Доклад на тему: Формирование у обучающихся с ОВЗ эстетического отношения к природе.
материал на тему

Кияткина Галина Александровна

«Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда не разовьётся с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._pedagog._pedagogika.doklad_o_prirode.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

Учитель трудового обучения:  Кияткина Галина  Александровна                                                              

Доклад на тему:

Формирование у обучающихся с ОВЗ эстетического отношения к природе.

К. Д. Ушинский писал: «Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда не разовьётся с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая».

Маленький человечек пришёл в большой сложный мир взрослых. Богатство окружающей жизни откроется перед ребёнком, если научить его прислушиваться к звукам и голосам природы, понимать и беречь её красоту. Великим воспитателем является природа. Общаясь с животными, растениями, человек становится добрее, чище; в нём просыпаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой. Необходимо реально помочь так подготовить поколение, обучающееся в школе, чтобы преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Эта задача отражена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО, в Тбилиси ещё в 1974 году.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми  нужно хорошо знать особенности  возраста. У пятиклассников наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

Поэтому необходимо научить учащихся наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:

- темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;

- разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;

- отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;

- воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц;

- различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки);

- замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).

Улучшение эстетического воспитания учащихся названо в числе важнейших задач реформы школы. Ее решению будут способствовать выявление и реализация экологических аспектов эстетического воспитания. Объективной основой взаимосвязей экологического образования с эстетическим воспитанием является способность человека относиться к природе как к эстетической ценности.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьном образовании. Органическое включение экологического аспекта в  образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и особенно к природе.

Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:

Просветительская функция

Помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающая функция

Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

Воспитательная функция

Формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой Природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учеников осуществлять посильную  природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к Природе закономерно является выражением  патриотизма.

Организующая функция

Стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности.

Прогностическая функция

Развитие у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.

В процессе экологического воспитания предпочтение следует отдавать проблемным, частично-поисковым, исследовательским методам  обучения и особенно  методам проектов.

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

3.  Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

4.  Познавательные  (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5.  Продуктивные  (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).  

Прежде чем привлечь ребёнка к какой-либо работе необходимо обеспечить мотивацию, заинтересованность, показать важное значение деятельности ребёнка для него самого и для окружающих.

Ребёнок не должен быть пассивным объектом приложения педагогических воздействий. Развитие важных для экологически сообразного поведения умений (решение проблем и принятие решений, планирование результатов своих действий) возможно только в результате личного опыта ребёнка, полученного им при активном участии в выполнении разнообразного вида деятельности.

Любые теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности.

Эти принципы экологического образования находят своё отражение в проектной деятельности школьников. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. В качестве проблем выбираю экологические, которые взяты из реальной жизни, знакомые и значимые для ребят.

         Так, органической составной частью работы по теме «Зелёный островок» стала посадка растений: герани, бархатцев и лука. Посадка именно этих растений была неслучайной, так как собранная о них информация говорит об их  благотворном влиянии на здоровье и настроение учащихся. 

В ходе реализации данного проекта, с учащимися  пятого класса были проведены занятия на тему «Всё о комнатных растениях!», «Лук - от семи недуг», на которых мы исследовали, изучали  свойства этих растений  и   отвечали на проблемные вопросы:

- Для чего нужны знания о комнатных растениях?

- Какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека?

- Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

-  Что скрывается за поговоркой «Лук - средство от семи недуг»?                                        - Почему от лука плачут?

 Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе делания.

Решению задач экологического образования пятиклассников в наибольшей степени способствуют  игры. При разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. С учащимися своего класса мною были проведены следующие игры: «Экологическая тропа», «Мы — друзья природы!», «Знатоки природы».

Основной целью этих игр было овладение конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде.  Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и

заботливого отношения к ее объектам.

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней мне помогает метод целевых экскурсий в природу, таких как экскурсия «Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями», экскурсия в осенний парк, экскурсия в весенний парк.

Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

В начале экскурсии я обращаю внимание детей на красоту окружающей природы, учу всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом  опавших листьев, цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание, а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Человек связан с природой как с объектом и предметом труда, с природной средой как условием жизнедеятельности и работоспособности. Эти объективные связи обусловливают направленность экологического образования на воспитание трудолюбия школьников, их ответственного отношения к труду, к людям труда, природе как предмету труда. Однако задачи трудового воспитания, как в целом, так и в связи с экологическими аспектами не могут ограничиваться лишь практической деятельностью. Все сказанное выше позволяет назвать три основные задачи экологического аспекта трудового воспитания:  

- формирование отношения к труду как необходимому условию и фактору оптимизации взаимосвязей общества и природы;

- развитие знаний о научных основах трудовой деятельности по изучению и охране природы;

- обучение практическим трудовым умениям экологического характера.

На этом созидательно — охранном этапе, я акцентирую внимание детей на помощи, которую они в силах оказать: уход за комнатными растениями, различные работы на школьном дворе в зависимости от времени года (сбор семян однолетних цветковых растений для последующей посадки, уборка школьного двора, накопление снега в цветнике).

Резюмируя все вышесказанное, нужно сказать следующее: формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков.
        При изучении природы открываются широкие возможности для эстетического воспитания подрастающего поколения. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются её красотой.  Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию у людей высоких моральных качеств. Известно, что истинная красота заложена в природе, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научить ценить и пользоваться увиденным.

А закончить своё выступление мне хочется следующими словами:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал птицу – она не стала петь.

Я дотронулся до бабочки – она погибла.

И тогда я понял: до живого в природе можно касаться лишь сердцем.

Список литературы:


1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 2. Будыко М. И. Глобальная экология. М., 1977.
3. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977.
4. Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы//Философские проблемы глобальной экологии. М.,1983.
5. Ильин В. С. Формирование личности школьника: Целостный процесс. М.,1984.
6. Смит Р. Л. Наш дом - планета Земля. М., 1982.
7. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.
8. Стрельцова В.Б. Наш друг - природа. - М.: Педагогика, 1985.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.- М., 1979.- T.I.
10. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников/Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1983.
11. Экологическое и эстетическое воспитание школьников./Под ред. Л. П. Печко. М., 1984.