Психологическая поддержка одаренных детей в семье
статья

Белых Павел Валерьевич

Потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности была всегда. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу воспроизвести интеллектуальный человеческий ресурс. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого человека, повышение уровня изученности и оказания практической помощи родителям в деле воспитания и развития одаренных детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh4.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В СЕМЬЕ

                                                                                             

                                                                                                 Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

«Одаренные дети – это, прежде всего, дети».

 

        В послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин обратился к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства. Проблема обусловлена многими кардинальными переменами, происходящими в социально– экономическом развитии нашей страны.

        Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу воспроизвести интеллектуальный человеческий ресурс. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого человека с одной стороны, и с другой стороны повышение уровня изученности и оказания практической помощи родителям в деле воспитания и развития одаренных детей.

      Дом – единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть, а родители - незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним беды и радости. Быть родителями на самом деле очень трудное дело. Воспитание ребенка еще более сложно, если обнаруживается, что Вы родитель одаренного, необычного ребенка, резко отличающегося от других.

    Позиции родителей по отношению к своему ребенку могут быть различными:

  • Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей согласно своим представлениям о целях и задачах воспитания, внимание обращают лишь на исключительность своего ребенка, забывая, что он остается все же ребенком.
  • Родители могут увлечься   развитием только какого–либо одного вида деятельности, где ребенок проявляет особые способности, например, занятия музыкой заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. Односторонность развития крайне негативно скажется на всем многообразии и проявлении интеллектуальных и личностных способностей.
  • Некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ни времени, ни сил на типичные виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Одаренный ребенок будет уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется отторжение способного ребенка детским коллективом.
  • Иногда родители принимают обнаруженные способности детей как некую странность, которая со временем пройдет, такое родительское отношение будет «принято к сведению ребенком», в детском сознании оно останется как проявленное к нему неуважение.

Бесспорно, родителям трудно и сложно, им необходимо свои родительские возможности объединять со специалистами и непосредственно участвовать в процессе выращивания таланта, а, может быть, и пересмотра многих родительских позиций в деле воспитания: родительских взаимодействий с детьми. Например, выбрать вместо авторитарного стиля общения стиль на равных, освободиться от типов отношений отрицательных, игнорирующих, не видеть в одаренности только престижность и возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей.

Продолжительное и неправильное родительское отношение к развитию имеющейся одаренности в детях может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.  Неврозы в свою очередь могут вызвать депрессии, в результате которых ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него стремлений, ребенок может уйти в воображаемый мир, где стирается грань между реальностью и вымыслом.

        Выстроенная система поддержки одаренных детей в школе заключается в их участии наряду со всеми другими детьми в общешкольных мероприятиях, дети объединены социальными контактами и единой ценностно-нравственной направленностью коллективной деятельности при непосредственном участии родителей. Этот же принцип соблюдается при психолого-педагогическом сопровождении обучающихся и родителей.

               В школьном возрасте одаренных детей насчитывается всего 2-5% от общего количества, а проблема одаренности детей становится все более актуальной. Появилась настоятельная потребность общества в творческих, деятельных и одаренных, интеллектуально и духовно развитых гражданах. Говоря об одаренных детях необходимо знать критерии «одаренности», чтобы не путать такие понятия как «одаренность» и «способность» ребенка выполнять более сложные задания.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. 

       Одаренным детям чуждо понятие «так принято». Они очень требовательны и к себе, и к окружающим. Часто не проявляют терпимости по отношению к ровесникам, которые мыслят иначе.   Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это, прежде всего, результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды.   Заниматься одаренными детьми необходимо, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только ему самому, но и для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную  жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.  

       От решения этой проблемы во многом зависит развитие страны и нации. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

        О проблеме одаренности написано много статей, публикаций, научных трактатов, но об организации совместной деятельности педагога и семьи, где растет такой ребенок, информация практически отсутствует.  А ведь первооткрывателями одаренности детей являются родители. Они исполняют самую главную роль в становлении и развитии не только одаренности ребенка, но и его личности.

       Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы. Задача заключается в том, чтобы вовремя найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка, чтобы он имел здоровое самовосприятие, потому что представление о самом себе - это во многом кристаллизация того, как на нас реагируют другие люди.  Хочется подчеркнуть, что одаренные дети более чувственные и уязвимые в социальном плане, потому важно, чтобы в первую очередь родители формировали у них адекватное отношение к себе.

         Воспитание, которое получает ребенок в семье, является его базой до определенного периода. По мере взросления все больше в этом процессе играют роль внешние факторы, то есть общество, которое окружает его.       Ответственным моментом в жизни одаренного ребенка является его поступление в школу, особенно если это не специализированное, а обычное учебное заведение. Ребенок может стать изгоем, потому что одноклассники будут "мстить" ему за то, что он более умный и более талантливый, чем они, а у учителей "нестандартный" ребенок, скорее всего, будет вызывать   раздражение, поскольку они привыкли ориентироваться на средний уровень. В данном случае ничто не сможет заменить родительской поддержки и поощрения. Эффективность воспитания такого ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Активное включение родителей в педагогический процесс способствует созданию условий полной реализации возможностей одарённого ребёнка.

Цель педагога – помочь ребенку раскрыть все заложенные в нем задатки, пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и познавать самого себя, свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире. Эта задача кажется достаточно трудной, но ведь и самый легкий, и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Без всего этого невозможна наша работа. Работа с родителями:

  • Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
  • Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
  • Вовлечение родителей в учебный процесс. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных совместных мероприятий, спортивных соревнований, участие в заседаниях клубов.
  • Открытые уроки. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство.  День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
  • Индивидуальные   консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог  же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.    
  • Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

         В основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.  

А как правильно вести себя педагогу,  в общении с одаренными детьми? Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе субъектно-объектных отношений: «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль работы неприемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле, вместе открываем, исследуем этот мир».  Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен быть смелым и энергичным, склонным к экспериментированию, педагог должен обладать творческим стилем деятельности.  

Воспитание и обучение одаренных детей  - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание, и просвещение родителей,   тут и соответствующая подготовка  педагогов,  подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наши медицинские работники  должны быть специально подготовлены к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми.       Как бы  ни рассматривались роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.   Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего,  повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Главная, практически обязательная  особенность семьи любого особо одаренного ребенка  -  чрезвычайное, необычно высокое внимание к нему, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем.

Задачи, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей.

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;  
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Таким образом, особенность  психологической поддержки родителей заключается  не просто в информационном просвещении: консультации как индивидуальные, так и групповые содержат мини-тренинги, анализ практических ситуаций, экспресс–диагностики для родителей, обратную  связь.  Поскольку  талантливые дети имеют в своем поведенческом арсенале повышенную тревожность, беспокойство, гиперответственность и другие нарушения, родители присутствуют на психологических занятиях с детьми по коррекции эмоционально-волевой  сферы  (авторская программа: «Я, ты - МЫ»).  

     На практических занятиях с родителями  рассматриваются вопросы раннего выявления одаренности; особенности родительского общения с детьми; а также  проецируются возможные проблемы родительского программирования в будущем у детей; социальной адаптации и дезадаптации; формирования успешной мотивации к учебной деятельности, построенной на достижении успехов, а не на избегании неудач.  Психологическую поддержку получили  90% обучающихся первых классов и столько же родителей первых классов. В текущем учебном году психологическая поддержка обучающихся и родителей, теперь вторых классов, имеет более индивидуализированный характер и работу в микрогруппах; становится правилом интеграция усилий специалистов  по оказанию помощи талантливым детям и их родителям, имеющим ограниченные возможности. Накопление опыта по заявленной теме интересно и дает свои положительные сдвиги.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.   Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися....

Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка для поддержки одаренных детей.

Одним из интерактивных форм обучения является компьютерное тестирование....

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...