Развитие умений и навыков социального взаимодействия старшеклассников на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Реализация подрастающим поколением своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того , насколько успешно ими усваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с другими людьми.Цели, задачи и содержание школьного предмета "английский язык" в состоянии решить такую сложную воспитательную задачу, как развитие умений и навыков социального взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_vzaimodeystvie_.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умений и навыков социального взаимодействия старшеклассников на уроках иностранного языка.

Реализация подрастающим поколением своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того, насколько успешно им усваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с другими людьми.

Школа, в целом, функционирующие в её рамках общности, является той социальной и психологической средой, под влиянием которой ребёнок школьного возраста живет и развивается.

Развитие его личности осуществляется через включение его в систему общественных отношений.

Общаясь с товарищами в процессе учебной, трудовой, игровой деятельности, ребёнок "социализируется", усваивает нормы и ценности , принятые в окружающей среде. Особенно активно процесс социализации происходит в детском возрасте, именно в этот период своей жизни ребёнок осваивает социальные роли. По определению Н.М. Таланчука, "развитие личности - это её становление, протекающее как динамическое освоение системы социальных ролей".

как справедливо заметил Ф.А. Фрадкин,"чем больше ролей проигрывает ребёнок в коллективе и группах, тем больше он социализируется, приобретает опыт общения с другими детьми, усваивает нормы и ценности окружающей среды".

На протяжении многих лет взаимодействие учащихся исследовалось педагогами в связи с проблемами детского коллектива, как процесса общения, как процесса организации совместной деятельности, во внеурочной и внеклассной деятельности.

В истории педагогики в течение длительного периода взаимодействие рассматривалось в связи с пионерскими и комсомольскими организациями школы ( С.Е.Хозе, М.Н. Кузьмина, Г.К. Дмитриев и др.); лагерями пионерско-комсомольского актива (Н.Г. Ничкало, П.Н. Дербенёв и др.); содружеством семьи, школы, общественности (Д.И. Перфильская, Л.К. Балясная).

Взаимодействие коллектива и школы, вопросы межколлективного взаимодействия в педагогике разрабатывались А.К. Куракиным и Л.И. Новиковой.

Проблемы взаимодействия рассматривались так же с точки зрения специфики групповой работы (Н.В. Гаськова), самореализации подростков (В.В. Ковров), формирование социальных ориентаций подростков и культуры межличностных отношений рассматривали в своих исследованиях И.Ф. Бережная и О.В. Матвеева.

Но, как справедливо отмечает Кэрол Флейк-Хобсон, большую часть времени учащиеся проводят в школе, именно там, главным образом, и возникают группы сверстников, формируются правила их поведения. По мнению А. Моруа, "школьные товарищи - лучшие воспитатели". В школе происходит физическое, умственное, эмоциональное и религиозное развитие. Школьное воспитание, и, прежде всего, учебная деятельность, выполняет важную социальную функцию - оно обеспечивает "приобщение молодого поколения к культуре общества, поэтому, каждый урок - "отрезок большого пути детей в познании окружающего мира". Именно поэтому, большую роль в этом процессе играет учебная деятельность, проходящая под руководством педагогов. Каждый учебный предмет несёт в себе колоссальный воспитательный потенциал, но, к сожалению, он не всегда используется в полной мере в практике обучения.

Анализ результатов исследования социального интеллекта учащихся 9-11 классов показывает, что у них ещё не в достаточной мере сформированы социальные умения и навыки. По классификации С.И. Гессена, возраст 14-17 лет является фазой интенсивного развития. И было бы непростительным упустить возможность дальнейшего развития умений и навыков социального взаимодействия. перед учащимися указанного возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднён механизм выбора профессии, развитие интерактивных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также определённых психосексуальных ориентаций.

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности у старшеклассников приходит чувство одиночества. Оно не редко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и повышается его избирательность. Для юношей и девушек в общении становится главным найти друзей, понимание, возможность найти себя. Однако, одно из самых распространённых коммуникативных проблем юношеского возраста является застенчивость. Отчасти она обусловлена глубинными личностными свойствами, а отчасти неудачным опытом публичных выступлений или межличностных контактов, а также, не умением слушать и понимать собеседника.

Возможности такого школьного предмета, как иностранный язык, действительно, уникальны, т.к. основной целью обучения любому иностранному языку, в том числе и английскому, является развитие у школьников умения использовать его как инструмент обучения в диалоге культур и цивилизаций. По мнению учёных, взаимодействие на уроках английского языка должно присутствовать с самого первого момента его предъявления.

Проблемы общения, связанные с вопросами обучения иностранным языкам, прежде всего рассматриваются учёными с методической точки зрения: И.А. Зимней рассматривается личностно-деятельностный подход к обучению слушанию и говорению на иностранном языке; Г.Г. Городилова разрабатывает коммуникативно-познавательный метод обучения речевой деятельности на русском языке студентов - не филологов. Е.И. Пассов заложил теоретические основы, основы коммуникативного подхода к данному предмету; С.К. Фоломкина представляет психологические и методологические основы обучения чтению как виду речевой деятельности; Е.И. Пассов и В.Л. Скалкин создали коммуникативные упражнения.

Но педагогические возможности иностранного языка, как школьного предмета, в данной области ещё не достаточно исследованы и не полностью реализуются в учебном процессе, хотя цели, задачи и содержание школьного курса в состоянии обеспечить решение таких сложных воспитательных задач, как развитие умений и навыков социального взаимодействия , т.к. по утверждению учёных, языку нельзя "научить", ему можно только "научиться", что предполагает взаимодействие субъектов. Без вступления в контакт с окружающими обучающийся не в состоянии овладеть всеми аспектами языка, особенно речью, являющейся средством коммуникации.

По большому счёту, обучение иностранному языку, как никакой другой предмет, предполагает не простую передачу определённого запроса слов, разговорных клише, но и умение слушать партнёра, определять его отношение к происходящему по мимике, жестам, способность встать на его точку зрения, отстаивать свою, готовность к сотрудничеству. Вышеперечисленные умения и навыки не являются сугубо специфическими, но социальными, и в дальнейшем будут использоваться не только в учебной ситуации в школе, но и за её пределами. Для этого необходимо создать систему заданий, способствующую реализации не только образовательных задач, но и воспитательных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. ...

ТЕЗИСЫ О ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье представлены средства воспитания толерантности у старшеклассников на уроках английского языка.Статья носит описательный характер....

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...

Развитие и контроль навыков аудирования и говорения на уроках английского языка в свете ФГОС с использованием элементов интерактивного обучения

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я взяла достаточно обширную тему для обсуждения и постараюсь сделать акценты на основных моментах.    Я не буду говорить много о теории, которая нам и т...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...

Методика совершенствования фонетических навыков в средней школе на уроках иностранного языка

Одной из задач педагога является развитие фонетических навыков на уроке иностранного языка с использованием современных приемов работы....