Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"
статья на тему

Боровская Марина Александровна

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_vzaimodeystvie.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения.

Подготовила: учитель русского языка и чтения М.А. Боровская.

2016 г.

    Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание. Организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, каждый учитель заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.

       В жизни мы убеждаемся в мудрости Вильяма Шекспира, подарившего человечеству образы мира как театра. А людей — как актеров в этом полном драм и противоречий, надежд и взлетов театре:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

    Мир школы — театр. Здесь дети готовятся к своей главной роли - стать нужным, социально востребованным, успешным человеком. И каждый участник этого театра в нем «не одну играет роль». По школьному сценарию ребенок пробует себя в роли слушателя и рассказчика, поэта и писателя, ученого-исследователя и артиста, корректного оппонента в споре и убежденного оратора. Он в буквальном смысле разрываем на различные роли, которые диктуются разными ожиданиями учителей, родителей, администрации школы, и ожиданиями, которые предъявляют к школе мир общества и мир государства

       Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация.

          Работа по формированию у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования ложится полностью на учителя, и прежде всего на учителя русского языка и чтения. Коммуникативная направленность обучения умственно отсталых учащихся должна стать одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков русского языка, чтения и развития речи. Признание коммуникативной направленности ведущим принципом обучения русскому языку и чтению в специальной коррекционной школе требует перестройки всей системы работы с учащимися на учебных предметах этого цикла. В основу данной системы должна быть заложена логика развития речевой деятельности учащихся.

      Для этого нужно использовать на уроках приемы, которые позволят пробудить интерес учеников к тексту, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Естественно, что в пределах урока можно говорить о работе только над учебными диалогами. Однако уже они формируют ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам прежде всего относятся:

  • проявление интереса к беседе;
  • обеспечение внимания к собеседнику;
  • умения:
  • вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
  • строить речь грамматически правильно;
  • точно отбирать слова для выражения мыслей;
  • придавать речи соответствующую интонационную окраску.

      Побуждение к речи может быть усилено не только характером задания, но и эмоциональными моментами. Речь ученика во время уроков обусловлена главным образом требованиями учителя. Но побудительными могут быть эмоции, связанные с учебными интересами, со стремлением ребенка хорошо ответить и заслужить одобрение учителя. На уроках русского языка и чтения учитель имеет возможность использовать такие, например, задания для речевого развития умственно отсталых школьников:

  • постановка проблемных вопросов, ответ на которые потребовал бы от учащихся развернутого высказывания и подбора доказательств, подтверждающих правильность суждения;
  • включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
  • использование специальных речевых опорных схем в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;
  • совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
  • подготовка учащимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалогов типа: ученик – ученик, ученик – учитель;
  • самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным выяснением их значения у одноклассников, воспитателя, библиотекаря, учителя;
  • работа в парах, созданных для совместного выбора и обсуждения второй части пословицы из двух вариантов, предложенных учителем, и соотнесения составленной пословицы с определенным отрывком текста;
  • организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные (по внешней видимости) участники.

      Коммуникативная направленность должна стать одной из ведущих целей обучения школьников. В этом плане уроки чтения и русского языка, организованные по принципу учебного диалога, дают учителю наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития школьников. Уроки создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения. Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.

      Развитие смысловой догадки школьников является весьма эффективным методическим приемом, способствующим коррекции аналитико-синтетической деятельности, воображения, связной устной речи учащихся. Например, на уроке чтения возможны варианты развития смысловой догадки перед началом чтения произведения:

  • Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Почему вы так решили?
  • Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак? Почему вы думаете, что можно? Прочитайте, как будет звучать название в этом случае. Давайте, сравним два варианта. Давайте порассуждаем. А теперь прочитаем произведение и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле, и кто из вас был ближе всего к правильному ответу.
  • Прочитайте название произведения. Можно ли по названию произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будет главными героями этого произведения? Можно ли сказать, положительные это герои или отрицательные? Почему? Все ли слова из названия вам понятны? Какие слова вам не знакомы? Спросите о значении этих слов у одноклассников или посмотрите в словаре.

Придумывание продолжения истории также развивает способность детей фантазировать, воображать, высказывать свои мысли. Например:

  • Обсуждение возможных вариантов продолжения рассказа после его прочтения и анализа. Какое будущее, по вашему мнению, ждет героя? Как вы думаете, чем закончится эта история? Давайте немного порассуждаем.
  • Представьте себе и расскажите, что могло бы произойти, если бы ...

          Для развития у школьников умения задавать вопросы к тексту проводится работа с подстановочными таблицами. В первой части таблицы записываются начальные слова вопроса, а во второй ее части формулируются отдельные элементы ситуаций или дается иллюстрация. Учащиеся формулируют вопросы, используя начальное слово вопроса или иллюстрацию. Составленные вопросы школьники задают друг другу. Таким образом на уроке создается учебный диалог по типу «ученик-ученик».

       Работа с алгоритмом ответа является подготовительной к работе по структурированию и лексическому оформлению высказываний. Она осуществляется после первичного прочтения учащимися текста и разбора содержания прочитанного. Однако этот вид работы может иметь место и на других этапах урока.

     Очень важно учить школьников доказывать свою точку зрения, используя различные речевые обороты в алгоритме рассуждения: я думаю; я считаю; мне кажется; на мой взгляд; по-моему; так как; потому что; следовательно; значит; таким образом и т.п.

     При завершении работы над произведением обязательно подводятся итоги и делаются выводы, изученный материал анализируется и обобщается. На этом этапе очень важно предложить учащимся высказать свои суждения о событиях, описанных в произведении, опираясь на собственный жизненный опыт.

       Хочу представить вам наглядный практический материал, подготовленный и используемый мной в своей работе. (слайд1)

Подготовила карточки-задания для развития коммуникативных навыков  на уроках русского языка.

  (2слайд)

  1. Нестандартные задания для развития коммуникативных навыков с элементами занимательности.

(3 слайд)

3. Собрала раздаточный материал для развития культуры речи и общения.        (4,5 слайд)

4. Как средство обучения применяю на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал. Этот материал помещен на специальных карточках и  содержит задания, связанные с составлением предложений на основе изобразительного материала.

5. Также использую иллюстрированные карточки-задания к художественным произведениям на уроках чтения, внеклассного чтения. Пример (слайд 6)

6. Мной собрана электронная коллекция репродукций картин великих художников, иллюстраций.

(7,8 слайд)

Они служат источником высказываний для учащихся, составления предложений на заданную тему, написания сочинений.

  1. Рисунки обучающихся становятся эффективным речевым стимулом. Основные виды заданий, которые дается к рисункам учащихся:
  • - описать и прокомментировать рисунок;
  • - "озвучить" рисунок;
  • - домыслить изображенное художником;
  • - предложить свой вариант рисунка.
  1. Современные технические средства расширили возможности использования зрительно-слуховых наглядных пособий на уроках.

(показ диафильма)

Диафильм содержит красочные иллюстрации к литературным произведениям. Просмотр диафильмов сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий (чтение по ролям, составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, прокомментировать содержание кадра и т.п.)

А также на уроках использую отрывки из кинофильмов, сказок к прочитанным произведениям, видеоролики.

(Показ видеоролика)

10. Основными способами реализации слуховой наглядности является звучащий образец, который помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания.

  1. На уроках работаем и над невербальными средствами общения.

 (слайд 9-10)

Упражнения на развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика). Задания подобного рода развивают у детей эмоциональность, умение выражать свои чувства, готовят школьников к инсценировке и драматизации.

  1. Инсценировка художественного произведения. (слайд 11,12) Прием драматизации позволяет наглядно увидеть ситуацию, осмыслить ее, критически оценить поведение того или иного персонажа.

       Я кратко представила вам наглядный практический материал подготовленный и используемый мной в своей работе над формированием коммуникативной компетентности обучающихся и считаю, что все эти материалы создают у учащихся необходимость в общении, побуждают к обмену мыслями и впечатлениями, повышают культуру общения, расширяют возможности приобретения новых знаний. Как учитель с опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, я уверена, что решение данных задач и специальный отбор и использование учебного материала повышает адаптивные возможности выпускников, и помогает им более успешно интегрироваться в современном обществе.

Спасибо за внимание!

(слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Развитие умений и навыков социального взаимодействия старшеклассников на уроках иностранного языка.

Реализация подрастающим поколением своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того , насколько успешно ими усваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с другими ...

Доклад "Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Доклад "Система  оценивания  учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"

Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.В настоящее...