Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел»
рабочая программа
Цель программы: приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
- обучать самоконтролю;
- включать обучающихся в познавательную деятельность;
- познакомить обучающихся с проектной деятельностью;
Развивающие:
- развивать навыки пользования художественным инвентарем;
- развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
- развивать чувство интереса к инновациям;
- формировать проектное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
поведения в обществе; - воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята педагогическим советом протокол № 1 31.08.2017г. | Утверждена Приказ № 206 31.08.2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мелодия ремесел»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей: 7 -12 лет
Срок реализации: 1 год
г.п. Белый Яр
2017г
Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелодия ремесел» |
Возраст обучающихся | 7 – 12 лет |
Направленность программы | естественнонаучная |
Год разработки программы | 2017 |
Цель | приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ. |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты освоения программы | Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
|
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов | 168 часов. Модуль 1 – 68 часов, модуль 2 – 100 часов. |
Формы занятий | Задания тренировочные, частично- поисковые, творческие работы. |
Методическое обеспечение | Учебно-методическое обеспечение: И. С. Якиманская «Технология личностно-ориентированного образования» Дидактическое обеспечение образовательной программы: 1. Работы из методического фонда (набор изображений печатной продукции, готовые изделия, образцы). 2. Библиотечный фонд (литература по основам декоративно-прикладного творчества). 3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических заданий, набор исходных изображений). 4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий. 5. Технологические карты-схемы по изготовлению изделий народного творчества. 6. Интернет-обозреватель Internet Explorer. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | 1.Учебные кабинеты, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. 2.Учебная мебель. 3.Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска). 4. Наглядный материал. 5. Материалы, инструменты и приспособления. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мелодия ремесел» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016г. №ВК-641/09.
При разработке программы учтены Примерные требования к программе дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
дополнительная общеобразовательная программа «Мелодия ремесел» имеет естественнонаучную направленность и обеспечивает дополнительную теоретическую и практическую подготовку для выполнения учебно-познавательных и проектно – исследовательских задач в области декоративно-прикладного искусства: информационные проекты, исследовательские проекты, творческие проекты.
Краткая аннотация
Основная задача учреждений дополнительного образования заключается в создании условий для развития творческой одаренности обучающихся, самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям, природе, является могучей, плодотворной силой. Декоративно-прикладное искусство - это народные художественные ремесла и художественные промыслы. Под народным декоративно-прикладным искусством понимают искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания. Это искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс. В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-либо прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. В процессе обучения по программе "Мелодия ремесел" обучающиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Очень важно дать обучающимся представления о разных видах народного искусства: мозаика и аппликация, лепка, народная роспись, плетение. Декоративно-прикладное искусство выступает как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Декоративно-прикладное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. На занятиях по программе «Мелодия ремесел» обучающиеся учатся создавать красоту своими руками. Используется технология, основанная на научном методе познания с решением обучающимися разнообразных задач исследовательско-творческого характера. Занятия дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Новизна и отличительные особенности:
- обучающиеся пробуют свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбирают приоритетные направления и максимально реализуют себя в нём;
- поддержка интеллектуально и творчески одарённых детей;
- в программу включен раздел «Творческий проект»;
- программа не повторяет по содержанию программы базового образования;
- 60 % программного материала отведено на практическую деятельность;
- прогнозируемые результаты задаются в деятельной форме и предполагают использование знаний, умений, навыков в реальной жизни для решения практических задач.
Актуальность программы: учебная деятельность по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения обучающихся. Доминантой в учебной деятельности является проектно-исследовательская деятельность. Это технология, основана на научном методе познания и предполагает решение обучающимися разнообразных задач исследовательско - творческого характера под руководством педагога. Проектно-исследовательская работа - инновационный метод, соединяющий познавательный компонент, игровой, научный и творческий.
Знания по народным художественным промыслам развивают художественный вкус, творческую активность, формируют эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном. У обучающихся формируется способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности.
Программа базируется на принципах:
- последовательности обучения от простого к сложному;
- актуальности - люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;
- индивидуальности - учитываются индивидуальные, психологические способности и особенности обучающихся;
- наглядности - использование на занятиях готовых изделий, фотографий, иллюстраций;
- сотрудничество - в ходе работы обучающиеся и педагог работают в качестве партнеров;
-научности - ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и приемов, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от педагога применение научной терминологии, быть в курсе последних научных достижений в своем предмете, поощрять исследовательские работы обучающихся. Научить обучающихся использовать справочный материал, архивные документы, уметь обрабатывать первоисточники.
-системности – формирует у обучающихся целостной системы знаний и умений: использование планов, схем.
- доступности – новые стадии обучения базируются на ранее сформированных знаниях и умениях.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелодия ремесел» выражается в реализации решения стоящих перед современным обществом задач по духовно-нравственному, художественному и патриотическому воспитанию. Это модель художественно-эстетического и нравственного развития обучающихся младшего и среднего возраста. Комплексный подход к организации учебного процесса обеспечивает выявление и развитие природных способностей и на их основе обучение основам художественно-творческой деятельности. Создаются условия, способствующие личностному развитию.
Цель программы: приобщение обучающихся к миру народного декоративно - прикладного искусства, овладение теоретическими и практическими основами народно-художественных промыслов посредством создания творческих проектов, проектно-исследовательских работ.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
- обучать самоконтролю;
- включать обучающихся в познавательную деятельность;
- познакомить обучающихся с проектной деятельностью;
Развивающие:
- развивать навыки пользования художественным инвентарем;
- развивать индивидуально-выраженные способности личности ребенка;
- развивать чувство интереса к инновациям;
- формировать проектное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и
поведения в обществе; - воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Формы обучения:
Форма обучения – групповая. При проведении занятий используются формы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
- проектная работа.
Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Методы обучения:
- общедидактические: вербальный метод (рассказ, объяснение, беседа), метод наглядности, практический метод, метод упражнений, исторический метод (изучение предшествующих работ по конкретной проблеме, на основании чего разрабатывается новая творческая работа).
- специальные методы:
- метод проектов – гибкая система организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных качеств и творческих способностей в процессе создания субъективно или объективно новых изделий, имеющих практическую значимость. Данный метод способствует успешной адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой мотивации и стремления к самообразованию.
- метод дизайн – анализа предполагает исследование различных объектов, их свойств и характеристик. Он направлен на формирование у обучающихся творческого поискового мышления, умений находить общее и частное при наблюдении существующих моделей дизайнерской деятельности, а также в процессе собственного проектирования.
- Метод «мозгового штурма» представляет собой поиск идей за небольшое, специально отведенное время и способствует активизации воображения, мышления, благодаря чему могут появиться неожиданные, но оригинальные идеи для решения поставленной проблемы.
Организационно-педагогические условия
Целевая группа: возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-12 лет, оптимальное количество детей в группе – 10-15.
Объем программы: 168 часов.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль 1 – «Народные художественные промыслы» (68 часов).
Модуль 2 – «Реальность и фантазия» (100 часов).
Режим занятий. Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.
1 модуль - 4 раза в неделю; 2 часа индивидуальных занятий.
2 модуль - 5 месяцев 4 раза в неделю,1 месяц 5 раз в неделю.
Планируемые результаты
Предметные результаты (ЗУН)
- знание разнообразных материалов, которые можно использовать в изготовлении изделий народного промысла;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- умение разрабатывать несложные композиции самостоятельно;
- знание этапов творческого проекта;
- умение оформить дизайн-папку (проект);
- умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты
- уважительное отношение к культуре и народным художественным промыслам;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
- умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Содержательно-тематическая структура программы
МОДУЛЬ 1. «Народные художественные промыслы»
Цель модуля: усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам.
Задачи модуля:
1. познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства, народными художественными промыслами;
2. познакомить с разнообразными материалами, используемыми для изготовления изделий народных художественных промыслов;
3. научить работать с различными материалами: глиной, нитками, тканью, красками, цветной бумагой, пластилином;
4. познакомить с разнообразными выразительными средствами в народной росписи (цвет, линия, композиция, ритм) и научить применять в практической деятельности;
5. познакомить с видами аппликации, способами вырезывания;
6. познакомить со способами лепки и научить применять в практической деятельности;
7. познакомить с видами плетения из ниток и бумаги, научить применять в практической деятельности;
8. научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и педагогом: определять цели, распределять функции;
9. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;
10. познакомить с видами композиций и научить применять различные приемы создания несложных композиций из различного материала.
11. познакомить обучающихся с проектной деятельностью, с требованиями оформления дизайн-папки (проекта).
Планируемый результат: обучающиеся усвоят умения и навыки по народным художественным промыслам. Получат представление о проектной деятельности, основных этапах реализации проекта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Входной контроль. | 1 | 1 | 2 |
2. | Раздел «Народная роспись». | 3 | 13 | 16 |
2.1 | Наше наследие. Знакомство обучающих с народными промыслами. | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Городецкая роспись. | 1 | 7 | 8 |
2.3 | Урало-сибирская роспись. | 1 | 5 | 6 |
3. | Раздел «Аппликация и мозаика». | 7 | 9 | 16 |
3.1 | Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация. | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта. | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Декоративная аппликация. | 1 | 3 | 4 |
3.5 | Предметная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
3.6 | Декоративная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
3.7 | Сюжетная аппликация в технике «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
4. | Раздел «Лепка». | 6 | 10 | 16 |
4.1 | «Основные приемы лепки». | 1 | 1 | 2 |
4.2 | «Домашняя утварь». | 1 | 1 | 2 |
4.3 | «Лепка птиц». | 1 | 1 | 2 |
4.4 | «Лепка животных». | 1 | 1 | 2 |
4.5 | «Лепка стилизованной фигуры человека». | 1 | 3 | 4 |
4.6 | Композиция «Мой двор». | 1 | 1 | 2 |
4.7 | Индивидуальная работа. | 2 | 2 | |
5. | Раздел «Плетение». | 3 | 13 | 16 |
5.1 | «Виды техник плетения». | 1 | 1 | 2 |
5.2 | «Плетение из ниток». | 1 | 7 | 8 |
5.3 | «Плетение из бумаги». | 1 | 5 | 6 |
6. | Аттестация обучающихся. | - | 2 | 2 |
Всего: | 20 | 48 | 68 |
Содержание модуля
1. Вводное занятие. План и содержание работы на учебный год. Входной контроль.
2. Раздел «Народная роспись».
2.1 Наше наследие. Знакомство обучающихся с народными промыслами.
Теория: История возникновения народной росписи. Что такое орнамент. Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный).
Практика: Работа с шаблоном и трафаретом. Перенос рисунка на поверхность. Работа с красками.
2.2 Городецкая роспись.
Теория: Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практика: Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
2.3 Урало-сибирская роспись.
Теория: История урало-сибирской росписи. Традиции и современность. Техника работы плоской и круглой кистью. Элементы и приёмы.
Практика: Выполнение простейших элементов урало-сибирской росписи (травинки, капельки, усики, завитки, кустик). Выполнение сложных элементов урало-сибирской росписи (листики, бутоны, цветы, стрекозы и бабочки). Самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций, роспись природного материала.
3. Раздел «Аппликация и мозаика».
3.1 Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Предметная аппликация.
Теория: Беседа о русской избе – внешнем облике, интерьере, предметах быта. Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами.
Практика: выполнение предметной аппликации «Изба» (внешний облик) - русская народная сказка «Маша и медведь».
3.2 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки.
Теория: Аппликация из бумаги – знакомство с техникой, материалами. Способы вырезывания. Правила составления композиции, размещение элементов изображения в формате листа.
Практика: выполнение сюжетной аппликации по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь».
3.3 Сюжетная аппликация. Русская изба - интерьер и предметы быта.
Теория: Беседа о русской избе – интерьере, предметах быта. Способы вырезывания.
Практика: «В гостях у сказки», выполнение аппликации с элементами рисования по мотивам русской народной сказки (по выбору).
3.4 Декоративная аппликация.
Теория: декоративная аппликация по мотивам русского орнамента.
Практика: выполнение декоративной аппликативной композиции.
3.5 Предметная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.
Практика: предметная аппликация «Петушок».
3.6 Декоративная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Выполнение рисунка для аппликации, подбор цвета.
Практика: аппликация «Открытка».
3.7 Сюжетная аппликация в технике «Мозаика».
Теория: Беседа об аппликации в технике «Мозаика», способы выполнения.
Практика: аппликация «В гостях у сказки» (по выбору).
4. Раздел «Лепка».
4.1 «Основные приемы лепки».
Теория: Пластилин и его пластические свойства. Знакомство с основными приемами лепки: шар, яйцо, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, лепешка, полоска, пластик, трубочка, завиток. Пластический способ лепки из цельного куска путем вытягивания их него недостающих элементов. Он может быть использован при ознакомлении со свойствами пластилина и глины. Правила техники безопасности при работе.
Практика: «Дары осени». Лепка овощей и фруктов с натуры.
4.2 «Домашняя утварь».
Теория: Знакомство с домашней утварью.
Практика: Лепка различных бытовых предметов по воображению или с натуры (кувшины, вазы и чашки и т.д.).
4.3 «Лепка птиц».
Теория: Знакомство с анималистическим жанром.
Практика: Лепка птиц (по памяти и наблюдению).
4.4 «Лепка животных».
Теория: Построение живой подвижной натуры, передача ее характерных особенностей, изучение строения животного и его пластической анатомии.
Практика: Лепка животных (по памяти и наблюдению). Этому заданию предшествуют домашние наброски животных.
4.5 «Лепка стилизованной фигуры человека».
Теория: Знакомство с пропорциями фигуры человека.
Практика: Лепка стилизованной фигуры человека.
4.6 Композиция «Мой двор».
Теория: Беседа «Мой двор». Поэтапная лепка содержания композиции.
Практика: Лепка стилизованной композиции «Мой двор».
4.7 Индивидуальная работа
5. Раздел «Плетение».
5.1 «Виды техник плетения».
Теория: Что такое плетение. Из истории плетения. Материалы и инструменты для плетения. Секреты плетения изделий (виды плетения). Правила поведения и техники безопасности с острыми и режущими инструментами.
Практика: Знакомство с технологическими картами.
5.2 «Плетение из ниток».
Теория: Свойство ниток. Технология плетения из ниток. Эволюционный путь нитки. Исследование, почему нитка бывает крепкая и слабая (опытная деятельность).
Практика: Опыты «Какая нить теплее?», «Как влияет толщина нити на ее крепость?», «Как прядется нить?» «Какая нить сохнет быстрее?», «Свойства разных нитей». Технология изготовления кукол, петушка, лошадки и птиц. Подбор ниток и инструментов. Художественное оформление игрушек.
5.3 «Плетение из бумаги».
Теория: Польза бумаги. Свойства бумаги. Изобретение бумаги. Знакомство с видами бумаги. История техники плетения из бумаги. Инструменты и материалы. Экологическое обоснование. Организация рабочего места.
Практика: Опыты с бумагой. Технология плетения из бумаги (закладка, коврик, корзинка). Работа с шаблонами. Сборка изделия.
6. Аттестация обучающихся. Тестирование обучающихся.
МОДУЛЬ 2. «Реальность и фантазия»
Цель модуля: развитие индивидуально-выраженных способностей личности обучающихся посредством создания творческих проектов.
Задачи модуля:
1. познакомить обучающихся с современными направлениями народных промыслов;
2. познакомить с требованиями к качеству готового изделия;
3. развивать умение работать индивидуально;
4. развивать учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;
5. дать теоретические сведения и практические навыки для оформления творческого проекта и проектно-исследовательской работы.
Планируемый результат: умение создавать творческий проект и проектно-исследовательскую работу.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Раздел «Народная роспись». | 3 | 21 | 24 |
1.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 3 | 4 |
1.2 | Творческий проект: реализация. | 1 | 15 | 16 |
1.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
2. | Раздел «Аппликация и мозаика». | 3 | 21 | 24 |
2.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 5 | 6 |
2.2 | Творческий проект: реализация. Декоративное панно в аппликативной технике. | 1 | 13 | 14 |
2.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
3. | Раздел «Лепка». | 3 | 21 | 24 |
3.1 | Техника лепки из полимерной глины. | 1 | 5 | 6 |
3.2 | Изготовление рамки для фото. | 1 | 11 | 12 |
3.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 5 | 6 |
4. | Раздел «Плетение». | 3 | 21 | 24 |
4.1 | Творческий проект: подбор темы. | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Декоративное панно. | 1 | 15 | 16 |
4.3 | Творческий проект: оформление и защита. | 1 | 3 | 4 |
5. | Аттестация обучающихся. Выставка творческих проектов. | 1 | 1 | 2 |
6. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 14 | 86 | 100 |
Содержание модуля
1. Раздел «Народная роспись».
1.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Беседа о стилизации. Композиция в орнаменте. Беседа о творческом проекте, этапы выполнения.
Практика: выполнение эскизов.
1.2 «Творческий проект: реализация».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: выполнение, эскизов, подбор материала, композиционное решение в работе.
1.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.
2. Раздел «Аппликация и мозаика».
2.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения.
Практика: выполнение рисунков, эскизов.
2.2 «Творческий проект: реализация. Декоративное панно в аппликативной технике».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале.
2.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: оформление письменной части проекта, самоанализ, защита.
3. Раздел «Лепка».
3.1 «Техника лепки из полимерной глины».
Теория: Техника лепки. Инструменты для лепки из полимерной глины.
Практика: Техника трости.
3.2 «Изготовление рамки для фото».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, техника лепки из полимерной глины.
Практика: Подбор материала, эскиз. Изготовления рамки для фото.
3.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление проекта, защита.
Практика: оформление проекта, защита. Выставка творческих проектов.
4. Раздел «Плетение».
4.1 «Творческий проект: подбор темы».
Теория: Что такое панно? Виды панно. Этапы выполнения.
Практика: Подбор ниток по цветовой гамме. Выполнение эскиза.
4.2 «Декоративное панно».
Теория: Беседа о творческом проекте, этапы выполнения, способы и приемы комбинирования аппликативных элементов.
Практика: Аппликация на картоне из ниток для вязания, выполнение рисунков, эскизов, подбор материала, освоение специфики работы с бумагой в выбранной технике, композиционное решение в материале. Рисование нитками: панно из ниток и клея. Техника флокирование (обрезки пряжи) своими руками.
4.3 «Творческий проект: оформление и защита».
Теория: оформление письменной части проекта, защита.
Практика: Оформление панно в паспорту или рамку. Защита проекта. Выставка творческих проектов.
5. Аттестация обучающихся. Тестирование. Выставка творческих проектов.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный период.
Методическое обеспечение программы:
Основной формой работы является учебное занятие (70% - практические, 30% - теоретические).
Организационные формы:
Коллективная - подготовка выставочных работ.
Парная – изготовление одного изделия двумя обучающимися.
Индивидуальная - работа с каждым обучающимся.
Методы и формы работы:
1.По источнику передач и восприятию информации:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий);
- практический (применяется для закрепления знаний на практике);
- проверка результатов обучения (в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний).
2. По дидактическим задачам:
- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта;
- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
- применяются знания через выполнение готового изделия;
- творческая деятельность (показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов).
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный (для приобретения необходимых умений и навыков обучающиеся повторяют за педагогом);
- частично – поисковый (обучающийся может сам выбрать в определенных изделиях цветовую гамму).
4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
- проектная деятельность (творческий проект);
- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);
- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).
На занятиях используются следующие педагогические технологии, направленные на разностороннее развитие обучающихся с учетом их творческих способностей. Среди них:
Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Игровые технологии, строящиеся на достаточно большом количестве приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (ролевые, имитационные, деловые). Основной целью данных технологий является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (загадки, тематические игры, конкурсы).
Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Технология мастерских - при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных практических знаний обучающихся и способствует эффективному развитию умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической, индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи).
Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
Дидактическое обеспечение образовательной программы
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты)
- Энциклопедии по искусству, справочные издания.
- Словарь искусствоведческих терминов.
- Книги о народных промыслах.
2. Печатные пособия:
- Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
- Схемы по правилам лепки элементов, животных, птиц, человека; схемы по правилам плетения.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.
- Презентации на электронных носителях: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, ИКТ):
1. Учебный кабинет.
2.Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.
3. Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.
4. Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации, репродукции.
5. Материалы, инструменты и приспособления:
- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата; цветная бумага, пластилин, А4, А3.
диапроектор, репродукции картин, детские журналы, литература о народной культуре;
ножницы, клей, линейки;
двухсторонняя клейкая лента;
- пряжа из натуральных и синтетических волокон,
- раздаточный материал (сухие травы);
- карточки цветов простейших форм (ромашка, тюльпан, ландыш, подснежник);
- набор цветных полосок (теплых и холодных, составных и основных);
Список использованных источников
Список используемой литературы для педагога:
- Дорожин, Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 16 с. 3.
2. Дорожин, Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 24 с.
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. (Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с.
4. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2012, - 191с.
5. Рукоделия. Альбом № 12, 1997 г. Издательство «Кунст».
6. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест, 2007. - 336с: ил.
7. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. Москва «Просвещение», 1992г.
Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение», 1992г.
8. Внешкольник №1(118), 2007г.
Список используемой литературы для обучающихся:
9. Стебловская Л.П. «Учись рисовать», 1995 г.
10. Вильчинский В.М. «Учись рисовать»,2000г.
11. Рукоделие. Альбом №12, 1977г. Издательство «Кунст».
12. Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест,2007.-336с: ил.
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
14. http://school-collection.edu.ru/
15.Журнал наука и жизнь. [Электронный ресурс]http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39229/?interface=electronic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905524-1489657231.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-694188-1445545902.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983224-1512639624.jpg)
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-397580-1547377920.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ярмарка ремесел"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ярмарка ремесел" разноуровневая, художественной направленности, разработана согласно современной нормативной базы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...