ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.
учебно-методическое пособие

Ивкина Наталья Владимировна
В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образовательных школах и детских школах искусств Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. За основу преподавания автор предлагает знакомство учащихся с народным календарем с помощью разработанной авторской методики, включающей в себя экспериментальную программу, наглядно-методическое пособие «Календарь народов Севера «Таль-Лун» и раздаточный материал (картинки для раскрашивания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivkina_raduzhnyy_doklad_na_iii_mezhdunarodnyy_kongress.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 39(=511.1) + 37.035.6 + 372.874

 Ивкина Наталья Владимировна  

Преподаватель МАУ ДО «Детская художественная школа»

Города Радужный ХМАО -Югры

 

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.

         В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образовательных школах и детских школах искусств Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.  За основу преподавания автор предлагает знакомство учащихся с народным календарем с помощью разработанной авторской методики, включающей в себя экспериментальную программу, наглядно-методическое пособие «Календарь народов Севера «Таль-Лун» и раздаточный материал (картинки для раскрашивания).

Ключевые слова: обские угры, народы Севера, народный календарь, традиционная культура, наглядно-методическое пособие, экспериментальная программа.

The issue on saving of the traditional heritage of  low-numbered peoples of the North through learning of their way of life, traditions and holidays on the lessons of the art, education schools and children’s art schools of the Khanty-Mansiysky AC-Yugra is discussed in the report.  The teaching methods which the author offers for the students is to  get acquainted with  the peoples’ calendar through the developed author’s method including the test program, visual teaching aids “Calendar of peoples of the North “Tal-Lun” and handout (coloring pictures).    

Key words: Ob ugrs, peoples of the North, peoples’ calendar, traditional culture, visual teaching aids, test program.

Россия – страна, в которой проживают около 190 национальностей. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является исторической родиной коренного населения, которое представлено тремя небольшими по численности народностями: ханты, манси, ненцы. Коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2 % всего населения округа (32 тыс. человек). В процентном соотношении с другими народами, проживающими в ХМАО –Югра ханты составляют 1,2 % манси — 0,7 %, ненцы — 0,1% [8].   

Общее название двух близкородственных народов ханты и манси - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра», «Югория». Так называлась в русских летописях XI—XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

У обских угров всегда существовали межэтнические связи с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами. Их культура имеет глубокие крепко сплетенные общие корни.  Жители Югры на протяжении многих веков в совершенстве владели языком природы.

 Но, к сожалению, за последнее столетие традиционное наследие малочисленных народов исчезает с катастрофической быстротой. Уже нет острой необходимости добывать себе еду охотой и рыбалкой, шить и украшать одежду из шкур животных и рыб, делать заготовки на долгие месяцы зимы. Исчезают мастера народных промыслов, утеряны многие технологии обработки и выделки природных материалов для бытового использования.

Даже одним из направлений стратегии государственной политики выбрано развитие народных промыслов в целях сохранения единого культурного пространства, как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России.

 Таким образом, достижение данных целей возможно через познание культур и традиций разных народов, особенно тех, на чьей земле мы живем. Все начинается с детства. Дети должны получать глубокие знания о культуре своего народа и народов, живущих рядом. Лишь так можно воспитать в них взаимоуважение и терпимость, которые стоят в основе мирного сосуществования многонационального общества России.

Задачей доклада является знакомство с разработанной методикой работы с детьми, опирающейся на уникальный феномен традиционной культуры коренных народов Западной Сибири – народный календарь. В нем, в отличие от современного календаря, нашли отражение как временные отрезки, так и традиционные виды бытовой деятельности.

        Народный календарь является уникальным источником информации. Из него можно почерпнуть не только сведения об особенностях традиционного времяисчисления (например, у северных народов раз в несколько лет появляется 13 месяц в году), но и выявить характерные черты разных сфер  деятельности человека, что важно в вопросе сохранения традиционных культур коренных народов Севера и Сибири. Представление о времени здесь неотделимо от представления о природе и культуре, и переходит от поколения к поколению, в основном, в устной форме. Такая особенность объясняется неразрывностью традиционной культуры и быта с временем года и легла в основу данной методики.    

Разработанная методика включает в себя:

1.  Авторскую образовательную программу дополнительного образования для учащихся Детской художественной школы «Приобщение школьников к национальной культуре коренных народов Севера через изучение их народного календаря» по предмету прикладная композиция (с учетом ФГТ).

 (Приложение 1).

2. Наглядно – методическое пособие «КАЛЕНДАРЬ НАРОДОВ СЕВЕРА «ТАЛЬ ЛУН» (ил.1).

3. Книжку-раскраску по мотивам календаря народов Севера «Таль –Лун».

Все три разработки взаимосвязаны между собою (ил.2)

Программа знакомит подрастающее поколение с традиционной культурой коренных малочисленных народов Севера и Сибири посредством изучения народного календаря.

Ее актуальность в том, что назрела необходимость систематизации методики преподавания национального компонента в детских художественных школах ХМАО-Югры.

Основные задачи программы:

  1. Понимание значения природы в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.
  2. Воспитание эстетического отношения к национальной культуре коренных народов Севера.
  3. Развитие способности искать, думать, фантазировать, пользоваться такими понятиями, как, композиция, образ, знак.

  Результаты:

  1. Через изучение народного календаря северных народов учащиеся получают систематизированные и расширенные знания о жизни и быте обских угров, их рисунки более содержательны (ил.3, 4).  
  2. Развивается ассоциативное и пространственное мышление;
  3.  Создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы в повседневной жизни.
  4. Активное участие в выставочной деятельности, развивающее творческий потенциал детей (ил.5, 6, 7, 8, 9, 10).

У каждого народа существует народный календарь и данную программу можно будет адаптировать и применять на практике в разных регионах России и других странах, опираясь на культуру коренного народа.

При апробации программы возникла необходимость в разработке наглядного иллюстративного материала. Данный пробел решено было восполнить авторскими работами. При создании иллюстраций понадобилась  точность в изображении костюма и орнамента (каждый орнамент имеет определенное народное название),  название определенного календарного периода на языке коренного населения (в разных источниках они отличны). Для этого в работе были использованы труды таких авторов-исследователей как Т.А. Молданова «Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис», И.Н. Полынская «Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства,  А.В. Головнев  «Экологический календарь [хантов, селькупов]»  и другие [1-5,7,9].

 Из иллюстраций, рисуемых как наглядный материал к занятиям, разработано Наглядно-методическое пособие «КАЛЕНДАРЬ НАРОДОВ СЕВЕРА «ТАЛЬ ЛУН», которое было опубликовано при поддержке Депутата Думы ХМАО-Югра С.С. Великого и директора детской художественной школы города Радужный Г.Г. Салина.  В пособии наглядный материал в виде иллюстраций дополнен информацией о каждом календарном периоде.

В настоящее время наглядно-методическое пособие применяется педагогами детской художественной школы города Радужный ХМАО-Югра на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уже есть положительные результаты. Работы учащихся успешно принимают активное участие в выставках, что подтверждено грамотами и дипломами.  

После презентации готового продукта многие образовательные учреждения города обратились за методической помощью и рекомендациями.  Пособие применяется не только в стенах художественной школы, но и используется в работе педагогами общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Так, например, в МБОУ СОШ №8 ученики под руководством О.А. Еделькиной создали по мотивам наглядно-методического пособия 3Д картины в технике «папертоль» (ил. 11, 12). В 2017 году в Эколого-этнографическом музее города прошла выставка этих работ (ил. 13).

Для охвата более широкой аудитории была создана передвижная выставка авторских работ  «КАЛЕНДАРЬ НАРОДОВ СЕВЕРА «ТАЛЬ-ЛУН», которая экспонировалась в Эколого-этнографическом музее, дошкольных учреждениях (ил.14, 15) и общеобразовательных школах города Радужный (ил.16).

В ходе работы выставки воспитанники детских садов и общеобразовательных школ города посредством знакомства с народным календарем глубже узнали культуру коренных малочисленных народов Севера. Ребята с большим интересом и любопытством рассматривали иллюстрации, выполненные автором в смешанной технике (акварель и гелевые ручки).

Экспериментальная программа может быть адаптирована и для таких школьных предметов, как «Окружающий мир». Для детей, не умеющих хорошо рисовать, на основе наглядно-методического пособия, разработаны картинки, вошедшие  в книжку-раскраску по мотивам календаря народов Севера «Таль –Лун».

Дети – это та аудитория, которая впитывает в себя все с благодарностью. Именно в период становления личности закладываются главные жизненные ценности. И именно педагоги несут большую часть ответственности перед будущими поколениями за то, каким будет наше общество.

 

Список литературы и источников

  1. Головнев, А. Январь-февраль : экологический календарь [хантов] / А. Головнев // Северные просторы. – 1991. - № 38 (февр.). – С. 32, 33.
  2. Головнев, А. Март-апрель : экологический календарь [хантов] / А. Головнев // Северные просторы. – 1991. - № 40 (апр.). – С. 21, 22.
  3. Головнев, А. Май-июнь : экологический календарь [хантов] / А. Головнев // Северные просторы. – 1991. - № 42 (июнь). – С. 38, 39.
  4. Головнев, А. Ханты : июль-август : [экологический календарь хантов] / А. Головнев // Северные просторы. – 1991. - № 44 (авг.). – С. 44, 45.
  5. Головнев, А. Ханты : сентябрь-октябрь : [экологический календарь хантов] / А. Головнев // Северные просторы. – 1991. - № 46 (окт.). – С. 24, 25.
  6. Кулемзин, В. М. Знакомьтесь: ханты / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина ; отв. ред. В. И. Молодин ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Объед. ин-т истории, филологии и философии, Том. гос. ун-т, Проблем. науч.-исслед. лаб. истории, археологии и этнографии Сибири, М-во науки, высш. шк. и техн. политики Рос. Федерации. - Новосибирск : Наука, 1992. - 134 с.
  7. Молданова, Т. А. Орнамент хантов казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т. А. Молданова ; [ответственный редактор Н. В. Лукина] ; Комитет по делам малочисленных народов Севера Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, Научно-исследовательский институт возрождения обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа, Томский государственный университет. - Томск : Издательство ТГУ, 1999. - 260 с.
  8. Общие сведения об округе // Ханты-Мансийский автономный округ – Югра [Электронный ресурс] : единый официальный сайт государственных органов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/obshchie-svedeniya-ob-okruge/ (дата обращения: 13.10.2017).
  9. Полынская, И. Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства : учеб.-метод. пособие / И. Н. Полынская. - Нижневартовск : Изд-во НГПИ, 2001. - 149 с.
  10.  Природный календарь ханты и манси // Централизованная библиотечная система г. Сургута [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://slib.ru/prirodnyj-kalendar-khanty-i-mansi (дата обращения: 13.10.2017).
  11.  Тоноян, М. Н. Календарные названия в хантыйском и селькупском языках – фреймовая система: обсуждение теоретических аспектов / М. Н. Тоноян // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 9. – С. 146-149.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» ГОРОДА РАДУЖНЫЙ ХМАО-ЮГРА

РАССМОТРЕНО         УТВЕРЖДАЮ

Протоколом педагогического совета        Директор МАУ ДО «ДХШ»

№ 01  от   02.09.2015г.        _________________Салин Г. Г.

        Приказ №51/1  

        От 14.09.2015г.

Авторская образовательная программа дополнительного образования для учащихся ДШХ

«Приобщение школьников к национальной культуре коренных народов Севера через изучение их народного календаря» по предмету прикладная композиция (с учетом ФГТ).

Срок реализации 1 год

Автор

   Ивкина Наталья Владимировна  

                                                                         

Преподаватель  

 

   МАУ ДО «ДХШ» города Радужный, ХМАО-Югра      

 

 

Радужный ХМАО-Югра

2015г.

Пояснительная записка.

         Программа разработана для занятий в  ДХШ Ханты-Мансийского АО - Югра, где коренными жителями являются малочисленные народы: ханты, манси, ненцы. Их численность (по данным на 2013 год) составляет около 30 тысяч человек. Их культура имеет глубокие корни, Обские угры (единое название малочисленных народов территории Югры) в совершенстве владели языком природы, и их собственное миропонимание основывалось на ее образах. Россия – страна, в которой проживают около 190 национальностей. И в воспитании подрастающего поколения должны быть приоритетными такие цели как развитие чувства патриотизма и толерантности. Достижение таких целей возможно через познание культур и традиций разных народов, особенно тех, на чьей земле мы живем. Дети должны иметь глубокие знания о культуре своего народа и народов, живущих рядом. Лишь так можно воспитать в них взаимоуважение и терпимость, которые стоят в основе мирного сосуществования.

        Традиционный календарь является уникальным источником информации. Из него можно почерпнуть не только сведения об особенностях традиционного времяисчисления, но и выявить характерные черты разных сфер деятельности членов традиционного общества, что важно в вопросе сохранения традиционных культур коренных народов Севера и Сибири. Традиционный календарь является одним из ярких воплощений гибкости и высокой степени адаптивности, свойственных традиционным культурам коренных народов, их культуротворческой деятельности, оказываясь при этом и выражением этнической специфики менталитета этих народов.

       Одним из важнейших свойств традиционной культуры является синкретизм, то есть первоначальная неразделенность, взаимосвязанность её элементов, что находит свое отражение и в традиционном календаре, а в частности, в том, что представление о времени здесь неотделимо от представления о пространстве природы и культуры, пространстве человеческой жизнедеятельности.

      Традиционный календарь может быть определен, как исторически сформировавшаяся в этническом сознании целостная система представлений о пространственно-временной организации природы, определяющая содержание и особенности осуществления человеческой деятельности в её материальном, духовном и социальном измерениях, и транслируемая от поколения к поколению в основном в устной форме.

В нём, в отличие от современного календаря, нашли отражение как временные, так и пространственные представления народов. Такая особенность, объясняемая синкретизмом традиционной культуры, может быть положена в основу исследования данного явления. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь с учетом пространственного мышления. Данная программа   тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, композиции (станковой), лепке и по летней учебной практике (пленэру).

Цели:

-  знакомство с уникальным феноменом традиционной культуры коренных народов Западной Сибири – традиционный календарь;

- формирование у детей навыков исследовательской работы с новым для них информационным материалом;

-  понимание художественной культуры, как

неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи данной программы:

Обучающие:

- научить понимать значения природы в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.

- формировать стойкий интерес к художественной деятельности;

-  обучить творчески использовать полученные умения и практические

навыки.

  Развивающие:

- пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному

творчеству;

- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого

ребенка;

- формировать творческое отношение к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию, пространственное

воображение.

Воспитательные

 - воспитывать эстетическое отношение к национальной культуре коренных народов Севера;

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.

Актуальность.

       Народный календарь является уникальным источником информации. Из него можно почерпнуть не только сведения об особенностях традиционного времяисчисления (например, у северных народов раз в несколько лет появляется 13 месяц в году), но и выявить характерные черты разных сфер деятельности человека, что важно в вопросе сохранения традиционных культур коренных народов Севера и Сибири.

Срок реализации программы:

       Курс занятий рассчитан на 1 учебный год и предлагается распределить таким образом, что каждый месяц будет знакомить учащихся с культурными традициями, обрядами и праздниками, а также с деятельностью в быту в данный отрезок времени. Количество занятий может варьироваться в зависимости от построения всего учебного плана по предмету, с опорой на используемую педагогом программу.  

Возраст учащихся: программа может применяться как в младших группах для детей 9-11 лет, и в старших группах для учащихся 12-14 лет.

Режим занятий: согласно учебному плану ДХШ.

Направленность данной программы:
1. Активное восприятие образов для изображения через познавательную деятельность, зрительный ряд и т.п.
2. Образование представления о воспринятом предмете(образе).

3.Развитие художественно-творческих способностей, объемно -пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, художественного вкуса.
3. Реализация этого замысла - на изобразительной плоскости при помощи технических средств. И в первую очередь - способность к реализации замысла посредством использования изобразительных средств выражения и нетрадиционных  изобразительных техник.

Художественный образ создаётся только тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на ребенка, когда маленький творец включает свой "внутренний слух", пытается перевести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок и линий.  

Для этого необходимы следующие методы обучения: 

1.Объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических

пособий, иллюстраций фото и репродукционного материала, анимационные фильмы и видео-уроки);  

2.Частично-поисковые (самостоятельная поисковая работа учащихся в интернете, прослушивание музыкальных произведений и аудиокниг и т.п.);  

3.Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  

4.Исследовательские (необходимо так же тесное общение с наследием обских угров, хранимом в этнографических музеях нашего региона (экскурсии, беседы)).

Формы работы:

  1. Теоретические и практические занятия: экскурсии, видеоуроки, зарисовки с натуры и по представлению, создание тематических композиций на основе накопленных знаний.
  2. Выставки детских работ один раз в полугодие.
  3. Участие в различных городских, региональных и международных выставках.

Ожидаемые результаты

  1. Через изучение национального календаря северных народов учащиеся получат более глубокие и расширенные знания о жизни и быте обских угров, их рисунки должны стать более содержательны.  
  2. Развитие ассоциативного и пространственного  мышления, должны обеспечить достижение высоких результатов;
  3.  Создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества в повседневной жизни.
  4. Активное участие в выставочной деятельности, которое должно развивать творческий потенциал детей.

Основная часть

        Календарные обозначения для западносибирских народов были связаны не столько с конкретными датами, сколько с природными явлениями, которые свидетельствовали о наступлении благоприятных или наоборот неподходящих для того или иного рода занятий периода. Данная специфика проявилась и в том, что традиционные календарные системы не отличались постоянством и единством названий, так у обских угров даже представители одного рода иногда обозначали временные отрезки разными названиями, и время их наступления варьировалось в зависимости от погоды конкретного периода.

   В календарных наименованиях коренных народов Западной Сибири исследователями выделяются три основные темы: фенологические (природные) явления; хозяйственные занятия и мировоззренческие представления. В названиях месяцев фиксировались следующие события: появление кровососущих насекомых («оводов», «комариный», «когда мошка сосет»); прилет, отлет и линьку птиц – «орлиный», «вороний», «гусиный» месяцы, «прилета орла», «лебедя»,«утки», «линьки птиц»; ход и нерест рыбы (месяцы «рыбы», «ходовой рыбы», «морской рыбы», «рыба идет», «нельмы», «осетра»,«рыба мечет икру», «лова рыбы», «запоры ставят»); гон и отел диких и домашних оленей (месяцы «оленя-самца», «домашнего оленя», «отела оленей», «первых телят»); с охотой (месяцы «сохатого», «охоты», «бурундука», «в лес уходят», «песца», «охоты на дикого оленя», «белкования»); цветение и сбор ягод (месяцы «ягода цветет», «ягоду собирать»).

       Важной особенностью традиционной календарной системы коренных народов Западной Сибири является также то, что в ней практически отсутствовало летоисчисление. Так, например, определение возраста не имело значения, они всегда исходили из какого-либо определенного события, оставившего след в жизни данной группы или семьи, например, – время последней эпидемии, день, когда был убит олень необычной масти, или чья-либо смерть. Северные народы также не вели счет людским годам и не праздновали дней рождения, а даты определяли по знаменательным событиям: «за два года до последней мандалады (восстания)», «в год прихода на Юрибей белого медведя», «во время войны с немцами» и т. д.

      Деление года на сезоны основывалось на видимых природно-климатических явлениях.  Солнечный год в хантыйском календаре состоял из четырех сезонов: лета (лун, лунг, сум, сунг, тон, монь), осени (согос, соус, сус, тон сугысь, сухусь), зимы (таль, тулъту, тулих) и весны (тал, телег, тов, тови, того, тав, тавы, тавэн). 

 Гибкостью и подвижностью отличалось в традиционных календарях начало года – основной точки отсчёта годового цикла. В большинстве случаев у манси и хантов за начало года принималась весна и (или) осень (при двухгодичном летоисчислении ритуально отмечались два новых года). Начало года-лета обычно связывалось с наступлением весеннего равноденствия, прекращением зимней пушной охоты, переездом из зимних поселений (таль-коот) в весенние (тавы-коот).

        Время у восточных хантов измерялось по тому, как готовилась пища: «котел» – самая короткая мера времени в их календаре, также различались «закипание котла с чаем» – кратчайший срок, «варка в котле мороженой рыбы» – более длительный и «варка еды в двух котлах» – самый длительный. Короткий отрезок (миг) тоже соотносился с очагом и назывался тут иты манол – «время, за которое гаснет искра» (по записям А. В. Головнева).            

       Как видно из материалов, свойственные коренным народам Западной Сибири традиционные календарные представления, прежде всего, были связаны с непосредственно наблюдаемыми и неизменно повторяющимися событиями и процессами, которые оказывали влияние на ритм жизни человека, а также с природно-климатическими явлениями. При этом год, как наиболее длительный период времени представлялся циклом природных явлений и процессов, оказывавших непосредственное влияние на среду проживания этнических обществ, которые, в свою очередь, определяли хозяйственный тип и связанный с ним род деятельности ее представителей.

 При исследовании традиционных календарей коренных народов Западной Сибири как отражения хронотопа этнической культуры, выявляется, что в них запечатлены не только абстрактные представления о времени, но и элементы, характеризующие особенности традиционного природопользования и хозяйственной деятельности на — селения данного региона.

Тема

Количество часов

всего

аудиторных часов

теория

практика

самостоятельная работа

1.

Урок – введение (видео-урок, урок – экскурсия).  

3

3

-

1

2.

Август- «месяц пойменных озер».

3

1

2

1

 3.

 Осенние месяцы. Сентябрь  -  «валэкюх тылыс»  - месяц  оголившихся деревьев или «месяц щокура».  

3

1

2

1

4.

  Октябрь - « Ай таха потты тылыщ» - месяц замерзания малых рек или «зверей осенних месяц».  

3

1

2

1

5.

Ноябрь – «ас потты тылыщ» - месяц застывания Оби, «месяц ледостава», «месяц потери рогов оленями».  

3

1

2

1

6.

Создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных об осенних календарных месяцах и традиционных видах деятельности хантов для данного сезона

15

15

1

7.

Декабрь - «ван хатл тылыщ» - коротких дней месяц, «месяц длинных ночей», «месяц большой темноты»  - самый холодный и темный месяц в году.  

3

1

2

1

8.

Январь – «инк-хальты тылыщ»  - «замор рек» и   (иногда январь именуется  лахэт-морэт тылыщ – топорище ломающим месяцем

6

1

5

1

9.

 Февраль – «рохпэн-курык тылыщ» – плута-орла месяц.

3

1

2

1

10

Создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о   зимних календарных месяцах и традиционных видах деятельности хантов для данного сезона.

15

15

1

11

Март – «ай-кер тылыщ» – месяц малого наста (на поверхности снега появлялась тонкая  ледяная корка) или «сэр-курык тылыщ» – месяц настоящего орла. Пора весеннего равноденствия.  

3

1

2

1

12

Апрель назывался «вурны тылыщ»  - месяцем вороны, открывался он Вурны хатль – Вороньим праздником.

3

1

2

1

13

Май у хантов называется «тлонты васы тылыщ  (месяц прилета уток-гусей). У оленеводов  май назывался «пеше(кэлан) омыты тылыщ»  

3

1

2

1

14

Создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о    весенних календарных месяцах и традиционных видах деятельности хантов для данного сезона.

15

15

1

15

Июнь - «инк той тылыщ» (месяц высокой воды).  

3

1

2

1

16

Июль-август – «сунг» - означает «одухотворенность», господство на земле добрых (верхних, теплых) сил.  

6

1

5

1

17

Создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о летних календарных месяцах и традиционных видах деятельности хантов для данного сезона.

15

15

1

        

102

15

87

17

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

1.Урок – введение (видео-урок, урок – экскурсия).

Обзорная информация по годовому календарю хантов, его периодам, понятиям о времени и т.п.).

Самостоятельная работа: просмотр фотографий с изображением быта обских угров.

2.Август- «месяц пойменных озер». 

Торжество, посвященное переходу жизни на «темную сторону», называемое Сун-кутоп хатль (день середины лета). Традиционные виды деятельности обских угров в августе.

Практическая работа: зарисовки людей в национальном костюме. изучение мужской и женской летней одежды.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением традиционных видов деятельности обских угров в августе.

3.Осенние месяцы. 

Сентябрь -  «валэкюх тылыс»  - месяц  оголившихся деревьев или «месяцем щокура». Деятельность хантов – рыбаков, хантов – оленеводов в сентябре.

Практическая работа: Зарисовки оленей, рыбацких лодок, охотников и рыбаков в движении в национальной одежде.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением

деятельности рыбаков, оленеводов в сентябре.

4. Осенние месяцы.

  Октябрь - « Ай таха потты тылыщ» - месяц замерзания малых рек или «зверей осенних месяц». Начало  нового года  у хантов  – поры «большой осени» или «малой зимы».

Практическая работа: Зарисовки людей в теплой национальной одежде.

Самостоятельная работа:   просмотр  иллюстраций с  изображением осенней природы Севера, изменением окраса птиц и животных и т.п.

5. Осенние месяцы.

Ноябрь – «ас потты тылыщ» - месяц застывания Оби, «месяц ледостава», «месяц потери рогов оленями». Начало большой зимы   В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осеннее - зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство с холодом.

Практическая работа: зарисовки предметов быта, и интерьера зимнего жилища.

Самостоятельная работа: изучение национального зимнего жилища коренных народов Севера.

6. Самостоятельная практическая работа: создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных об осенних календарных месяцах и традиционных видах деятельности обских угров для данного сезона.

 

7. Зимние месяцы. Декабрь - «ван хатл тылыщ» - коротких дней месяц, «месяц длинных ночей», «месяц большой темноты» - самый холодный и темный месяц в году.  Знакомство с зимними видами деятельности мужчин и женщин, Знакомство с орнаментами обских угров и их смысловым значением.

Практическая работа: наброски и зарисовки бытовых сценок в интерьере.

Самостоятельная работа: знакомство с игрушками детей.

8. Зимние месяцы. Январь – «инк-хальты тылыщ»  - «замор рек» и   (иногда январь именуется  лахэт-морэт тылыщ – топорище ломающим месяцем).  В это время проводился Медвежий праздник. Время ярмарок. Знакомство с обрядами медвежьего праздника.

Практическая работа: зарисовки по воображению.

Самостоятельная работа: знакомство с фольклорным эпосом медвежьего праздника.

9. Зимние месяцы. Февраль – «рохпэн-курык тылыщ» – плута-орла месяц. С начала месяца промысловики со своими семьями отправлялись на весеннюю охоту, продолжавшуюся до марта – апреля. Знакомство с временным переносным жилищем – ярангой.

 Практическая работа: Зарисовки кочевых сценок.

Самостоятельная работа: просмотр фотографий переносных жилищ и предметов быта обских угров.

10. Самостоятельная практическая работа: создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о   зимних календарных месяцах и традиционных видах деятельности коренных народов Севера  для данного сезона.

11. Весенние месяцы. Март – «ай-кер тылыщ» – месяц малого наста (на поверхности снега появлялась тонкая  ледяная корка) или «сэр-курык тылыщ» – месяц настоящего орла. Пора весеннего равноденствия. Оканчивался сезон охоты на пушного зверя. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами – использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей.

Практическая работа: зарисовки людей в движении, занятых промысловыми видами деятельности.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением

деятельности рыбаков весной.

12. Весенние месяцы. Апрель назывался «вурны тылыщ»  - месяцем вороны, открывался он Вурны хатль – Вороньим праздником. Ворона почиталась как вестник весны. Знакомство с обрядами Вороньего праздника.

Практическая работа: зарисовки людей в праздничных костюмах.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением

людей в праздничных костюмах.

13. Весенние месяцы. Май у обских угров назывался «тлонты васы тылыщ  (месяц прилета уток-гусей). У оленеводов май назывался «пеше(кэлан) омыты тылыщ» - месяц рождения телят.

Практическая работа: Зарисовки оленеводов с животными.

Самостоятельная работа просмотр иллюстраций с изображением оленей в движении. 

14. Самостоятельная практическая работа: создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о    весенних календарных месяцах и традиционных видах деятельности обских угров для данного сезона.

15. Летние месяцы. Июнь - «инк той тылыщ» (месяц высокой воды). В мифологии смена мая июнем соответствовала огненному (солнечному) сочетанию Неба и Земли. Часто июнь назывался «ай-вар ике» -месяцем малых запоров. В это время необходимо было «запереть» реки городьбой, чтобы не дать рыбе скатиться в нижнее течение. В июне сургутские ханты, владевшие небольшими стадами оленей, строили добротные оленьи избы (вэли кот) или разводили открытые дымокуры.

Практическая работа: Зарисовки и наброски людей, занятых традиционными видами деятельности.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением людей, занимающихся традиционными видами деятельности в летний период.

16. Летние месяцы. Июль-август отличались умиротворенностью, отсутствием противоборства человека с природными стихиями. Само название этого времени – «сунг» - означает «одухотворенность», господство на земле добрых (верхних, теплых) сил. Время посвящалось восстановлению жизненных сил. Знакомство с традиционными занятиями обских угров в летний период - сооружению жилищ и хозяйственных построек, заготовкам пищевых запасов. 

Практическая работа: зарисовки бытовых сцен.

Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением людей, занимающихся традиционными видами деятельности в летний период.

17. Самостоятельная практическая работа: создание сюжетной станковой композиции на основе знаний, полученных о летних календарных месяцах и традиционных видах деятельности коренных народов Севера для данного сезона.

Список  литературы и источников

  1. Головнев А.В. Экологический календарь [хантов, селькупов]

 Северные просторы, 1991. № 2, 4, 6, 8, 10, 12; 1993. № 1-12.

  1.  Календарь народов ханты и манси. Электронная централизованная  библиотечная  система города Сургута.
  2. Калинина  Л. И. Материалы по топонимике и языку коренного населения (ханты) Васюгана №1 https://cyberleninka.ru/article/n/kalendarnye-nazvaniya-v-hantyyskom-i-selkupskom-yazykah-freymovaya-sistema-obsuzhdenie-teoreticheskih-aspektov 
  3. Конаков Н. Д. Календарная символика уральского язычества. Сыктывкар, 1990 https://slovar.wikireading.ru/66547
  4. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. «Знакомьтесь: ханты», Новосибирск, Наука, 1991г. http://www.twirpx.com/file/1269101/
  5. Лезова С. В. «Жилище северных селькупов»//Экспериментальная археология». Тобольск,1991 г.
  6. Молданова. Т.А. «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис». Издательство Томского университета. Томск 1999 г.
  7. Полынская И. Н. учебно-методическое пособие «Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства. Нижневартовск. Издательство Нижневартовского педагогического института. 2001г.

  Я гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

                   «_____»_____________________20__г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность"

Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель,способы, методы,направленные на достижение общего ре...

Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»

Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».

   Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...

«Традиции и культура коренных народов Севера»

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...