Методика совершенствования фонетических навыков в средней школе на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Одной из задач педагога является развитие фонетических навыков на уроке иностранного языка с использованием современных приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика совершенствования фонетических навыков в средней школе на уроках иностранного языка

 

В психологии опытом именуют подобный процесс, в составе которого единичные действия начали автоматизированными в следствии процедур.

Другие авторы считают, что опыт - данное отчасти автоматизированное процесс.

В педагогике опыт рассматривается равно как составляющий компонент мастерства, равно как автоматизированный процесс, доставленный вплоть до значительного уровня безупречности.

В британском стиле артикуляция считается и собственного семейства «визитной карточкой», дозволяющей установить возникновение создания, а таким образом и статуса сообщающего.

При обучении силлабических способностей молодых людей в заданиях британского стиля в обычном стадии никак не неважным остается способность прочитывать в известие в заграничном стиле.

Под фонетикой в преподавании иностранного языка считается умение строить правильные и диалогические высказывания, владеть при этом темпом, манерой и паузами иноязычного языка вне зависимости с от их смыслоразличительных функций.

Главной целью преподавания фонетике в школе считается развитие слухо-произносительных и ритмико-тональных способностей.

Фонетические умения заключаются:

  1. Под речевыми слухо-произносительными умениями (СПН) понимаются умения фонемо-верного произношения абсолютно всех исследуемых звучаний в струе выступления, осмысления данных звучаний в выступления иных.
  2. Под ритмико-тональными умениями (РИН) понимаются умения тонального и ритмично верного дизайна выступления и, в соответствии с этим, представление выступления иных.

В обстоятельствах общеобразовательной главной средние учебные заведения нереально достичь совершенно верного, ближнего к выступлению носителя произношения. По этой причине делается цель достигать с подростков сравнительно верного произношения. Деятельность надо ним обязана базироваться в убеждении аппроксимации, т.е. приближения к верному произношению носителя стиля. В взаимосвязи с данным акцентируют рубежи развития силлабических способностей: первоначальный период, обычный и главный рубежи, углубленный период.

Начальный период считается наиболее сложным и отвечающим. Тут совершается развитие никак не только лишь слухо-произносительной основы, однако и абсолютно всех других непосредственно сопряженных с ней способностей и умений. Формирование слухо-произносительных способностей содержит: знакомство с звуками, тренировку обучающихся в их произнесении с целью развития умения, использование полученных способностей в произносимой выступления и присутствие громозвучном чтении.

Постановка звучаний, подготовка лексике, грамматике тут проходят в то же время. Знакомство с силлабическим феноменом совершается посредством явной, ряд утрированной презентации его характерные черты в звучащем тексте. Очередность предъявления силлабического использованного материала приказывается его делами с целью общения. По этой причине с 1-ый деяний требуется в некоторых случаях внедрять звучания, какие считаются более тяжелыми, никак не обладающими своего рода в родимом стиле. К примеру, ранее в 3-ем-4-ый заданиях британского стиля дети попадаются с такого рода тирадой, равно как «This is a…», и её вопрошающей конфигурацией «Is this a…?». Сперва педагог говорит речевую форма либо мотив, специализированную с целью освоения.

Речь педагога в этой стадии, равно как принцип, немного утрированна и демонстративна. Присутствие разъяснении и тренировке применяется аналитико-имитативный способ. Артикуляционные принципы вынашивают замененный (ориентировочный к верному произношению) вид. Данное принципы-указания, какие дают подсказку ученикам, которые аппараты выступления (губки, стиль) получают содействие в произнесении звука. К примеру, для того чтобы сказать британский звучание [w], необходимо губки округлить и ряд выставить в будущем, говоря российское «у».

При знакомстве с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно происходить с демонстрацией эталонов, которые ученики слышат от педагога или в аудио записи, чтобы создавать условия, при которых школьники погружаются в звуках в тот момент, когда им объясняют правильную артикуляцию. Затем следует частая тренировка учащихся в произношении, происходящая на основе эталонов. Тренировка имеет два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация, упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию. Активное слушание («вслушивание») гарантируется предваряющими заданиями, которые помогают привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, который подлежит запоминанию.

На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их усовершенствование. При отсутствии иноязычной среды происходит подавление языковых навыков родноязычными, и они легко притупляются. Произношение «сползает», происходит деавтоматизация фонетических навыков.  

Таким образом, главная задача среднего и старшего этапов – сохранение и совершенствование фонетических навыков. Поэтому важно органично вписать работу над произношением в общую работу над иностранным языком. Точки приложения усилий педагогов и учеников для закрепления фонетических навыков на продвинутом этапе: работа фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух. Важно уделить внимание современным ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

На продвинутых этапах усовершенствуются фонетические знания и закрепляются нормативные произносительные навыки. Работа над произносительной стороной речи идет в тесной связи с работой над другими аспектами языка - лексикой, грамматикой и интегрируется в коммуникативной деятельности школьников.

В методической стороне обучения английского языка отличаются никак не лишь рубежи формирования фонетических умений, однако и оглавление изучения фонетики в старшей школе.

Под содержанием обучения произношению понимается всё то, на основе чего происходит обучение учащихся слухо-произносительным и ритмико-интонациональным навыкам. Содержание по обучению фонетике в школе включает следующие компоненты, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Содержание обучения фонетике в основной школе

Структура лингвистического элемента обучения фонетике состоит из:

  1. фонетического минимума;  
  2. основные характеристики гласных и согласных звуков иностранного языка в сравнении с русским языком;
  3. фонетических правил.

Фонетический минимум обучения учеников 5-9 классов включает в себя:

  • фонемы (звуки);
  • интонационные модели наиболее основных типов простых и сложных синтаксических конструкций.

Фонетический минимум определяется в соответствии с двумя принципами: принцип соответствия потребностям общения и стилистический принцип.

Первый принцип включает следующий минимум: звуки и интонемы, которые имеют смыслоразличительную функцию. Количество интонем в минимуме складывается благодаря структурным типам предложений и их синтаксическим (логическим) значением.

Второй принцип обучения включает в себя полный стиль качественного литературного произношения. Диалектальные отклонения, а также неполный (разговорный) стиль произношения в школе не проходят.

Логичность изучения выбранного фонетического материала решается задачами формирования устной речи и чтения. В различных учебниках даже для одного и того же класса в зависимости от последовательности изучения речевых образцов может рассматриваться другая последовательность изучения фонетического материала.

Содержание психологического элемента содержания фонетической стороне речи строится, основываясь на учете:  

  1. интересов и формирования учебной мотивации по овладению фонетической стороны речи (фонетические конкурсы);
  2. развитие специальных способностей (фонетический и интонационный слух), т.е. способность человеческого ума анализировать и синтезировать речевые звуки на основе различных фонем языка и различать разные виды;
  3. фонетических навыков нескольких видов;  
  4. характер взаимодействия фонетических навыков с другими, например, лексическими и грамматическими.

Фонетические навыки проходят в своем развитие следующие этапы:

  • ориентировочно – подготовительный;
  • ситуативный;
  • варьирующе – ситуативный.

Каждый этап различается своим содержанием и целью обучения. Пройдя в своем развитии эти этапы, фонетические навыки получают определенные качества, присущие только речевым навыкам. Это «автоматизированность и сознательность», «прочность и гибкость».

Методический элемент обучения фонетике включает в себя навыки самостоятельной работы над фонетической стороной речи, например, в лаборатории; навыки по работе с фонетическими справочниками; использование различных схем (например, артикуляционного аппарата), других возможных опор и образцов иноязычной речи.

Организация обучения произношению звуков иностранных языков строится, опираясь на следующие положения:

  1. Коммуникативная направленность при обучении произношению.
  2. Ситуативно – тематическая обусловленность фонетического материала.
  3. Логическое сочетание сознательности с имитацией при работе над звуковой стороной речи.  
  4. Обеспечение наглядности при предъявлении звуков и интонем.
  5. Огромная опора на активность и целенаправленность действий учащихся.
  6. Личностный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения.
  7. Коррекция фонетических ошибок происходит в опоре на правильное произношение (речь педагога, речь диктора).

Работа над звуковой стороной речи идет в несколько этапов:  

  • 1 этап – развитие основ произношения (2-3-и кл. или 5-6-е кл.);
  • 2 этап – совершенствование и поддержание фонетических и ритмико-интонационных основ (4-11-е кл. или 7-11-е кл.).

Работа над фонетикой строится на основе типичных фраз в следующей последовательности:

  1. восприятие фразы на слух;
  2. ее осмысление;
  3. вычленение педагогом подлежащего фонетической отработке слова;
  4. проговаривание слова учениками;
  5. вычленение педагогом фонем в слове;
  6. пояснение его артикуляции;
  7. многократное воспроизведение звука учениками;
  8. про слова и фразы в целом.

При работе над звуковой стороной речи в рамках типовой фразы возможны два пути:

  • 1-й путь – имитационный (1-я группа фонем);
  • 2-й путь – аналитико-имитационный (2-я и 3-я группа фонем).

При объяснении фонетического материала педагог может пользоваться следующими приемами:  

а) имитация звука в потоке речи;  

б) сравнение звука с аналогичным явлением в родном языке;

в) сравнение фонетического явления внутри иностранного языка;

г) анализ фонетического явления;

д) объяснение фонетического явления (комментарий);

е) зрительное представление фонетического явления.

Развитие слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков – длительный и сложный процесс. Для этих целей следует порекомендовать следующие типы фонетических подготовительных упражнений.

  1. Упражнения на восприятия звука на слух:
  • в потоке речи;
  • в отдельном слове, в сочетании с пояснением педагога;
  • с последующим многократным повторением: сначала в отдельном слове, а затем - в речевом образце.
  1. Упражнения на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетически направленное упражнение):
  • воспроизведение фонетического явления отдельными учениками;
  • хоровое воспроизведение вместе с педагогом;
  • хоровое воспроизведение без педагога;  
  • индивидуальное воспроизведение в целях контроля.
  1. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических упражнениях:
  • работа над считалками;
  • работа над рифмовками;
  • работа над песнями;
  • работа над стихотворением;
  • чтение и проговаривание образцов речи диалогического и монологического характера;
  • чтение вслух отрывков из учебных и иностранных текстов.

Неплохим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может быть фонетическая зарядка. В нее педагог включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из следующего урока.

При обучении фонетической стороны речи считается целесообразным использование технических средств. ТСО дает ученикам образец для образцового произношения. Школьники подражают такому образцу речи и стремятся к нему.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляются при выполнении фонетических упражнений в классе, в говорении или чтении вслух. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иностранной речи.

Таким образом, формирование фонетических навыков сложный и многогранный процесс, состоящий из четырех этапов: начальный, средний, старший и продвинутый, имеющий свои методы и приемы.

На среднем этапе для развития и закрепления фонетических навыков играют важную роль фонетические упражнения:

  • упражнения на восприятия звука на слух;
  • упражнения на воспроизведение фонетического явления;
  • упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях;
  • фонетическая зарядка.

Для наилучшего запоминания фонетических навыков на уроке целесообразно использовать технические средства, чтобы ученики подражали именно речи эталона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

Примеры методик парной работы в рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обуче...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Статья: "Обучение чтению в средней школе на уроках английского языка на примере работы с текстом «Harvest time around the world» из УМК Spotlight 5."

В статье описана важность развития чтения как вида речевой деятельности в средней школе. Приведены рекомендации по эффективной работе над техникой чтения с разноуровневыми классами. В качестве образца...

Развитие умений и навыков социального взаимодействия старшеклассников на уроках иностранного языка.

Реализация подрастающим поколением своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того , насколько успешно ими усваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с другими ...

Здоровьесберегающая технология в средней школе на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются  способы применение здоровьесберегающей технологии на уроках английского языка  в средней школе....