? (Помним, что НЕ не считается!)
  2. Есть ли зависимые слова?
  3. Нет ли на конце причастия -ОВАННЫЙ -ЕВАННЫЙ?
  4. А может, причастие особенное: приставки нет, а вид СОВЕРШЕННЫЙ?

       

        Если все ответы отрицательные, то и с Н - вопрос решенный.

На этапе знакомства с темой алгоритм предлагается всем в виде распечатки перед глазами, затем он становится «достоянием» памяти обучающихся, отстающие же учащиеся «подсматривают» в него по мере необходимости без ограничений вплоть до урока контроля. Знание алгоритма у таких учащихся «без шпаргалки» отмечаю обязательно, и это, как правило, становится мотивацией «знать» и у других.

Приложение №6

Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.

1. Проведите с ребенком беседу о школе. Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь - не хочешь идти/ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.) Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день.

2.Расспрашивайте его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.

3.Поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;

4.Организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;

5.Использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;

6.Создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других;

7.Осуществлять постоянную связь с педагогами;

Приложение №7

Список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания.

1.Расписание для домашней работы.

       Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы. 
    Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена. 
       Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу.

2.Распределите задания по важности. 

        Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучиться этой проблемой. 

3.Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки. 

          Нельзя сидеть над ребенком, пока он выполняет работу, так как вы подвергаете себя гневу, и создаете «выученную беспомощность». 
          Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно. 
4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно. 
          Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. 
          Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь это задание, у тебя может получиться несколько другой ответ». 
        Теперь ребенок может вернуться к этим заданиям без отвращения и без чувства «несоответствия».
5.Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. 
        Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение. 
        Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность. 
        Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем. 
        Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. 
        Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. 
         Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. 
         В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий. 
6.Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику. 
        В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. 
        Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. 
7.Обращайте внимание на невербальные сигналы. 
         Родители часто говорят, что никогда  не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете. 
        Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно. 
8.Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. 
        Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен. 
        Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу. 
        Во-первых, они это воспринимают как свой провал. 
        Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа. 
Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей отреагируют адекватно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....