Мастер-класс: «Вслед за паучком».
учебно-методическое пособие

Чаруковская Татьяна Владимировна

Технология рисования. Способ создания предварительного рисунка в изобразительных работах дошкольного и младшего школьного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубкова Татьяна Владимировна

(МБУДО Велижский ДДТ)

Мастер-класс: «Вслед за паучком». Технология рисования. Способ создания предварительного рисунка в изобразительных работах дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: Обучение изобразительной грамоте. Развитие гармоничной личности и творческих способностей. Воспитание чувства композиции посредством упражнения детей в правильном обозначении предмета и ориентировки в пространстве.

Задачи: Закрепление художественно-графических навыков, построение линейного рисунка, умение правильно строить свою композицию. Развитие зрительно-моторной координации движений и зрительно-пространственных представлений. Формирование интереса к художественному творчеству.

Оборудование: Лист бумаги для рисования формат А4, карандаш простой, ластик. Демонстрационный материал: электронная презентация с образцом готовой творческой работы и алгоритмом выполнения.

План мастер-класса:

  • Вводная часть – объяснение актуальности данной технологии рисования
  • Основная часть – показ алгоритма построения изображения в творческой работе на листе бумаги
  • Заключительная часть – демонстрация авторского видео-ролика с занятия изобразительной деятельности

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! На данном мастер-классе «Вслед за паучком» я представляю технологию создания линейного рисунка творческой работы, выполняемой в любой технике. Методика заключается в использовании неких вспомогательных точек, маркеров под адаптированным к детскому восприятию названием – «паучки». Паучки-помощники с первых же минут показа алгоритма построения линейного рисунка обучающимся задают на занятии более дружественную психологическую атмосферу с элементами игры, создают у ребенка чувство защищенности, положительное эмоциональное отношение к будущей картине, как к живому полотну. А также происходит невидимая связь ребёнка с окружающим миром – природой. Наблюдается свобода движений руки, нет чувства зажатости, улучшается изобразительная память, ориентация в листе бумаги, что создает в жизни ребенка и более лучшую ориентацию в пространстве – в городе, в семье, в школе, т.е. в окружающем мире, который подчас видится не таким дружелюбным для детей, переступивших порог школы и попавших в новую действительность.

Возможно, вы со мною согласитесь, что последнее десятилетие учебная ситуация в начальной школе стала сложной. У детей рассредоточено внимание, элементарная память на усвоение материала  снижается, нежелание учиться, а скорее больше развлекаться и т.п. Всё это находит отражение и в работе над рисунком. В моей работе стало сложнее доносить материал до сознания ребенка, где необходимыми условиями являются дисциплина и усидчивость. Именно поэтому я нашла необходимым введение в структуру занятия игровой ситуации с использованием «паучков» - помощников. Детям не составляет труда определить место применения их на листе бумага – верх/низ, право/лево, центр (гораздо сложнее было бы с готовыми формами или линиями, не имеющими четких границ). Более того, паучки действительно акцентируют внимание обучающихся и необходимы в учебной методике демонстрационного показа педагогом алгоритма рисунка в классе или кабинете, где в связи с рассадкой детей видимость для каждого может быть не очень комфортной.

Основная часть

Демонстрация поэтапного построения линейного рисунка на примере занятия изобразительной программы «Хитрый огонек». На занятии я пересказываюсказку С. Козлова «Хитрый огонек». Ведется беседа о пользе и вреде огня, настраиваемся на изображение огня на природе – костра.

- Чтобы нарисовать пламя костра, мы начнем с нижней его части – полукруга. Для этого с помощью карандаша справа и слева напротив друг друга на  уровне середины листа, поставим две заметные точки. « Паучок – помощник забежал на наш листик, посидел на серединке и перебежал на краешек, но не на самый край (чтобы не упасть), а напротив появился его дружок. И один паучок решил сходить к другому в гости, но не прямой дорожкой, а через глубокую ямку». Проводим линию полукругом от одной точки до другой. «Мы нарисовали линию – улыбку. А теперь другой паучок пойдет в гости к своему другу через высокие горы». Обычно мы вспоминаем про вид линии – «зиг- заг» и прежде чем коснуться бумаги, пробуем нарисовать эту линию в воздухе. «Пока паучки ходили к друг другу в гости – на нашей картине появился огонек. Но он скоро погаснет, если не подложить дровишек. Давайте попробуем от нашей линии-улыбки провести карандашом несколько линий. Справа и слева, немного пониже наших первых паучков, посадим паучков-сторожей (они не дадут дровишкам рассыпаться). Эти паучки покажут нам, как рисовать палочки под наклоном. А между ними нарисуем ещё 5-6 линий, расходящихся, как лучики у солнышка. Настоящие дровишки получатся, если у них будет видна толщина. В лесу мы нашли тонкие деревца или ветки, поэтому толщина у них в виде круга. Между каждыми двумя линиями мы рисуем по одному небольшому кружочку. Получились настоящие объемные дрова! Теперь осталось оживить наш сказочный огонек – рисуем на самом пламени глазки, носик, улыбку. В каждой картине, где есть земля и небо нужно всегда изображать линию горизонта. На этом рисунке она почти вся спряталась за огоньком, выглядывает только справа и слева – дорисуем её до самых краешков.»

Литература:

«Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы» (из сборника рабочих программ «Школа России») - М: «Просвещение», 2015г.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Изобразительная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002, - 192 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хитрый огонек» Мастер-класс

Слайд 2

Дорогие ребята! Приветствую вас на нашем творческом мастер-классе «Хитрый огонек»! Сегодня мы нарисуем с вами героя из сказки С. Козлова «Доверчивый ежик». Давайте прочитаем эту замечательную сказку! Два дня сыпал снег потом растаял, и полил дождь. Лес вымок до последней осинки. Лиса — до самого кончика хвоста, а старый Филин три ночи никуда не летал, сидел в своем дупле и огорчался. «Ух!» — вздыхал он. И по всему лесу разносилось: «Ух-х-х!..» А в доме у Ёжика топилась печь, потрескивал в печи огонь, а сам Ёжик сидел на полу у печки, помаргивая, глядел на пламя и радовался. — Как хорошо! Как тепло! Как удивительно! – шептал он. — У меня есть дом с печкой! «Дом с печкой! Дом с печкой! Дом с печкой!» – запел он и, пританцовывая, принес еще дровишек и бросил их в огонь.

Слайд 3

— Ха-ха! — хохотнул Огонь и облизнул дровишки.— Сухие! — Еще бы! — сказал Ёжик. — А много у нас дровишек? — спросил Огонь. — На всю зиму хватит! — Ха-ха-ха-ха-ха! — захохотал Огонь и принялся так плясать, что Ёжик испугался, как бы он не выскочил из печки. — Ты не очень! — сказал он Огню.— Выскочишь! – И прикрыл его дверцей. — Эй! — крикнул Огонь из—за дверцы.— Ты чего меня запер? Давай поговорим! — О чем? — О чем хочешь! — сказал Огонь и просунул нос в щелочку. — Нет уж, нет уж! — сказал Ёжик и стукнул Огонь по носу. — Ах, ты дерешься! — взвился Огонь и загудел так, что Ёжик снова испугался. Некоторое время они молчали. Потом Огонь успокоился и жалобно сказал: — Послушай, Ёжик, я проголодался. Дай мне еще дровишек — у нас же их много. — Нет,— сказал Ёжик,— не дам. В доме и так тепло. — Тогда открой дверцу и дай мне посмотреть на тебя. — Я дремлю,— сказал Ёжик.— На меня сейчас неинтересно смотреть. — Ну, что ты! Я больше всего люблю смотреть на дремлющих ёжиков. — А почему ты любишь смотреть на дремлющих? — Дремлющие ёжики так красивы, что на них трудно наглядеться. — И если я открою печку, ты будешь смотреть, а я буду дремать? — И ты будешь дремать, и я буду дремать, только я еще буду на тебя смотреть.

Слайд 4

— Ты тоже красивый,— сказал Ёжик.— Я тоже буду на тебя смотреть. — Нет. Лучше ты на меня не смотри,— сказал Огонь,— а я буду на тебя смотреть, и горячо дышать, и гладить тебя теплым дыханием. — Хорошо,— сказал Ёжик.— Только ты не вылазь из печки. Огонь промолчал. Тогда Ёжик открыл печную дверцу, прислонился к дровишкам и задремал. Огонь тоже дремал, и только в темноте печи поблескивали его злые глаза. — Прости меня, пожалуйста, Ёжик,— обратился он к Ёжику чуть погодя,— но мне будет совсем хорошо на тебя смотреть, если я буду сыт. Подбрось дровишек. Ёжику было так сладко у печки, что он подкинул три полешка и снова задремал. — У-у-у! — загудел Огонь.— У-у-у! Какой красивый Ёжик! Как он дремлет! — и с этими словами спрыгнул на пол и побежал по дому. Пополз дым. Ёжик закашлялся, открыл глаза и увидел пляшущий по всей комнате Огонь. — Горю! — закричал Ёжик и кинулся к двери. Но Огонь уже плясал на пороге и не пускал его. Ёжик схватил валенок и стал бить Огонь валенком. — Полезай в печку, старый обманщик! — кричал Ёжик. Но Огонь только хохотал в ответ. — Ах так! — крикнул Ёжик, разбил окно, выкатился на улицу и сорвал со своего домика крышу . Дождь лил вовсю. Капли затопали по полу и стали оттаптывать Огню руки, ноги, бороду, нос.

Слайд 5

« Шлепи —шлеп! Шлепи —шлеп! — приговаривали капли, а Ёжик бил Огонь мокрым валенком и ничего не приговаривал — так он был сердит. Когда Огонь, зло шипя, забрался обратно в печку. Ёжик накрыл свой домик крышей, заложил дровишками разбитое окно, сел к печке и пригорюнился: в доме было холодно, мокро и пахло гарью. — Какой рыжий, лживый старикашка! — сказал Ёжик. Огонь ничего не ответил. Да и что было говорить Огню, если все кроме доверчивого Ёжика, знают, какой он обманщик . Мне кажется, что вам понравилась эта сказка! Ежик очень добрый и немного неопытный в общении с огнем, а вы ребята знаете, чем полезен, а чем также и опасен может быть огонь, если с ним неправильно обращаться? Героем нашей картины и будет огонек. Давайте его нарисуем! Необходимые материалы : лист бумаги для акварели формат А3 или А4 , гуашь 9-12 цветов, кисти синтетика №2, 5, 8/9, карандаш простой «М»/»ТМ», ластик, стакан-непроливайка, палитра белая пластмассовая, тряпочка Начнем, как всегда с предварительного рисунка. С помощью простого карандаша наметим две точки напротив друг друга и соединим линией «улыбкой». Вверх от улыбки мы будем изображать язычки пламени движением карандаша вверх-вниз (как на образце). В нижней части огонька нарисуем дровишки – для этого проводим линии, расходящиеся веером, а промежутки между ними заполним кружочками. Огонек у нас сказочный герой, а значит мы его оживим с помощью глазок, ротика и носика. Наметим контуры полянки двумя горизонтальными линиями по обе стороны от огня.

Слайд 7

Приступаем к краскам! Гуашь любит чистые и отжатые кисточки. Перед каждым набранным цветом не забывайте смочив или вымыв кисть, отжать её о край стаканчика. Краску берем густо. Также, меняем кисти в зависимости от размера изображаемого. Героя картины мы выполняем с помощью среднего номера кисти, фон – большой кистью, а мелкие детали – маленькой. Для огонька нам понадобится три оттенка– желтый, золотистый и красный. Начнем с нижней части огонька – заполним её желтым цветом. На палитре смешаем золотистый оттенок – желтый+красный цвета и заполним им среднюю часть огонька. А самые кончики пламени – красным цветом. Внимание, намеченные глаза и ротик по возможности обойдите кистью. Когда краска вокруг глаз высохнет – делаем глазки и ротик цветными. Можно также добавить румяные щечки и бровки. Дровишки выполняем коричневым оттенком. Для коры смешиваем красный и зеленый цвета, а для круглых срезов – к коричневому добавим желтый или белый. Остался фон. Нижний фон, в зависимости от времени года мы делаем травку или снег (смешиваем нужные цвета). А верхний – небесный фон смешаем белый и синий цвета. Иск ры огня выполним по высохшему небесному фону желтыми красными цветами. Картина готова! Наш огонек сослужит нам верную службу и никогда нас не обманет, если мы будем грамотно обращаться с ним. До скорых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Мастер-класс "Забавный паучок"

Поделки из проволоки шенил нравятся всем детям без исключения. Этот материал уникален для развития мелкой моторики детей. А также, это иточник положительных эмоций и творческого вдохновения....

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....