«Музыка и танец как средство развития эмоциональной сферы учащихся и основа их эстетического воспитания»
статья

Степанюк Елена Александровна
В статье раскрывается значение музыки и танца как прекрасного средства развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска

Статья на тему:

«Музыка и танец как средство развития эмоциональной сферы учащихся и основа их эстетического воспитания»

                                                    автор:

                                                    концертмейстер МБОУ ДО ДШИ №9

                                                    Степанюк Елена Александровна

2019 г.

 «Танец и музыка неразделимы» - это изречение имеет под собой не поверхностный, а глубокий смысл. Речь идет не только о взаимовлиянии выразительных средств данных видов искусства, а о возможном потенциале их взаимодействия. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире.

Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать мысли, представления, требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями.

Каждое, даже изолированное, музыкальное созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления.  

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний, музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы: решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; самые разнообразные характеристики движений: быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые; степень мышечного напряжения.

Дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку в процессе занятий танцами. Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка. Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.

Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

В системе обучения хореографическому искусству музыка играет одну из первостепенных ролей, так как освоение школы классического танца требует профессионально подобранного музыкального материала. Любое хореографическое произведение строится на основе музыкального произведения. Танцевальный язык должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с её ритмической стороной.

Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы дети привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятия должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению: умение слышать музыкальную фразу; ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро-ритмические, темпо-динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий.

Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Список литературы

  1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1. 2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика.
  2.  «Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия,- 1964, с.64.
  3. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - Чебоксары, 1987.
  4.  Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника

В статье раскрывается влияние ИКТ на развитие эмоциональной сферы личности школьника на уроках географии....

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

консультация для родителей : Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения...

«Информационно – коммуникационные технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка»

Статья раскрывает широкие возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки на разных этапах обучения....

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Доклад на областном семинаре на тему "Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого"

Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого иностранному языку. Из всех насущных проблем начала  XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в част...

Презентация на тему "Театрализованные игры средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Презентация на тему "Театрализованные игры средство развития эмоциональной сферы ребенка"...