Сценарий музейного мероприятия "Хлеб всему голова"
методическая разработка

Ружицкая Анна Владимировна

Интерактивная экскурсия для младшего и среднего школьного возраста о традициях гостеприимства и истории хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_khleb_vsmu_golova.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга

«ПЕТЕРГОФ»

Сценарий музейного мероприятия

«Хлеб — всему голова»

Разработала: Ружицкая А.В.

Педагог дополнительного образования ДЮЦ «Петергоф»

2019 год


Сценарий

музейного мероприятия «Хлеб всему голова»

Эпиграф

  1. Форма мероприятия: Интерактивная экскурсия
  2. Дата и место проведения: по заявкам, Музей истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
  3. Кому адресовано: дошкольники, группа из 10-15 человек
  4. Организаторы: педагоги-организаторы и сотрудники музея
  5. Цели и задачи:

-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе;

-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

  1. Оформление и наглядность:

-интерьер музейной комнаты «Русская изба и стилизованные русские наряды для ведущих;

-экспонаты музея – круглый хлеб с солонкой, поднос и рушник для встречи гостей, части плуга, серп, колосья и зерна, макеты мельниц – ветряной и водяной, цеп, мука в деревянных мисках, вода в глиняных крынках, квашня, рушник, сито, деревянный совок, мутовка, хлебная лопата, тесто в виде каравая, поленья для печи, дополняющая презентация

  1. Оборудование и технические средства: экран, мультипроектор, флэшка

Ход мероприятия.

1.Введение 

1.1. Встреча группы – гостей хлебом-солью с поклоном перед музейной дверью или на крылечке учреждения. Здравствуйте, гости дорогие! Жданные, желанные, долгожданные! Отведайте нашего хлеба с солью. Каждому дается по кусочку хлеба с солью, заранее нарезанного. После этого все приглашаются в избу и садятся за большой деревенский стол. Ведущий: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали? ЭТО ХЛЕБ!!!!

1.2. Вступительное слово

В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами. Впрочем, такое предположение остается по сей день. С годами меняется жизнь, традиции и ценности, а хлеб всегда остается самой большой и главной ценностью у всех.

Среди всех продуктов питания именно хлебу всегда отводилась главная роль. Ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходятся без хлеба, ведь ни одно застолье не сможет в полной степени насытить без хлеба.

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны. Также хлебом поминали тех, кто умер. У каждого человека был свой хлеб и для каждой ситуации особенный. Однако все без исключения уверены, что хлеб - это вдохновение и жизнь. На праздничном столе именно хлебу отводилось отдельное особое место. Дорогих гостей всегда встречали красивым караваем и солью. Не каждый знает, что по традиции, каравай необходимо разломить, потом попробовать самому и раздать другим людям. Также, принимая соль на рушнике, хлеб принято целовать.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

И пришел на стол к нам хлебом.

Огромный труд вкладывают люди, прежде, чем хлеб попадает к нам на стол.

1.3. Беседа с ребятами -Скажите, а откуда берется хлеб.  (Ответ: Из магазина. А в магазин откуда приехал? Ответ: С пекарни. А в пекарне он как появился??? Ответ: из муки. А мука откуда взялась? Ответ: из зернышек. А зернышки откуда? Ответ: на поле выросли. А сами выросли или кто то посадил? Ответ: человек 

Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук..

. А давно-давно, когда в деревнях не было магазинов и пекарен, то хлеб люди выращивали сами, сами делали муку, и пекли хлеб! Давайте с вами проследим ПУТЬ ХЛЕБА – от зернышка, которое посадили в землю и до каравая, который достали из печки.

 2. Основная часть 

2.1. Просмотр презентации. 

2.2. Игра. Ведущий: «Что сначала, что потом» Разложите картинки по порядку как хлеб пришел на стол, все этапы выращивания и обработки хлеба в деревне. (дети выполняют задание)

2.3. Интерактивная экскурсия.

А теперь с помощью экспонатов музея мы превратимся в хлоборобов. Разминка со смыслом: «В землю зёрнышко попало» 

Давайте и мы с вами поиграем в зернышки, которые посеяли в поле. Каждый берет в ладошку зернышки пшеницы :

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Рассматриваем разные колосья: пшеничные, ржаные, овес.

  • Выросли колосья, зерна и готовы стать хлебом. Только надо их сначала срезать. На экране кадр жатвы. Рассматриваем серп.
  • Теперь снопы везут на место, где их будут выколачивать, чтобы зернышки отделились от соломы. На экране кадр обмолота. Рассматриваем цеп и делаем движения выколачивания.
  • Затем зерна надо собрать в мешки. Собираем зернышки в маленькие мешочки и завязываем узелочки.
  • Везут мешки на мельницу. Рассматриваем макеты мельниц и муку пшеничную и ржаную.
  • А теперь, когда готова мука, мы можем испечь хлеб? Да! На экране слайд с большим столом и подготовкой к выпечке хлеба.Берем деревянную большую миску, наливаем туда воду (если есть время и дети не устали можно воду в ведрах принести на коромысле и налить в крынку) , насыпаем муку и размешиваем. Каждый по очереди наливает немного воды и насыпает немного муки. Каждый по очереди берет мутовку и делает по 5 замесочных движений. Получаем тесто. Кладем миску в квашню. Закрываем рушником. Пусть выходится, а мы пока печь затопим.
  •  На экране слайд печи. Каждый берет по полену и кладет в печку. «Затапливается» печка.
  • А сейчас предлагаю вам попробовать себя в роли пекаря и приготовить из соленого теста- печенье, рогалики или крендельки. Но для этого вам надо помыть руки с мылом и одеть специальную одежду.

Пальчиковая гимнастика «Тесто» (сжимание пальцев в кулак)

Тесто месим, тесто мнем

Пирогов мы напечем

И с капустой и с грибами

Угостим вас пирогами

Ведущий: ребята, у вас на столах в тарелочках лежит тесто. Оно как пластилин, так же лепится и к рукам не пристает. Возьмите его и разделите его на две равные части. Одну часть оставьте в тарелочке- это будет кренделек, а вторую разделите еще на пополам- это будут бублики. (дети подходят к столам и работают с тестом. После чего ставят на поднос.)

  • Затем на стол выкладывается заранее подготовленное густое тесто в форме круглого хлеба на доске, посыпанной мукой. А дети по очереди берут в руки хлебную лопату и с помощью ведущего подсаживают хлеб на лопату и несут его в печь. Печка к этому времени освобождена от поленьев и в нее можно положить заготовку.

Молодцы дети, поработали, а теперь можно снова за стол, отдохнуть и хлеба «поесть». «Угадай на вкус». Дети закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый, пшеничный или черный, ржаной хлеб.

Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).

  • демонстрируется кукла-крупеничка и рассказывается о народном обычае осенью делать такие куклы, наполненные зерном.

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

3. Заключение Скажите, ребята, теперь вы знаете, КАК надо относиться к хлебу? С уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появился на столе.

3.1. Пословицы и поговорки

Ведущий: Ребята, мы сегодня с вами говорили о хлебе. А давайте вспомним, пословицы и поговорки о хлебе, которые сложил народ с большим уважением к этому продукту.

-Хлеба к обеду в меру бери. Он – драгоценность, им не сори. - Хлеб - всему голова.- Без хлеба – нет обеда.- Будет хлеб – будет и песня.- Без хлеба не вкусно и не сытно.- Береги хлеб для еды.- Худой обед – коль хлеба нет.

3.2. Игра с мячом «Вопрос-ответ».

Попробуем подобрать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб». Ловим мяч и даем правильный ответ на вопрос, а затем возвращаем мяч .

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Сценарий праздника для учеников 1-4-х классов "Хлеб - всему голова"

Формирование бережного отношения к хлебу....

Сценарий праздника "Хлеб - всему голова".

Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережн...

Сценарий "Хлеб - всему голова"

Праздник посвящен  хлеборобам...

Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб всему голова"

Классный час  посвящен всемирному дню хлеба, который отмечается 16 октября....

Сценарий "Хлеб-всему голова!"

Занятие "Хлеб-всему голова!" провела с учащимися в мае 2023 года с целью воспитания в детях бережного отношения к хлебу....