План-конспект урока "Золотая Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок предназначен по разделу "Декоративно-прикладное искусство" по теме "Золотая Хохлома" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaya_khokhloma.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Декоративное прикладное искусство, «Золотая Хохлома»

Цели урока :

1)Познакомить с одним из самых знаменитых русских народных художественных промыслов – хохломской росписью по дереву;

2) Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук; творческое воображение, художественный вкус, фантазию;

3) Воспитывать интерес и любовь к народному искусству; подарить радость творчества.

Оборудовние:
I. Зрительный   ряд: образцы   или   фотографии   изделий   художественных

промыслов; изделия хохломы; изображение хохломских узоров на схемах; элементы росписи узора «Цветы и травы хохломы».

И. Литературный   ряд: стихи  В. Бобкова  «Кисть  хохломская!»;   стихотворение «Красота - утешенье для глаз».

  1.  Музыкальный ряд: русская народная музыка.
  2.  Материалы для выполнения творческих заданий: бумага, гуашь, кисти круглые художественные №2,3 (белка, пони, коленок), палитры, стаканчики для воды, картонные шаблоны разных изделий.
  3. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Золотая Хохлома», информационный модуль «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества»

Ход занятия

I. Организационный момент.

(на доске схемы узоров; настроение создаст народная мелодия)

- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.

II. Объяснение  новой  темы: Тема  нашего урока:  «Золотая Хохлома» Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к занятию? Я вижу, вы к занятию готовы, все необходимое у вас есть.

- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи изделий.

(Показ изделий хохломы). Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые изделия: квасники, кружки, бражники, ковши и ложки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи по дереву -хохломской. Хохломская роспись - это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.

(Под музыку рассказываю стихотворение) 2-4 слайды

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива.

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

(В. Бобков)

- Ребята, тема нашего урока к какому виду искусства относится?
Д: (декоративно - прикладное искусство)

У:- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?

  Д:-

(показ иформационного модуля «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества»)

  У: В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их

коснулась    рука    художника    или    народного    умельца,     они     становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.

Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

-        Кто мне скажет, какие народно-художественные промыслы вы знаете?
Д: (хохлома, городец, жестово, резьба, палех, дымка, кружево, гжель и т. д.)
(на  доске  висят  репродукции,  где  изображены  народно-художественные
промыслы).

У: Что такое Хохлома? Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – Ох! и восторженное АХ!

(сообщение ученика) 5-6 слайды

У: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? А вы слышали легенду о Хохломе? давайте послушаем внимательно

(рассказ учителя) 7 слайд

У: Ребята! Посмотрите еще раз на изделия, из какого материала делают

мастера свои изделия?

Д: (из дерево)

У: А какие цвета чаще всего используют?

Д: (золотой, черный, красный, иногда темно-зеленый)

У: Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с

золотистым

Используется два типа росписи: 8-9 слайды

  1. «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне;
  2. «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотистая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.

К азбуке хохломской росписи относятся: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «Кудрина», «ягодки».

- Ребята, зачем надо украшать посуду узором?
Д: (чтобы было красиво)

III.    Практическая работа.

А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.

Сегодня мы будем расписывать изделия.

У вас на столах имеются картонные шаблоны.

Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи,

(дети работают под музыку)        

IV. Физкультминутка

  1. Анализ работ

Выставка детских работ. Ярмарка.

- Посмотрите, как много приезжих гостей на нашей ярмарке. Каждому хотелось бы приобрести изделие мастера.

(Включаю музыку). Демонстрируя всем ребятам, спрашиваю по красоте рисунок и картонный шаблон, чтобы дети еще раз почувствовали разницу между серым и красивым. Показываем выставку работ гостям и зрителям. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.

  1. Итог урока

Вы хорошо потрудились. Задачу занятия мы выполнили. Все получают «отлично».

VI. Домашнее задание Составить кроссворд по теме Хохлома                    

Говорят, красота спасет мир. Послушаем стихотворение «Красота утешение для глаз»

Красота - утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота и в природе, и в нас -

Звук и отзвук стократное эхо.

Красота не стареет, о нет!

Чья — то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит, как светильник,

На свет красоты

Навсегда остается.

Красота - доброта вот в чем суть!

И считай, что недаром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил

Приложение №1

  1. Налетай народ скорей!

Мы порадуем гостей.

Покупайте ложки,

Кружки, чашки, плошки

  1. Вот квасник расписной

Он с отделкой золотой.

Проведи эксперимент:

Квас и сок в одно мгновенье

Превращаются в варенье

  1. Красивая тарелка –

В доме это не безделка.

Щи нальешь, положишь кашу,

Вспомнишь ты работу нашу.

  1. Наши ложки, что картинка:

Вот цветы, а вот травинка.

Ложечка волшебная,

Чудная, лечебная.

Можешь есть, а можешь пить,

Поспеши ее купить.

В ней микстура – просто мед…

Налетай скорей, народ!

  1. Вот стаканчик расписной

Ты возьми его с собой.

В нем напиток, просто мед.

Только в рот стаканчик льет.

Осуши его до донца

Ведь на дне сверкает солнце!

  1. Подходите!

Не стесняйтесь!

Товар наш выбирайте,

Что по нраву – покупайте!

Приложение №2

Легенда о Хохломе

Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но еще больше любил он вольную свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо - художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к  ученику.

Приложение №3

Что такое Хохлома?

Название «Золотая Хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и в деревнях Ковернинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце 17 века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект занятия "Золотая хохлома"

План-конспект занятия "Золотая хохлома" составлен  для детей 7-8 лет. Цель занятия: передать красоту хохломской росписи с помошью техники квиллинг....

План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие

Цель урока: дать первые  сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....