Из опыта работы с обучающимися с ОВЗ в творческом объединении «Волшебное стекло»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Климанова Елена Анатольевна

Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях. Именно такая идея легла в основу адаптированной общеразвивающей программы для обучающихся с синдромом Дауна «Стеклянные фантазии», которая реализуется мной в ГДДЮТ с нового учебного года. Надо отметить, что опыт работы с обучающимися с ОВЗ у меня уже имеется. Однако, есть определенные особенности работы именно с «солнечными детьми», о которых пойдет речь в этой статье.

Синдром Дауна – это одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46.Она характеризуется наличием дополнительных копий генетического материала 21-й хромосомы, либо целой хромосомы (трисомия), либо её участков (например, за счёт транслокации). Последствия от наличия дополнительной копии сильно различаются в зависимости от количествадополнительного генетического материала, генетического окружения и чистой случайности [].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Климанова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ

Из опыта работы  с обучающимися с ОВЗ в творческом объединении «Волшебное стекло»

Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях. Именно такая идея легла в основу адаптированной общеразвивающей программы для обучающихся с синдромом Дауна «Стеклянные фантазии», которая реализуется мной в ГДДЮТ с нового учебного года. Надо отметить, что опыт работы с обучающимися с ОВЗ у меня уже имеется. Однако, есть определенные особенности работы именно с «солнечными детьми», о которых пойдет речь в этой статье.

Синдром Дауна – это одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46.Она характеризуется наличием дополнительных копий генетического материала 21-й хромосомы, либо целой хромосомы (трисомия), либо её участков (например, за счёт транслокации). Последствия от наличия дополнительной копии сильно различаются в зависимости от количествадополнительного генетического материала, генетического окружения и чистой случайности [].

Типичными особенностями, затрудняющими развитие и обучение детей с синдромом Дауна(далее – СД) являются[]:

1) Нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога ощущения и часто встречающихся проблем со слухом (до 20%) и зрением (60-70%); снижение темпа восприятия.

2) Отставание в моторном развитии – в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики.

3) Неравномерность развития и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой, социально-эмоциональнымразвитием).

4) Специфические особенности мышления: предметно-практическое мышление, при котором для создания целостного образа необходимо использовать несколько анализаторов одновременно (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика); ограниченность представлений; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов); низкий уровень обобщения материала и недостаточность умозаключений др.

5) Глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательныхспособностей.

6) Недостаточность слуховой кратковременной памяти иобработки информации, полученной на слух, значительно затрудняет процесс обучения.

Слуховая, зрительная, тактильная, кинетическая память характеризуется гипомнезией (уменьшенным объёмом), требуется большееколичество повторений и учебного времени для изучения и освоения новыхнавыков, и для заучивания и запоминания нового материала, последовательности действий.

7) Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания приводят к тому, что дети легко отвлекаются, истощаются.

При составлении программы и организации работы с детьми в объединении «Волшебное стекло» учитываются все эти особенности. Однако, дополнительное образование способно усилить эффект именно творческой реабилитации таких учащихся, опираясь на их следующие особенности:

1. Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и,однако, соединять их в целое изображение не могут.

2. Поведение. Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то,что их попросят. Дети легко вступают в контакт.

3. Эмоции. У детей с СД отмечаются сохранность элементарных эмоций. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу. Большинство из них ласковы, привязчивы. Одни из них выражают положительные эмоциико всем взрослым, вступают с ними в контакт, другие – преимущественно ктем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоциинаблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются, самокритичность снижена. Не всегда могут правильно оценитьрезультаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполненонеправильно. Они не умеют завидовать, долго злиться, мстить. Как взрослые, так и дети с СД умеют быть счастливыми, они так созданы. Иэтому можно у них поучиться.

4. Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам другихлюдей. Им присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны, любят слушать музыку, им присуще чувстворитма. Очень редко встречают агрессивные дети с СД, и обычно это поведение легко поддаётся коррекции. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво идоброжелательно заниматься.

Важно подчеркнуть, что Актуальность программы обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство – неиссякаемый источник творческой самореализации школьников. В творческой деятельности учащийся самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Как правило, творчество доставляет ему удовольствие, пробуждает познавательную активность. Особенно дети с ОВЗ, дети-инвалиды нуждаются в профессиональном сопровождении, которое обеспечит создание необходимых условий для их нормального развития, организации своей жизни, препятствующих появлению в состоянии здоровья новых (вторичных) нарушений, обеспечивающих их интеграцию в детско-взрослое сообщество.

В Концепции развития дополнительного образования детей (2014 год) сказано, что в рамках расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ предусматривается «разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей».

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Занятия народным декоративно-прикладным искусством смогут стать для детей с особыми образовательными потребностями действенным средством их развития и социальной адаптации. Более того, это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа «Стеклянные фантазии» имеет художественную направленность.

Фьюзинг – это особенная технология запекания стекла. Юным дизайнерам предстоит вырезать и отшлифовать кусочки стекла особого качества и выложить их в соответствии с наброском. Затем изделие запекается в специальной печи при высокой температуре. Осколки сплавляются, образуя красочные линии и фигуры, которые в результате составят рисунок. После обработки в печи стекло приобретает гладкую и обтекаемую текстуру – порезаться о такие изделия невозможно.

В программе сочетаются различные виды практической деятельности: изготовление стеклянных панно с росписью интереснейшими и современными техниками – зентангл и дудлинг, витраж и изготовление различных изделий из стекла (украшения, посуда, предметы интерьера, сувениры) путем различной тепловой обработки – фьюзинг и лэмпворк. Фьюзинг – обработка стекла в муфельной печи, лэмпворк – обработка стекла в пламени огне горелки.

Педагогическая целесообразность программы заключается возможности приобщения обучающихся с ОВЗ к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Деятельность учащихся с ОВЗ в художественно-творческом направлении становится механизмом творческой реабилитации детей. Главной целью развития каждого учащегося является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели уже в контексте инклюзии.

ПРАКТИКУ ВСТАВТЬ СЮДА

Литература:

1. Винокурова, Е. К. Методические рекомендации педагогическим коллективам общеобразовательных школ по организации обучения и сопровождения детей с синдромом Дауна/ Е. К. Винокурова// [Электронный ресурс]: / Режим доступа:http://eduportal44.ru/koiro/io/Shared%20Documents.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы обучения на занятиях в творческом объединении "Волшебный мир дороги"

В презентации проиллюстрированы нестандартные формы обучения, применяемые на занятиях в творческом объединении "Волшебный мир дороги"....

Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"

Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована  Департаментом образования города Салехард.  В программу входят разделы...

Программа творческого объединения "Волшебная ленточка. Канзаши."

Канзаши (Kanzashi) - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Канзаши сначала появились, когда женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме - tareg...

Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

Обобщение педагогического опыта работы «Индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в творческом объединении».

Обобщение педагогического опыта работы «Индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в творческом объединении»....

Инклюзия и интеграция образовательного процесса. Проект «Со-Бытие» в творческой мастерской «Волшебное стекло»

Инклюзия и интеграция образовательного процесса.Проект «Со-Бытие» в творческой мастерской«Волшебное стекло» Педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ Климанова Елен...