Материалы интегрированного занятия "Зимующие птицы"
методическая разработка

Михайлова Ирина Михайловна

Занятие разработано в рамках учебного плана предметного модуля "Умелые ручки. Азбука вежливости" для детей 6-7 лет, обучающихся на 2 году обучения по программе подготовки к шеоле "Млая детская академия "Совушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия для дошкольников

Автор: педагог дополнительного образования И.М. Михайлова

Аннотация: занятие является составляющей частью учебного-тематического  плана 2 года обучения подпрограммы «Азбука вежливости. Умелые ручки», входящего в комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Малая детская академия «Совушка». Цель программы – подготовка и адаптация детей 5-7 лет к школьному обучению.

Содержание занятия разработано с учетом возрастных особенностей дошкольников с использованием дидактических принципов развивающего обучения, носит интегрированный характер, так как его учебный материал сконструирован из нескольких сфер деятельности: художествееное чтение, прикладное творчество, познавательная и активная игровая деятельность.

Тема: «Зимующие птицы».

Состав учебной группы:

  • Возраст обучающихся – 6-7 лет.
  • Количество детей – 12-16 человек.

Цель: приобретение и закрепление обучающимися знаний о зимующих птицах, проживающих в Центральной полосе России.

Задачи:

1. Познакомить детей с видами зимующих птиц.

2. Воспитание у дошкольников  бережного отношения  к природе.

3. Мотивация детей к помощи зимующим птицам для выживания в холодное время года (изготовление кормушек и подкормка птиц).

4. Развитие воображения, самостоятельных творческих решений на основе образца при выполнении панно.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Тип учебного занятия: комбинированный.

 Форма организации работы: групповая.

Формы обучения: фронтально - групповая, индивидуально-коррекционная.

Методы обучения:

Словесный:    информационно - сообщающий, диалоговый (беседа, диалог, загадки).

Наглядный: объяснительно – иллюстративный (компьютерная презентация, дидактическая игра).

Практический: выполнение творческой работы.

Оборудование и материалы.

Для теоретической части занятия: компьютер, монитор, компьютерная презентация, карточки с загадками.

Для практической части занятия: демонстрационное панно «Снегирь»; фотография работы для показа на мониторе; картонные листы с контуром рисунка (формат А5), пластилин, клей ПВА, вата,  влажные салфетки.

Этапы организации занятия (общее время): два  академических часа по 30 минут с переменой 10 минут.

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Основная часть
  1. теоретическо-игровая (20 минут)
  2. практическая деятельность (20 минут)
  1. Итог занятия (5 мин.)
  2. Выставка творческих работ обучающихся (10 минут)

Ход занятия.

I. Организационная часть

  • проверка готовности к занятию,
  • диагностика положительного эмоционального настроя.

 II. Основная часть

Педагог: Птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Есть птицы, которые постоянно живут рядом с нами, а есть и такие, которые улетают в дальние края.

         Тема нашего занятия – «Зимующие птицы».

 Педагог: Как вы думаете, каких птиц называют зимующими?

(ответы детей, коррекция ответов и помощь педагога)

 Педагог: Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

Сейчас я хочу проверить, каких птиц вы знаете, зимующих у нас в центральной части России. Отгадайте мои загадки:

 Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!        

Эта птичка – воробей

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

 - Облетел я всю Сибирь.

 - Как зовут тебя? …снегирь.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.        

Ну и ловкая воровка!                        

Все блестящие вещицы                

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

 Как зовут её? … ворона

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

Ответ: кукушка

(Показ презентации с рассказом о каждой птице  – приложение №1)

Физкультминутка

  1. Прилетели  птички, птички-невелички.
  2. Смотрят  к  нам  в окошко, просят  хлеба крошку.
  3. Мы им крошки дали, птички весело клевали.

1. Изобразить  полёт  птиц.

2. Поворот головы влево, вправо.

3. Наклоны вперёд, коснуться руками пола.

           

 Игровая пауза

Педагог: Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.

Прилетели птицы: снегири, синицы, мухи и вороны.

Прилетели птицы: совы, синицы, сороки, вороны, макароны.

Прилетели птицы: клесты, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: филины, синицы, комары, кукушки.

 Педагог: А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет, связанных с птицами:

•Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра;   а дружно расчирикались – к потеплению.

•Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

•Если ворона купается ранней весной – к теплу.

•Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает-к вьюге.

•Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.

III.Практическая работа:  

Педагог: А теперь, мы сделаем панно «Зимние птицы». Вы можете повесить эту работу у себя в комнате, и одна из зимующих птиц будет всегда рядом с вами и напоминать вам о том, что птицам нужна наша поддержка.  

(Изготовление обучающимися панно  «Зимние птицы» в  технике  объёмной аппликации в соответствие с Технологической картой изделия – приложение №2)

 IV. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло  к концу. Сегодня мы  узнали много нового из жизни птиц.  Давайте повторим:

Каких зимующих птиц вы запомнили?

Какая птица вам очень понравилась? Почему?

(ответы детей, коррекция и помощь педагога)

Педагог: Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

Молодцы, всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Дятлы — птицы мелкой и средней величины: самые маленькие меньше воробья, наиболее крупные — с ворону. Внешний вид и окраска дятлов весьма различны. Все дятлы дневные, в подавляющем большинстве лесные птицы. Дятлы гнездятся в дуплах или в норах. Почти все дятлы питаются насекомыми, реже употребляют растительную пищу. Многие виды, особенно обитающие в умеренном поясе, переключаются зимой на питание семенами деревьев. Некоторые виды потребляют исключительно растительную пищу. Истребляя насекомых, очень многие из которых повреждают деревья и кустарники, дятлы приносят лесному хозяйству определенную пользу. Кроме того, большинство дятлообразных для устройства гнезд выдалбливают дупла, а в них впоследствии охотно селятся другие птицы-дуплогнездники, подавляющую часть которых составляют полезные для лесного хозяйства насекомоядные птицы. Распространены дятлы во всех лесах земного шара

Дрозд. К этому семейству дроздовых принадлежат подвижные, стройные, с небольшой головой птицы, мелкой и средней величины. Распространены они почти по всему земному шару; их нет только в Антарктике, в наиболее суровых районах Арктики. Кормятся дроздовые главным образом на земле, реже в ветвях деревьев и кустарников. Для подавляющего большинства видов основной пищей служат беспозвоночные, в первую очередь насекомые. В осенний период птицы довольно охотно едят и растительные корма (ягоды, семена); некоторые виды в это время становятся совершенно растительноядными.

Синицы — подвижные, ловкие птички, питающиеся преимущественно насекомыми, которых собирают в кронах деревьев и в кустарниковом подлеске. При этом многие виды семейства добывают себе пищу из-под коры, раздалбливая ее, наподобие дятлов. Они очень общительны и сообразительны. Осенью часто собираются в стаи, объединяясь с другими видами синиц, с дятлами, поползнями и пищухами. Гнездящиеся летом в садах и парках наших городов, синицы научились клевать зимой масло, сало и другие мясные продукты, залетая в форточки между оконными рамами, где москвичи часто хранят зимой эти продукты.

Воробей. Характерной чертой большинства воробъинообразных является способность к пению. Они относятся к отряду — певчие птицы.

Домовые воробьи населяют всю Европу, Несколько веков были верными спутниками человека и часто гнездились в человеческих поселениях. Гнездо воробья — большой шар с боковым входом — обычно располагается в укрытиях различного рода, например в пустотах и нишах зданий. Реже можно обнаружить его на верхушке дерева.

Птенцы рождаются голые и слепые, иногда покрыты тонким пухом. Долгое время они полностью зависят от родителей. Через несколько часов после вылупления они начинают просить корм у взрослых птиц, вытягивая шею и открывая клюв.

Большинство кукушек — древесные и кустарниковые птицы, жизнь которых проходит в кронах деревьев и кустов. Песня самца очень характерна: часто по много раз подряд повторяемое звучное слегка грустное «ку-ку... ку-ку...». Самки куковать не умеют. Наибольшее значение в питании имеют гусеницы, в особенности в большом числе поедаются волосатые. На второе место по значению из пищевых объектов следует поставить различных жуков; однако они поедаются в значительно меньшем количестве, чем гусеницы. Довольно часто кукушки поедают также крупных мух. Осенью в небольшом количестве поедаются также ягоды.

Ворон - одна из наиболее крупных птиц. Это всеядная птица. Основной его корм — падаль, которую он чаще всего находит на свалках и у скотобоен. Поедая падаль, он выступает как санитарная птица. Кормится он также грызунами, яйцами, птенцами, рыбой, различными беспозвоночными животными, а местами зернами хлебных злаков.

Сизый  голубь. Этот вид распространился по всему миру. Оперение темно-сизое, крылья более светлые с двумя темными поперечными полосами. При взлете хорошо заметно белое надхвостье. У полудомашних голубей окраска более разнообразна вследствие скрещивания с домашними голубями. Гнездо — рыхлая платформа из веток. В кладке 2 белых яйца. Существует много пород, выведенных из диких голубей.

Щегол - одна из красивых и часто встречающихся птиц наших лесов. Он мельче и стройнее воробья, весит около 20 г. В оперении щегла бросаются в глаза красные лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. Спина коричневая, коричневый оттенок заметен и на груди. Щеглы питаются семенами, птенцов выкармливают насекомыми. Истреблением вредных насекомых, особенно тлей, а также уничтожением семян сорняков эти птицы приносят пользу сельскому хозяйству.

Свиристель — одна из самых нарядных птиц, зимующих на севере и средней полосе России. Полёт быстрый и лёгкий. Держится стайками. Питаются в гнездовое время преимущественно насекомыми. Насекомыми же кормят птенцов, до появления первых ягод. Ягоды — излюбленный корм.

Сорока хорошо известная птица, имеющая яркую черно-белую раскраску и длинный ступенчатый хвост, во время полета принимающий веерообразный вид. Осенью сороки собираются небольшими стайками и перемещаются поближе к поселениям человека, предпочитая небольшие деревни и хутора. Здесь они проводят всю зиму, питаясь различными отбросами. С приближением весны птицы откочевывают обратно в леса. Сорока — всеядная птица. Большое место в ее кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как хрущи, долгоносики, клопы-черепашки, пилильщики, саранчовые и др. Питается она также мышевидными грызунами, яйцами и птенцами мелких и даже промысловых птиц. Из растительных кормов поедает зерна культурных злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных сорняков. Разоряя гнезда птиц, таская домашних цыплят, выбирая из земли высеянные семена арбузов, сороки наносят некоторый вред. Но он невелик по сравнению с большой пользой, приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства.

Снегирь - одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, величиной значительно крупнее воробья: весит 32—34 г. Окраска оперения самца весьма красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела киноварно-красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым.



Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр детского творчества «Южный»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

объёмной аппликации «Зимние птицы»

Автор: педагог И.М. Михайлова

Материалы и инструменты:

  1. Листы чёрного, коричневого и серебряного картона (по 1 шт.)
  2. Шаблоны половинки дерева, туловища, хвоста и крыла птицы.
  3. Бумага крепированая красного цвета.
  4. Полоска ярко-желтого цвета. 
  5. Клей – карандаш.
  6. Простой карандаш.
  7. Ножницы детские (или маникюрные).
  8. Карандаш простой.
  9. Доска для лепки.
  10. Влажные салфетки.
  11. Тарелочки для обрезков.

Технология изготовления:

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Фото этапа

  1. Подготовительный
  1. Подготовка материалов и инструментов для практической работы по количеству детей в группе
  2. Вырезание шаблонов половинки дерева, туловища, хвоста и крыла птицы по количеству детей в группе
  3. Нарезание красной крепированой бумаги на полоски по всей ширине рулона (по 2 штуки на обучающегося)

  1. Складывание полосок крепированной красной бумаги в три сложения (квадрат) и скрепление его по центру степлером.
  2. Обрезка деталей по кругу
  3. Надрезание каждого круга с внешней стороны на 1 см

II. Организационный

  1. Показ образца творческой работы.
  2. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам пользования ножницами, клеем, техника работы с шаблонами.
  1. Раздача материалов и инструментов (задание для 7-9 человек с целью организации полезной деятельности и личного рабочего места )

III.Практический

1.Сложить лист черного картона пополам, хорошо загладить сгиб.

2. Равномерно поместить на сложенном листе картона шаблоны туловища, хвоста и крыла птицы.

3.Шаблон половины дерева приложить к коричневому картону, совместив края листа и ровный край дерева.

4. Обвести простым карандашом  каждый шаблон по контуру.

5. На полоске желтой бумаги нарисовать два маленьких треугольника для клювов птиц.

1.Повторить кратко правила пользования ножницами.

P.S. Здесь обратить внимание детей на то, что детали птицы нужно вырезать одновременно на сложенном пополам листе, чтобы получились по две одинаковые детали. 2.Индивидуальная работа по коррекции и помощи в вырезании деталей.

4.По контурам, обозначенным карандашом, аккуратно вырезать ножницами все детали.

  1. Объяснение техники надрезания крыльев и хвостиков птицы в форме маленьких треугольников.
  2. Практический показ действия. 
  1. Произвести надрезы на каждом крыле и хвосте в форме маленьких, но длинных треугольников для имитации оперения.

  1. Педагог раздаёт заготовки  кругов из красной крепированной бумаги (по 2 шт. каждому чел.)
  2. Практический показ изготовления цветка из бумаги.
  1. Оформление  цветка:  1)верхний листочек поднять по кругу и смять его к центру бутона, с двух сторон в районе скрепки степлера.

2)То же самое проделать с остальными слоями.

3)После того как все листочки смяты, бутон нужно немного «распушить», то есть лепестки чуть-чуть расправить обратно.

  1. Показ техники приклеивания деталей к туловищу птицы: клюв, крыло и хвост.
  1. Приклеить клюв к голове.
  2. Приклеить детали крыла и хвоста к туловищу:
  • крыло сбоку от головы;
  • хвостик напротив головы.

(Детали намазываются клеем с лицевой стороны в районе прикрепления и приклеиваются к изнаночной стороне туловища)

  1. Туловище хорошо смазать клеем, сверху наклеить красный цветок, который имитирует грудку птицы.

  1. Показ расположения дерева на листе.

1.Вырезанную заготовку половинки дерева приклеить к одной их сторон основного листа картона (фону), совместив срез дерева с краем листа.

2. Приклеить двух снегирей, расположив их по своему усмотрению на ветках или летящих к дереву.

  1. По желанию обучающегося и свободном регламенте времени занятия можно сделать ещё одну птичку (синичку), грудку сделать из желтой бумаги.

  1. Заключительный

Рефлексия. Мини-выставка творческих работ.

1.Сдача инструментов, уборка рабочего места. (организации полезной деятельности)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы

Слайд 2

д я т е л

Слайд 3

д р о з д

Слайд 4

синица

Слайд 5

воробей

Слайд 6

ворон

Слайд 7

голубь

Слайд 8

щегол

Слайд 9

свиристель

Слайд 10

сорока

Слайд 11

снегирь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...

Материалы интегрированного занятия "Человек поднялся в небо"

Материалы включают в себя подробный конспект занятия из учебного плана 1 года обучения по предметному модулю "Умелые ручки. Азбука вежливости", проводимого в апреле ежегодно ко Дню космонавт...

Материалы интегрированного занятия "Самый родной мой человек"

Конспект интегрированного открытого занятия из учебного графика 2 года обучения подпрограммы «Азбука вежливости. Умелые ручки»...

Методические материалы по проведению мероприятий, посвященных охране и привлечению птиц в зимний период ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Методические материалы по проведению мероприятий, посвященных охране и привлечению птиц в зимний период ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ...

Приглашаем птиц к обеду (методические материалы по проведению мероприятий, посвященных охране и привлечению птиц в зимний период)

Приглашаем птиц к обеду (методические материалы по проведению мероприятий, посвященных охране и привлечению птиц в зимний период)...