Школьная бизнес-компания как инструмент для самореализации личности гимназиста в современной жизни
статья

Хасанова Гульнара Раисовна

Статья о роли школьной бизнес компании в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbk_kak_instrument_dlya_samorealizatsii.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная бизнес-компания как инструмент для самореализации личности гимназиста в современной жизни

Современное общество, в котором знания, интеллект человека становятся важнейшими факторами его развития, не может не придавать нового статуса образованию,  не предъявлять к нему новых требований.

Постоянно нарастающие темпы обновления знаний, модернизации техники и технологий стали намного опережать динамику смены поколений людей. Необходимость поддержания постоянного уровня готовности к выполнению усложняющихся социальных и профессиональных функций обусловила переход к системе непрерывного образования,  реализации новой парадигмы образования - «образование через всю жизнь».

Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований - быть самостоятельным,  уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов,  иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

Говоря о возможностях, которые можно использовать для достижения поставленных целей, а также для самореализации школьников, можно привести  в пример опыт работы «Школьной бизнес компании».

Школьная бизнес-компания — одна из образовательных программ Казанского центра «Достижения молодых», работающего в Татарстане в составе Системы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность Комитета по развитию молодежного предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ. Также Казанский центр «Достижения молодых» является партнером Международных программ «Juniorachievement», основателем которых в России в 1992 году стал Академик Евгений Павлович Велихов, и по сей день являющийся Председателем совета «JuniorAchievement — Russia». Во время приезда Академика Велихова в Казань в апреле 2011 года, программы были представлены Президенту Татарстана Рустаму Минниханову и вызвали интерес. На сегодняшний день прорабатывается возможность изучения экономики на практике по программам «JuniorAchievement» во всех школах Республики.

 «Школьная компания» в нашей гимназии была создана в 2000 года, чтобы учащиеся могли  пройти все этапы организации бизнеса – от выбора идеи и написания бизнес-плана до организации производства, разработки и реализации маркетинговой стратегии. Школьная бизнес-компания ежегодно формируется в гимназии на базе класса с социально-экономическим профилем обучения, где дети углубленно изучают экономику и сопряженные с ней дисциплины. На примере управления игровым малым предприятиям учащиеся получают базовые основы предпринимательской деятельности. «Школьная бизнес компания» становиться эффективным инструментом получения экономических знаний через практику, воспитания в детях чувства ответственности за свою жизнь и карьеру, помощи в совершении осознанного выбора профессии. С помощью и под руководством учителей и добровольных консультантов, представляющих профессиональные сообщества, участники движения получают необходимые навыки ведения бизнеса и по завершении программы лучше своих сверстников владеют навыками планирования, постановки задач, командной работы, тайм-менеджмента, публичных выступлений. 

Создание Школьной бизнес-компании обусловлено необходимостью переориентации образовательной политики на развитие у обучающихся принципиально новой составляющей их личностного и  творческого развития. В условиях рыночной экономики выпускник среднего учебного заведения (гимназии)  будет чувствовать себя защищённым в том случае, если у него сформированы навыки творческой самостоятельности и адаптивности к усложняющимся условиям труда. А активное участие обучающихся в разработке новых технологий, программ, обеспечивающих развитие социально востребованной личности, невозможно без переориентации его деятельности на новые ценности, адекватные характеру научного поиска. Развитие этих навыков осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.

Создание и руководство это серьезный и трудоемкий процесс, так как от того, насколько четко он организован, зависит успешное функционирование компании.  

За 16 лет работы в рамках программы Казанского центра «Достижения молодых»,   Школьные бизнес компании гимназии были участниками  крупных форумов, конференций и съездов Всероссийского и Республиканского уровня: «Собственное дело», «Слет школьных компаний», «Перспектива», «Национальное Достояние России», «Республиканский слет молодежных организаций РТ», Всероссийский инновационный форум «Россия, вперед!», проходивший в Сколково (2010). Выпускник нашей гимназии, бывшие участники этой программы,  стали успешными предпринимателями, общественными деятелями, сотрудниками международных компаний. Например, одним из выпускниц ШБК Ляля Бикчентаева является исполнительным директором Общественной организации Казанский центр «Достижения молодых».

 

Школьная бизнес компания «К.Э.П.»  совместно с учеником 10 класса, Галимуллиным Булатом, учувствовали в перспективном и уникальном проекте «Нанопредпринимательство» - создание и внедрение энергосберегающих технологий на потребительский рынок. Булат работал над теоретическим вопросом создания композитного энергосберегающего покрытия, а ШБК должна была дать экономическое обоснование этому продукту. Компании удалось заменить дорогостоящий компонент краски «Коррунд», вакуумные шарики, на _______. Таким образом, ШБК смогла уменьшить стоимость продукта в пять раз, что позволило компании стать Победителем Всероссийского конкурса молодых предпринимателей в г. Москва в 2010 г. В этом же году благодаря этому продукту наша гимназия становиться  резидентом Всероссийского Инновационного Центра «Сколково».

Перед нашей компанией стояла серьёзная задача приемственность

Создание и руководство ШБК это серьезный и трудоемкий процесс, так как от того, насколько четко он организован, зависит успешное функционирование компании.  Основные шаги, которые должны выполнить воспитанники объединения, участвуя в создании Школьной компании. Для успешного функционирования компании в рамках программы «Достижение Молодых», нам необходимо было поработать в двух направлений:

  1. разработка и промышленное производство продукта.
  2. создание модели управления предприятием малого бизнеса

Шаг пepвый – организационный.

Выбирается руководство компании (вице-президент по маркетингу, вице-президент по персоналу, вице-президент по производству, вице-президент по финансам, вице-президент по ИКТ).

При выборе руководства компании большая роль отводится детскому коллективу. Дети хорошо знают друг друга и могут предложить кандидатуры тех ребят, которым доверяют. Роль учителя при этом тактично направить и скорректировать их выбор при необходимости.

На мой взгляд – это один из самых важных этапов успешного ведения бизнес компании. Работа компании основана на принципах совместной деятельности – взаимная зависимость, индивидуальная ответственность, равноправное участие и одновременное взаимодействие, т.е. работа в команде – вместе каждый достигает большего! Слаженность и взаимодействие – определяющие характеристики современного рабочего места – способность координировать мнения каждого партнера для достижения единой цели.

Выбирается название компании - «Premium» 

Принимается устав ШБК «Premium»

Бизнес-идея: проводится исследование рынка и выбор продукта. 

Опыт работы ШБК в гимназии показал, что важным моментом успешного предпринимательства является выбор продукта, потому что от того, насколько удачно он выбран, во многом зависит вся дальнейшая работа компании. При выборе продукта можно идти двумя путями: во-первых, выбрать продукт уже существующий на рынке и производить его на конкурентоспособном уровне. Второй вариант - разработать инновационный продукт и продвигать его на потребительский рынок. Конечно, сделать  это намного труднее, но и намного интереснее.

Ежегодно наша гимназия становиться абсолютным победителем по сбору макулатуры в г. Казани. Таким образом, в нашей ШБК «Premium» появилась идея производства экоблокнотов из переработанного вторичного сырья. Нашей миссией стало – привлечение внимания общественности к одной из проблем нашего общества – проблеме экологии.

Шаг второй - разработка планов деятельности.

 Маркетинговые исследования:

  1. участниками компании был проведен социальный вопрос;
  2. анализ розничных цен аналогичной продукции;
  3. были выявлены потенциальные потребители.

Составление бизнес-плана:

  1. финансовый план: вице-президент по финансам представляет экономическое обоснование бизнес-проекта (планируемые расходы и доходы, оплата труда, возможные риски, планируемый экономический эффект);
  2.  вице-президент по производству разрабатывает план производственной деятельность компании: создание уникального продукта Экоблокнот (разработка технологии, разработка коллекции, разработка дизайна, закупка материалов, изготовление, упаковка) - овладение техническими и технологическими навыками с соблюдением правил экологической безопасности;
  3. вице-президент по маркетингу и по ИКТ проводят рекламную кампанию: разработка логотипа, изготовление визиток, баннера, флаеров, регистрация группы в Контакте, инстаграмма, на официальном сайте гимназии, пиар кампании, презентации на ярмарках;
  4. вице-президент по сбыту проводит поиск рынков сбыта: школьные ярмарки, друзья, знакомые, интернет ресурсы,  выездная торговля, торговые центры;
  5. Продажа (сбыт): участие всей команды.

На этом этапе формирования компании проводятся собрания, где  утверждается бюджет  и бизнес-план.

Наша компания посетила трехдневный семинар «Школьные компании. Успешный старт» на базе МЦ «Волга», проводимый Казанским Центром «Достижения Молодых». Мы посетили  мастер-классы Василия Изинчука, специалисто по маркетингу, Андрея Шапошникова «Ораторское искусство»,  составление  «Бизнес-кейса». По результатам семинара школьных бизнес компаний Республики наша команда получила наивысшую номинацию «Лучшая презентация идеи».

После посещения семинара, наша компания посетила Центр Молодежного творчества, которая оказывает помощь новым идеям юных предпринимателей. Этот визит оказался очень продуктивным: у нас была возможность не только посетить этот Центр, но и  получить консультации опытных предпринимателей при выборе продукта.

Впервые мы представили наш продукт в Благотворительной ярмарке среди школьных бизнес-компаний  Республики Татарстан в ИТ-парке. На этой ярмарке нам удалось войти в топ-три ШБК по вырученной сумме с продажи представленной продукции. 100 % вырученных денег мы передали в благотворительный фонд «Ак Барс Созидание».

Позже, наша компания была приглашена в г. Москву на ежегодный Всероссийский Слёт «Школьных Бизнес компаний». На слете оценивались деятельность и результаты нашего коллектива с точки зрения тех знаний и умений, которые мы получили в процессе обучения по программе  “Школьная компания”. Из этого следует, что для того, чтобы добиться успеха на Выставке-ярмарке нам  недостаточно было продемонстрировать наш Экоблокнот, но и грамотно выстроенную маркетинговую или любую другую стратегию реализации нашено проекта. Самое главное - показать и объяснить, как и почему проводилась работа, какой  личный и коллективный опыт был получен, как он может быть использован сегодня и завтра, послужит ли он развитию и росту, постановке новых целей и определению путей к их достижению.  Особое внимание уделялось осознанному и сознательному подходу к  участию в программе  “Школьная компания”, поскольку именно такой подход, в конечном итоге, определяет успешность образовательных целей и задач программы  МОО "Достижения молодых". Одним из ключевых моментов в определении победителей было инициативность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, гибкость и другие качества, считающиеся необходимыми для успешной предпринимательской деятельности, а также активное участие в программах и проектах «Достижения молодых».

Представив бизнес план, дав экономическое обоснование процессу производства Экоблокнота, ШБК «Premium» получила Диплом «Самый Экологичный продукт».

В течение всего года мы продолжали участвовать в различных выездных и школьных ярмарках. Мы стали активными участниками мероприятий проекта «Junior Startup», а также дистанционного обучения и всех мероприятий в рамках Всероссийской программы «Достижения Молодых».

Подводя итог, мне бы хотелось отметить, что наряду с теоретическими знаниями предпринимательской деятельности и практическим применением их на практике, участие в  ШБК помогла учащимся сделали осознанный выбор будущей профессии и многие в дальнейшем планируют поступать в ВУЗы с экономическим направлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправления в школьном коллективе как необходимое средство развития и самореализации личности школьника

В статье говориться о том, что в настоящее время развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы....

Самореализация личности в условиях современного образования

Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всест...

Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"

Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...

Эффективное управление школьными коллективами с помощью инструментов дополнительного образования: зависимость мотивации от самореализации

Презентация педагогического опыта по применению стратегии "Матрица компетенции и мотивации" в хореографическом ансамбле. Модель применима в любом коллективе: классном, учебном, педагогическо...

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...