О воспитании патриотизма на занятиях по истории
статья

Белых Павел Валерьевич

Роль педагога, преподающего исторические события в воспитании подрастающего поколения очень важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.

 Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности будущих граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

Белых П.В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска

Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет сама личность педагога. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в дополнительном образовании в значительной степени замещает педагог дополнительного образования. Сам образ педагога вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если педагог подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учащихся.

Роль педагога, преподающего исторические события в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.

 Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности будущих граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность учреждения, и здесь роль педагога истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги и трудовые свершения российского народа.

Педагог военно-исторического клуба должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижение. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства — благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Есть еще один аспект деятельности педагога, на котором хотелось бы заострить внимание — воспитание критического мышления учащегося. На занятиях по истории при наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель может организовать различные формы учебной и исследовательской деятельности, способствующих развитию критического мышления.

Итак, цель данной работы — изучить роль педагога военно-исторического клуба в современной учреждении дополнительного образования.

Для всестороннего раскрытия этой цели ставятся следующие задачи:

1) изучить роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма;

2) проанализировать роль педагога по истории в привитии учащимся общей культуры и духовных ценностей;

3) исследовать роль уроков истории в развитии критического мышления.

Воспитание патриотизма на занятиях, посвященных истории Отечества

Одна из главных задач исторического образования сегодня — это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у детей, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Для того, чтобы воспитать в нынешней молодежи чувство патриотизма, уважение к национальным святыням, укрепить любовь к Родине, сформировать чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость необходимо изменить способы и методы работы с подростками.

Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Многие подростки уже не представляют своей жизни без ежедневного использования сети Интернет, используют его и для учебы, и для общения, и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в Интернете в правильное русло, прибегая к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить всю гражданско-патриотическую работу на современном уровне.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Поэтому на своих занятиях в клубе стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учащихся. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои воспитанники любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родной город, милый сердцу Дворец детского творчества «Маленький принц», прославившийся трудовыми, историческими, культурными мероприятиями, а значит, любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы учащиеся делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции педагога. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, обладающими умом и эмоциональным восприятием действительности.

Я не равнодушный человек. Сердцем и разумом переживаю за будущее возрождение России, как мощного государства, учащегося на примерах славных сынов России, каждый из которых «старицей возвратил то, что получил от нее».

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. «Историк – это пророк, обращенный назад», – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Однако, история требует личности. Вот я и пытаюсь на своих занятиях задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от занятия к занятию мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа,  а особенно учреждение дополнительного образования должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. «Знать – значит уметь действовать», – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Занятия в дополнительном образовании – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых – это занятие-диалог.

На занятиях в военно-историческом клубе мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на занятиях в рубриках «хочу спросить», «древо познания», «колесо истории». Прекрасно проходят занятия- диспуты, семинары, ролевые игры. Стараюсь чаще включать элементы игр:

  • метод чистой доски
  • крестословица
  • из уст в уста
  • реклама
  • составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать лабильность и толерантность мнений, формирую интерес к своей Родине. Пытаюсь строить занятия таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Чтобы подобную работу учащиеся смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. В дополнительном образовании идет более глубокое изучение истории, понимания окружающих событий.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел «то поколение, у которого нет никаких идеалов». Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании педагог – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что педагог – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать наставником-педагогом край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать педагогом-наставником нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Я стараюсь, чтобы на мои занятия дети шли с удовольствием, а уходили с желанием пскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.

В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма....

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Воспитание патриотизма через занятие «Разговоры о важном»»

Ознакомить коллег с различными формами работы по патриотическому воспитанию школьником через классный час «Разговоры о важном».Обобщить свой опыт работы по данному направлению....