"Вокальное искусство" "Моделирование из шаров" "Творческая мастерская"
календарно-тематическое планирование

Ожигова Любовь Александровна

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами.

 Актуальность- заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающимуся, раскрывать его личные задатки, привить любовь к народному творчеству.

Цель программы - обучение детей пению и развитие их певческих и общих музыкальных способностей, создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

 

Моделирование из шаров «ТВИСТИНГ» (в переводе с английского «скручивание») очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей, находит  применение на любом празднике: оформить зал, сделать декорации и костюмы, оригинальные подарки от роскошных букетов до забавных игрушек – все это может твистинг. Но чтобы научиться этому, нужно много знаний и умений, которые можно получить на занятиях по моделированию из шаров.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель, ребята учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное и конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы с шариками – конструкторами.

 

Творческая мастерская - это разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы.  Программа включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. С удовольствием занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету.

Цель программы - создание условий для развития и формирования у обучающихся навыков, умений и способностей, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью и народно-художественным творчеством. Умеющих применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях.

Задачи программы:

 

  • Формировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, фетр, пластилин, ткань, и др.).
  • Овладеть разными технологическими приемами обработки материала.
  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • Учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом №03-02-342 от 30.08.2021г «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
  • Рабочей программы воспитания №03-02-342 от 30.08.2021г.
  • - Календарного плана мероприятий воспитательной работы МБОУ «Каратузская СОШ».
  • - Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ»;

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Новизна программы заключается в том, что программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет психофизиологических особенностей воспитанников.

                                  Актуальность

 Заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству.  

Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Учащийся должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. Репертуар студии разнообразен.

Цель программы - обучение детей пению и развитие их певческих и общих музыкальных способностей, создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Основные задачи:

Обучающая: дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области музыки и вокального искусства,  развитие у воспитанников мотивации и интереса к занятиям ;

 Развивающая: развитие эстетического вкуса у детей, певческого диапазона и музыкально-слуховых представлений ;

Воспитательная:  формирование у обучающихся социальной активности в коллективе; освоение навыков исполнительской культуры и умения слушать; внушение таких качеств, как настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детского голоса и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков: пение (сольное и ансамблевое).

        Формы, методы обучения и режим занятий:

Основная форма обучения - учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

-        прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений
профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;

-        посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;

  • концертные выступления и гастрольные поездки;

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

Указанная программа определяет приоритеты развития художественно-эстетической направленности и общественную значимость творческой деятельности детей.

       Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В конце полного курса обучения учащиеся будут иметь представление о:

  • сольном и ансамблевом пении;
  • академической манере пения;
  • чистоте интонации звучания;
  • певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;
  • строении голосового аппарата;
  • жесткой и мягкой атаке
  • об охране голоса в предмутационный и мутационный периоды
  • средствах музыкальной  выразительности

 (артистическая смелость, непосредственность и самостоятельность, потребность к певческой деятельности, настойчивость, выдержанность, целеустремлённость и трудолюбие)

В конце полного курса обучения учащиеся будут уметь:

  • формировать гласные и произносить согласные звуки;
  • петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук
  •  понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  •  понимать средства музыкальной выразительности.  
  • петь под фонограмму в группе и соло;  
  • преодолевать мышечные зажимы; 
  •  вести себя в коллективе.
  •  соблюдать при пении певческую установку;
  • при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  •  пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём  диапазоне ровным по тембру звуком;
  • петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
  • уметь держаться на сцене;

Тематическое планирование по вокальному искусству для  1-8  классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Содержание изучаемого курса

К занятиям в данной программе  привлекаются учащиеся 1 – 8-е классы.

Обучение  планируется на один год. План состоит из теоретического материала и вокальных произведений. (концертная деятельность). Занятия планируются проводить 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 5 мин.   Проводит педагог дополнительного образования   Ожигова  Л.А., дети на  занятиях изучают  вокальное искусство.

При проведении занятий используются формы индивидуальной и коллективной работы. Теоретическая часть дается в форме лекций и бесед  и завершается практическим освоением.  Результатом  работы является   концертная деятельность с вокальными номерами учащихся.

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Вокальное искусство» в  1 - 8 классы

1 раз в неделю (68 часов в год)

на 2021 – 2022 учебный год

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике

безопасности.

2

06.09

06.09

2

Основные принципы обучения народному пению.

Типы интонирования и типы артикулирования.

2

13.09

13.09

3

Знакомство с вокальным искусством.

Народная манера пения.

2

20.09

20.09

4

Народная манера пения.

Исполнение народных песен.

2

27.09

27.09

5

Какой бывает музыка?

Единство музыкального произведения.

2

04.10

04.10

6

Что такое гармония?

Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.

 

2

11.10

11.10

7

Тембры – музыкальная краска.

Роль тембра в музыке.

 2

18.10

18.10

8

Роль тембра в музыке.

Исполнение народных песен.

 2

25.10

25.10

9

Динамика, оттенки динамики.

Динамика – сила, громкость звучания.

2

08.11

10

Изучение строения голосового аппарата и певческой установки.

2

15.11

11

Певческая установка.

Роль распевки. (изучение распевок)

2

22.11

12

Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков.

Грудное  резонирование и речевая манера интонирования.

2

29.11

13

 Комплекс вокальных упражнений. («воздушный столб», фокус головного резонирования, округление гласных звуков)

2

06.12

14

Формирование певческих навыков. (интонирование и округление гласных звуков)

Слушание музыкального произведения.

2

13.12

15

Жанр в музыке.

Какие бывают музыкальные жанры?

Изучение вокального произведения.

2

20.12

16

Дыхание и звукообразование.

Работа над дыханием, пение в унисон.

2

27.12

17

Попевки. Упражнения на дыхание. Разучивание вокального произведения.

2

18

Чудесная тайна музыки.

Работа над сценическим образом в песне.

2

19

Песня в жизни человека.

Художественная выразительность в пении

2

20

Жанровое разнообразие музыки.

Работа над вокальным произведением.

2

21

Единство художественного образа и исполнительства.

Разучивание вокального произведения.

2

22

Темп – яркая интонационная особенность музыкального произведения.

Работа над вокальным  произведением.

2

23

Ансамблевое пение.

Работа над вокальным  произведением.

2

24

Вокализ- это?

Пение при использовании вокализа.

2

25

Пение при использовании вокализа.

Исполнение вокального произведения.

2

26

Бардовская песня. Знакомство с композиторами-песенниками и их творчеством.

2

27

Дирижирование –это?

Дирижёрские жесты. (1\2, 3\4)

2

28

Дирижёрские жесты.

Распевание и исполнение вокального произведения.

2

29

Работа над тембровой окраской в музыкальном произведении.

2

30

Творчество и импровизация.

Работа над вокальным произведением.

2

31

Вокальные и инструментальные жанры в музыке.

Работа над вокальным произведением.

2

32

Звуковедение.

 Развитие чувства ритма.

Работа над вокальным произведением.

2

33

Развитие музыкального слуха.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

2

34

Исполнение изученных вокальных произведений. Зачет.

2



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • Учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом №03-02-342 от 30.08.2021г «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
  • Рабочей программы воспитания №03-02-342 от 30.08.2021г.
  • - Календарного плана мероприятий воспитательной работы МБОУ «Каратузская СОШ».
  • - Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ»;

Моделирование из шаров «ТВИСТИНГ» (в переводе с английского «скручивание») очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей, находит  применение на любом празднике: оформить зал, сделать декорации и костюмы, оригинальные подарки от роскошных букетов до забавных игрушек – все это может твистинг. Но чтобы научиться этому, нужно много знаний и умений, которые можно получить на занятиях по моделированию из шаров.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель, ребята учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное и конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы с шариками – конструкторами.

При создании моделей происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы будем стараться выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Программа «Моделирование из шаров» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы, численность детей в группе студии должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов у  группы из расчета 2 часа в неделю. Группы формируются из детей в возрасте от 7 - 14 лет.

 Цели и задачи

Цель программы  –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие в процессе овладения элементарными приемами техники твистинга, как художественного способа конструирования из шариков.

 Задачи курса:

Обучающие:

  • Ознакомить детей с основными понятиями и базовыми формами твистинга;
  • Обучать различным приемам работы с воздушными шарами;
  • Привить нормы художественного оформления и основных компонентов художественно-изобразительной деятельности.

Развивающие:

  • развить эстетические вкусы учащихся;
  • развить пространственно - геометрическое мышление, глазомер;
  • совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • научить работать в команде и привить умение следовать устным инструкциям;
  • улучшать внимание и память;
  • развивать творческие способности, фантазию детей;
  • развивать способность к самоорганизации и общие трудовые навыки.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся элементов культуры труда и творчества;
  • воспитать чувства коллективизма, взаимопомощи;
  • развивать привычки к созидательной деятельности и получение удовлетворения от её результатов.

 Основные принципы:

  • Принцип деятельности лежит в основании программы, инновационной образовательной деятельности.
  • В построении курса использован один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
  • Следующий важный принцип программы можно сформулировать так: делай как я, делай сам, делай лучше меня – принцип сотворчества детей и взрослых.
  • Естественно, что обучение моделированию строится и на принципе наглядности.
  • Обязателен принцип практической направленности, то есть все полученные знания должны носить прикладной характер и постоянно применяться на практике.
  • Занятия по этой программе предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, они направлены на раскрытие его творческих возможностей.
  • Учитывается в построении программы и нестареющий принцип «Повторение – мать учения» - все задания, включенные в программу, прорабатываются и дублируются, выполняются различными способами. Это обеспечивает закрепление полученных навыков, а также появление интереса к занятиям, возникновение потребности в общении и участии в занятиях.

 Формы занятий:

В процессе реализации программы будут использованы все формы занятий, необходимые для освоения практической деятельности:

- практическое обучение элементарным навыкам работы с воздушными шарами;

- мастер-классы по изготовлению различных форм и фигур из воздушных шаров;

- самостоятельная работа по выполнению собственного творческого задания;

- коллективная практическая работа по оформлению помещений (класс);

- самостоятельное развитие навыков твистинга при наставничестве и кураторстве педагога.

Основной формой занятий является практикум по изготовлению моделей. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей, использованием различных видов шариков и инструментов, возможными вариантами оформлений праздников, проведения конкурсов и игр.


На занятиях ученик становится главной действующей фигурой. Педагог становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование процесса обучения. Он организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями, умениями, навыками. Главное – развить способности ребенка, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать новое.

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:

Личностными результатами являются формирование следующих умений и качеств:

  • формирование и развитие художественного вкуса, к творческой деятельности;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • формирование мотивации к творческой деятельности (моделированию из шаров), целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
  • анализировать собственную работу.
  • Познавательные УУД:
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески реализовывать.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • Коммуникативные УУД:
  • организовывать совместную работу в группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
  • Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты.

В результате обучения  по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам «твистинга» . 
  • Разовьют художественный  вкус и творческие способности.
  • научатся следовать устным инструкциям.
  •  будут создавать разные композиции из шариков;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • Научиться работать с дополнительной информацией  по моделированию из шаров.

Тематическое планирование по моделированию из шаров для 1-8  классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Содержание изучаемого курса

1. Вводное занятие. Техника безопасности, материалы и инструменты.

2. Основы твистинга.

3. Фигурки животных.

4. Цветы и композиции.

5. Фигуры для мальчиков.

6. Декоративные украшения.

7. Изготовление сложных фигурок и композиций.

8. Изготовление игрушек из круглых шариков и ШДМ.

9. Создание своей игрушки из круглых шариков и ШДМ.

10. Выставка работ.

 

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Моделирование из шаров» в  1-8 классы

1 раз в неделю (68 часов в год)

на 2021 – 2022 учебный год

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие.

Техника безопасности, материалы и инструменты.

2

06.09

06.09

Основы «твистинга»  (22 ч)

2

Основные правила скруток. Простая скрутка и скрутка с замком.

2

08.09

08.09

3

Основные правила скруток. Скрутка в форме уха и скрутка с перегибом.

2

15.09

15.09

4

Фигурка цветка.

Ромашка.

Делаем ромашку из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

22.09

22.09

5

Фигурка животного.

Собачка.

Делаем собачку из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

29.09

29.09

6

Фигурка бабочки.

Бабочка.

Делаем бабочку из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

06.10

06.10

7

Цветы и композиции.

Роза.

Делаем розу из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

13.10

13.10

8

Цветы и композиции.

Тюльпан.

Делаем тюльпан из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

20.10

20.10

9

Фигурка животного.

Слоник.

Делаем слоника из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

27.10

27.10

10

Фигурка животного.

Жираф.

Делаем жирафа из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

10.11

11

Фигурка животного.

Зайчик.

Делаем зайчика из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

17.11

12

Цветы и композиции.

Букет цветов.

Делаем букет цветов из шариков.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер.

2

24.11

Изготовление игрушек из  ШДМ и

круглых шаров (14 ч)

13

Работа со схемами.

Изготовление сложных фигурок и композиций.

2

01.12

14

Фигурка животного.

Колобок.

Делаем колобка из шариков.

Материал: 5, 12  размер. 

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий. Цветная бумага, двухсторонний скотч, клей пистолет.

2

08.12

15

Фигурка животного.

Заяц.

Делаем зайца из шариков.

Материал: 5,10, 12  размер. 

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий. Цветная бумага, двухсторонний скотч, клей пистолет.

2

15.12

16

Фигурка животного.

Мишка.

Делаем мишку из шариков.

Материал: 5,10, 12  размер. 

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий. Цветная бумага, двухсторонний скотч, клей пистолет.

2

22.12

17

Фигурка пчелки.

Пчела.

Делаем пчелу из шариков.

Материал: 5,10, 12  размер. 

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий. Цветная бумага, двухсторонний скотч, клей пистолет.

2

29.12

18

Фигурка божьей коровки.

Божья коровка.

Делаем божью коровку из шариков.

Материал:12  размер. 

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий. Цветная бумага, двухсторонний скотч, клей пистолет.

2

19

Фигурка танка.

Танк. ( к 23 февраля)

Делаем танк из шариков.

Материал:

ШДМ разных цветов  260 размер.

Маркеры черный, красный, синий.

2

Изготовление цветов из ШДМ на подставках (12 ч)

20

Цветы и композиции.

Делаем букет ромашек на подставке.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер. 5,12 р.

2

21

Цветы и композиции.

Делаем букет роз на подставке.

Материал: ШДМ разных цветов  260 размер. 5,12 р.

2

22

Цветы и композиции.

Ромашка в горшке.

 Материал: ШДМ разных цветов  260 размер. 12 р.

2

23

Цветы и композиции.

Цветок фантазия. Материал: ШДМ разных цветов  260 размер. 12 р.

2

24

Цветы и композиции.

Композиция из цветов. Материал: ШДМ разных цветов  260 размер. 5,12 р.

2

25

Декоративные украшения.

Изготовление спиралей. Материал: ШДМ разных цветов 160,  260 размер. 5,12 р.

2

Плетение из 260 , 160 ШДМ (18 ч), 5,10,12 р.

26

Работа со схемами. Материал: ШДМ разных цветов 160,  260 размер.

Цепи, гирлянды.

2

27

Двойное плетение. Материал: ШДМ разных цветов 160,  260 размер.

Звезды и косички.

2

28

Корзина.

Материал: ШДМ разных цветов 160,  260 размер.

Двойное плетение.

2

29

Зачет-конкурс по основным скруткам.

Работа со схемами. Материал:5,10,12 р.

2

30

Схема скрутки гирлянды.

Плоская гирлянда. Материал:5,10,12 р.

2

31

Составление схем.

Гирлянда в четыре шара.

Материал:5,10,12 р.

2

32

Составление схем.

Изготовление сложных фигурок и композиций.

2

33

Фигуры для мальчиков.

Сабля, пистолет, самолет.

2

34

Создание своей игрушки из круглых шариков и ШДМ.

Зачет. Изготовление своей игрушки.

2

68



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • Учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом №03-02-342 от 30.08.2021г «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
  • Рабочей программы воспитания №03-02-342 от 30.08.2021г.
  • - Календарного плана мероприятий воспитательной работы МБОУ «Каратузская СОШ».
  • - Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ»;

Программа способствует приобретению позитивного опыта освоения учащимися декоративно-прикладного творчества, помогает в формировании осознанного профессионального выбора. И так же программа имеет художественно-эстетическую направленность.  

Программа обусловлена тем, что происходит  формирование высокого интеллекта духовности через мастерство. В настоящее время возникает у детей способность решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

                                  Актуальность

 Заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. По средством данной программы учащиеся научатся, создавать творческие работы и овладевать разными технологическими приемами декоративно-прикладного искусства.

 Прикладное творчество обогащает и повышает знания учащихся и их заинтересованность в данном направлении.

Отличительные особенности программы направлены:

На выполнение  практических заданий, создавая собственные композиции на предлагаемые темы.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы.  Программа включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. С удовольствием занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету.

Цель программы - создание условий для развития и формирования у обучающихся навыков, умений и способностей, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью и народно-художественным творчеством. Умеющих применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях.

Задачи программы:

  • Формировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, фетр, пластилин, ткань, и др.).
  • Овладеть разными технологическими приемами обработки материала.
  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать и корректировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
  • Развивать мелкую моторику и координацию рук.
  • Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

Формы и методы проведения занятий

Учитывая психические и интеллектуальные особенности детей, цели и задачи программы, занятия проводятся, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

Традиционные; комбинированные и практические занятия; лекции, конкурсы.

А также различные методы: словесный (беседа с учащимися о видах художественных росписей, обсуждение народных сказок и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов).

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуально-творческая деятельность;
- коллективная творческая деятельность;

- свободная творческая деятельность;

- практическая работа (выставка творческих работ).

Система занятий построена таким образом, учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Учащиеся работают с природными материалами и различными подручными материалами. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Общая характеристика

          Образовательная программа предназначена для среднего школьного возраста  и рассчитана на учащихся 1-8 класс. В группе могут заниматься дети с различным уровнем успеваемости, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков, через творческую деятельность.      

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:

Личностными результатами являются формирование следующих умений и качеств:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  •  оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  •  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

  • Познавательные УУД:
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • Коммуникативные УУД:
  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
  • Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты.

В результате обучения  по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фетром,  и т.д.
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • узнают о народных промыслах;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • получат знания о месте и роли декоративно – прикладного  искусства в жизни человека;
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Тематическое планирование по творческой мастерской для  1-8  классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Содержание изучаемого курса

К занятиям в данной программе  привлекаются учащиеся 1 – 8-е классы.

Обучение  планируется на один год. План состоит из теоретического материала и практических работ (выставка, участие в конкурсах). Занятия планируются проводить 1 раз в неделю (2 часа). Проводит педагог дополнительного образования   Ожигова  Л.А., дети на этих занятиях изучают  декоративно-прикладное творчество.

При проведении занятий используются формы индивидуальной и коллективной работы. Теоретическая часть дается в форме лекций и бесед  и завершается практическим освоением темы.  Результатом  работы является  выставка творческих работ.

Прогнозируемый результат:

  • скоординированы движения кистей рук учащихся;
  • развито творческое воображение у учащихся;
  • сформирован интерес к творческой деятельности;
  • развита культура общения учащихся, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Методическое обеспечение

Методы и способы работы:

  • Беседа;
  • Лекция;
  • Практические занятия;
  • Групповое работы;
  • Выставки;
  • Конкурсы.

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Творческая мастерская» в  1-8 класс

1 раз в неделю 68 часов в год

на 2021 – 2022 учебный год

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике

безопасности.

2

06.09

06.09

2

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Отражение характерных особенностей оформления.

2

13.09

13.09

Технология изготовления поделок из фетра (24 ч)

3

Цветок.

Научатся делать выкройку из картона. Работать над замыслом композиции из фетра.

Шьем цветок.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

20.09

20.09

4

Петух. Шьем петуха.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

27.09

27.09

5

Лягушка. Шьем лягушку.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

04.10

04.10

6

Слоненок. Шьем слоника.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

11.10

11.10

7

Сумка. Шьем сумку.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

18.10

18.10

8

Собака. Шьем собаку.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

25.10

25.10

9

Косуля. Шьем косулю.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

08.11

10

Кот. Шьем кота.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

15.11

11

Лиса. Шьем лису.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

22.11

12

Ёжик. Шьем ежика.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

29.11

13

Звездочка. Шьем звездочку.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

06.12

14

Пасхальное яйцо.

Шьем яйцо с украшением из бусинок.

Материал: фетр, иголка, нитки для шитья, бусинки.

2

13.12

Новогодние поделки из разного материала (10 ч)

15

Новогоднее украшение для елки.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам. Материалы: цветная бумага, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока, ленточка и.т

2

20.12

16

Новогодний шар. 

Материалы: цветная бумага, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока, ленточка и.т

2

27.12

17

Снеговик. Материалы: цветная бумага, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока, ленточка , заготовки из пенопласта в виде яиц. и.т

2

18

Звезда. Материалы: цветная бумага, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока, ленточка, картон. и.т

2

19

Пуговичные елочки. Материалы: разноцветные пуговицы, проволока, ножницы, клей.

2

Пластилинография ( 8 ч)

20

Знакомство с принципами работы. Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография.

Средства выразительности в аппликациях «Кактус в горшке».

2

21

Плоскостное изображение  «Рыбка».

2

22

Плоскостная аппликация «Гномик».

2

23

Рельефная рамка «Веселая бабочка».

2

Бисероплетение ( 4 ч)

24

История развития бисероплетния.

Спиральное нанизывание «Бусы».

2

25

Низание крестиками «Браслет».

2

Аппликация и поделки из различных  материалов (18 ч)

26

Сюжетная композиция силуэтов животных.

Создать сюжетную  композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта.

2

27

Аппликация цветка.

Материал: цветная бумага, клей.

2

28

Аппликация ежика.

Материал: цветная бумага, клей.

2

29

«Катюша».

Кукла на картонной основе.

2

30

«Канзаши». (9 мая)

Материал: Георгиевская лента,  бусинки, клей и т.д.

2

31

Одень куклу. Изготовление нарядов.

2

32

Оформление  рамки для фотографии. Материал: рамка, фетр, бусинки, клей и т.д.

2

33

Кукла – актер. Аппликация любимого сказочного героя «Дюймовочка».

2

34

Выставка. Итоговое занятие. Зачет.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческие мастерские на уроках изобразительного искусства».

Использования творческих мастерских на уроке ИЗО. В данной статье идет описания творческих мастерских. И как учитель может использовать эту технологию на уроках....

Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"

Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для  8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", ...

Использование принципов творческой мастерской на занятиях по истории искусства

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс обучения определяется как открытие учеником но...

Обобщенный опыт работы "Творческая мастерская театрального искусства"

Целью данного опыта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности....

«Творческая мастерская «Искусство слова»

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку  и литературе «Творческая мастерская «Искусство  слова» разработана на основе ФГОС основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....

Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...