План-конспект занятия "Золотая хохлома"
план-конспект

Краева Вера Витальевна

План-конспект занятия "Золотая хохлома" составлен  для детей 7-8 лет. Цель занятия: передать красоту хохломской росписи с помошью техники квиллинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Занятие разработано для творческого объединения «Фантазеры»

Учебная группа -12 человек

Год обучения - второй

Раздел программы – «Квиллинг»

Тема: «Золотая хохлома»

Цель занятия: создание открытки - варежки «Золотая хохлома», используя полученные умения в технике квиллинг.

Задачи:

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, интерес к художественным промыслам, творческое воображение, фантазию;

- обучающие: закрепить знания о технике квиллинг, познакомить с традициями хохломской росписи;

- воспитательные: воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к вещам, созданным своими руками, аккуратность, трудолюбие, умение радоваться успехам других.

Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.

Методы: наглядные, словесные, практические, ИКТ – иллюстрация способов    

деятельности, изделий хохломской росписи, основных элементов хохломы и квиллинга через презентацию.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое оборудование:

- презентация «Золотая хохлома»;

-  слайд-шоу «Основные элементы квиллинга и хохломской росписи»;

- шаблоны рукавичек,

- приготовленные на предыдущем занятии заготовки элементов квиллинга желтого, красного и зеленого цвета;

- клей ПВА, кисти для клея;

- полоски для квиллинга, зубочистки, ножницы, салфетки;

- запись песни «Звезда России» («Хохлома»), музыкальная композиция «Гусли и свирель»

Продолжительность занятия: 45 мин.

План занятия

  1. Организационный этап -1мин.
  2. Введение в тему занятия -7 мин.
  3. Постановка цели, мотивация -10 мин.
  4. Физкультминутка - 3 мин.
  5. Самостоятельная работа -20 мин.
  6. Подведение итогов занятия -3мин.
  7. Рефлексия – 1мин.

                                            Ход занятия.

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на занятии. У всех хорошее настроение? Все настроились на работу?

2. Введение в тему занятия.

Сегодня, несмотря на непогоду за окном, я приглашаю вас в яркий солнечный мир народного промысла. (Демонстрация презентации «Золотая хохлома», фоном звучит музыкальная композиция «Гусли и свирель»)

Слайд 1.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

 Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

 Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома. Что же это? …  (Ответ детей: Хохлома.)

Действительно, тема нашего занятия Хохлома. Золотая хохлома.

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-   Вот чем славится она!

Слайд 2. Искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края, широту просторов нашей земли и щедрость души русского человека

Слайд 3. Для изделий хохломы характерно сочетание красного, черного, зеленого и золотистого цветов.

Слайд 4.

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.

Слайд 5.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

Слайд 6.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Слайд 7.

Братина солнечна весьма,

На ней цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика

Слайд 8.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Слайд 9.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

Слайд 10.

Надою я молока,
Напою котёнка.
Разрисую хохломою
Милую Бурёнку.

Слайд 11.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

3. Постановка цели. Мотивация.

Ребята, понравилась вам хохломская роспись? Откуда же пошло это веселое название? Про хохлому сложено много сказок и легенд. Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе?  (Сказка сопровождается показом слайдов.)

Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать.

(Слайд 12. Картинка с изображением глиняных горшков.)

 Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Полдня на базаре провел все без толку, развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …

Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой, прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь.

–Вот, держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…(Слайд 13. Картинка с горшком, на который нанесены узоры в технике квиллинг желтого цвета.)

-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок. (Слайд 14. Картинка с горшком, на который добавлены узоры красного цвета)

-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде. (Слайд  15. Добавлены зеленые узоры)

-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки. (Слайд  16. Добавлены узоры черного цвета).

-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

А вот такой горшочек получился у меня. (Демонстрация горшочка из картона, украшенного в технике квиллинг.) Только помогли мне расписать его не солнечные лучики, а полоски цветной бумаги, которые я закручивала определенным образом. Ребята, как же называется эта техника? (Ответы детей: квиллинг.)

Сегодня на занятии каждый из вас тоже попробует стать художником.

 Вы знаете, оказывается между хохломской росписью и квиллингом много общего.  Давайте в этом убедимся.

Слайд 13

Основной мотив хохломской росписи – растительный. Хохломские художники очень любят рисовать ягодки клубнички, рябинки, смородинки.

В технике квиллинг мы тоже можем изобразить ягоды. Скажите, с помощью какого элемента мы можем это сделать. Как он называется? (Ответы детей: Тугой рол, свободный рол)

Слайд 14

К основным видам орнамента хохломской росписи относятся «осочки», «завитки», «капельки», «кустики». Сравните со знакомыми нам элементами квиллинга: «глаз», «изогнутый глаз», «завиток», «капелька», «изогнутая капелька», «веточка».

Как вы считаете, можно с помощью техники квиллинг передать красоту хохломской росписи? Попытаемся это сделать?

4. Физкультминутка

В технике квиллинг мы работаем с мелкими деталями. Для того, чтобы работа получилась красивой и аккуратной, необходимо, чтобы ваши пальчики были послушными. Надо пальчики подготовить, немного размять. Вспомним, как называются наши пальчики.

Указательный танцует, средний вот кружок рисует.
Безымянный ловко скачет, как веселый звонкий мячик.
А мизимчик мой, малышка, ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок, тот улегся на бочок. (выполнять движения согласно тексту)
А теперь все по порядку пальцы делают зарядку. (сжимать и разжимать кулачки)

(Повторяем три раза с ускорением)

5. Самостоятельная работа

Давайте проверим, все ли у нас есть для работы: зубочистки, клей, салфетки, кисточки, заготовки ролов и завитков красного, зеленого и желтого цвета (кто догадался, почему именно эти цвета?) и мне кажется чего-то не хватает еще. А чего? Основы для работы. И какого же цвета она должна быть? Конечно, черного. А расписывать вы сегодня будете варежку. (Раздаю заготовки).Готовясь к сегодняшнему занятию, я тоже попробовала расписать рукавички, и они у меня получились вот такие. (Демонстрация готовых открыток – рукавичек)А сейчас за работу. Ребята, не старайтесь копировать мои узоры. Попробуйте создать свой неповторимый рисунок.

6. Подведение итогов занятия.

Ребята, давайте посмотрим на работы друг друга. Вы согласны, что у каждого получился свой  неповторимый рисунок ?  Вот так и у мастеров хохломской росписи никогда не получается двух одинаковых рисунков. И все таки, есть что-то общее, что объединяет все ваши работы. Что же это? (ХОХЛОМА).

Хохлома, Хохлома!

 Весь народ свела с ума!

 Яркая, лучистая, узоры золотистые!

 На улице уже зима,

 Снежинки кружит буйный ветер,

 А золотая Хохлома

 Напоминает нам о лете.

Ребята, изначально хохломской росписью украшали только посуду. Но сейчас этот яркий солнечный узор можно увидеть на компьютерной мышке и клавиатуре, автобусной остановке, шахматах, автомобилях и даже самолетах. (демонстрация фотографий). А вы расписали рукавичку. Как вы думаете, на какой праздник можно подарить такую веселую открытку? А что еще можно украсить такой техникой? (Ответы детей).

7. Рефлексия

Вот и подходит к концу наше путешествие в волшебный мир Хохломы.

Ребята, у вас на столах смайлики трех видов. Каждый из них имеет свое значение:

- улыбающийся смалик говорит: «Я доволен своей работой на занятии, мне моя работа нравится»;

- грустый говорит: «Работа не получилась, я не доволен собой»;

- а третий говорит: «Я хорошо работал, но умею лучше». Выберите и поднимите тот смайлик, со словами которого вы согласны.( смайлики и текст на экране Слайд 15). 

(На нашем занятии все ребята выбрали улыбающийся смайлик, т.к. каждому своя работа понравилась.)

Ребята, я очень рада, что вы довольны своей работой. Мне кажется, что у вас все получилось, потому, что вы хорошо научились выполнять элементы техники квиллинг, вы настоящие «фантазеры», а еще потому, что искусство Хохломы такое красивое, что никого не оставляет равнодушным.

Сегодня наше занятие закончено. Мне было приятно с вами работать. А в следующий раз мы вновь отправимся в путешествие в мир фантазии и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока "Золотая Хохлома"

Урок предназначен по разделу "Декоративно-прикладное искусство" по теме "Золотая Хохлома" в 5 классе...

План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие

Цель урока: дать первые  сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....