Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством работы над пейзажем
статья

Казакова Ирина Николаевна

Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов

посредством работы над пейзажем

           Журнал «Дополнительное образование» (Рисование, графика)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/vneklassa/publikacii

Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов

посредством работы над пейзажем

           Журнал «Дополнительное образование» (Рисование, графика)

Казакова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного  образования,

МОКУ ДО ДДТ г. Мураши

                   

            Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, необходимо создать такую форму учебно-воспитательной работы, где наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях творческого объединения. С этой целью создана образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческое объединение «Радуга». Программа способствует приобщению ребёнка к искусству: понимание образности художественных материалов как средств художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством работы над пейзажем – это весьма сложная педагогическая задача. Данную тему для своей работы я выбрала потому, что считаю её актуальной на сегодняшний день. В средних и высших учебных заведениях для поступления на факультеты технологии и дизайна необходима сдача вступительных испытаний, связанных с глубоким знанием ИЗО. Также подтолкнуло к формированию опыта разнообразие техник и их применение в пейзаже.

Поэтому одной из важных тем моей программы является работа над пейзажем. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. Произведения пейзажного искусства - это воплощение емкого содержания, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества.

Основными задачами обучения пейзажу являются: формирование правильного мировоззрения, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Занятия развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям.

             Работа над пейзажем ведётся в течение реализации программы, которая рассчитана на 5 лет. Распределение тем по годам обучения выглядит так.

1 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

-  Знакомство с простым карандашом и ластиком (набросок). «Надвигается гроза»

- Приёмы рисования цветными карандашами: цветовая растяжка. «Закат солнца»

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Свойства акварельных красок и приём работы «по-сырому». «Дождливый день»

- Цветовой фон в качестве одного из средств выразительности. Навыки работы с гуашью. «Розовая страна»

2 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

-  Изобразительные свойства графических материалов: графитного карандаша, фломастеров, мелков. Ритм линии.

- «Времена года». Приёмы работы гуашевыми красками. Техника – монотипия.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- «Грустный дождик». Образ дождя ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

- «Осень. Листопад». Смешение тёплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Многослойность акварели.

- «Зимний лес». Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. Передача чувств через разные виды искусства.

3 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. «Осенние листья» («На опушке леса»)

- Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.

-  «Терема». Граттаж. Изображение природы с помощью различных графических приёмов.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

-  «Солнечный денёк». Жанр пейзажа. Виды пейзажа: «марины», «анималистический жанр», «исторический», «сказочно-былинные», «мифологический».

- Как разглядывать картину: что изображено, как изображено, как художник накладывает краски, выбор цвета и колорита. «Осенний лес»,  использование зелёного, жёлтого. Цвет неба, цвет воды.

- Смешанная техника. «Город», цветовой фон в технике монотипии. Цвет как выразитель настроения. Дома - линиями, штрихами. Люди — силуэты.

4 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- «Деревья». Пленэрные зарисовки. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.

- «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.

- Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: тушь черная, заостренные палочки

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель.

- Пространственные свойства цвета. Использование впечатление глубины на плоскости с помощью цвета. Рисуем пейзаж: тёплые цвета – 1 план – выступающие; холодные цвета – 2,3 план – отсутствующие.

5 год обучения:

жанр изобразительного искусства «Графика»:

- Перспектива в пейзаже. Мост в перспективе. Рисование моста.

- Перспектива в пейзаже. Перспектива улицы. Рисование улицы.

- Рисование парка, используя теоретические знания о перспективе.

- Отражение в воде. Перспективные закономерности в воде.

- Рисование городского пейзажа, используя теоретические знания о перспективе, перспективные закономерности в воде.

- Рисование пейзажа при различном состоянии солнечного освещения. Зависимость освещенности от высоты солнца над горизонтом. Солнце в зените - короткие тени, форма и фактура выявляются слабо; при снижении солнца тени увеличиваются, фактура проявляется лучше.

жанр изобразительного искусства «Живопись»:

- Знакомство с маслом. Приёмы работы маслом.

             Работа по данной теме ведётся на протяжении нескольких лет и даёт стабильно положительные результаты с качественной динамикой.

Изучение темы «Пейзаж» усложняется за счёт введения и усложнения техник, а также их смешения.

Работа по данной теме выходит за рамки реализации программы через участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

Накопленный опыт  может быть использован начинающими педагогами дополнительного образования, а также учителями, ведущими внеурочную деятельность в рамках ФГОС.

Таким образом, работа над пейзажем формирует эстетические представления, понятия и художественные вкусы у воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных и эстетических представлений у учащихся на уроках швейного дела

План-конспект открытого урока трудового обучения в 8 классе. Данный урок и сообщение "родились"неожиданно. Необходимо было изготовить в подарок одному из детских домов Кубани подарки....

Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...

Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире

В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...

Доклад на тему: Формирование у обучающихся с ОВЗ эстетического отношения к природе.

«Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью...

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма средствами школьного музея

Воспитание  патриотизма у учащихся своей страны путем показа героической борьбы, подвигов талантов российских граждан – примеров для подражания....

«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...