Из опыта работы по теме "Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность"
статья на тему

Салиндер Елена Николаевна

Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель,способы, методы,направленные на достижение общего результата деятельности. В школе-интернате складывается собственная система организации проектно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей воспитанников от воспитательных мероприятий до выполнения исследовательских проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salinder_organizatsiya_issledovatelskoy.docx909.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Районный заочный семинар

«Организация исследовательской, проектной деятельности

обучающихся и воспитанников»

Опыт работы по теме

«Изучение и сохранение традиций народов Севера

через проектно-исследовательскую деятельность»

           

               

                                                         Автор: Салиндер Е.Н., воспитатель

2014 г.        

          Основная миссия системы  образования заключается в создании условий для успешной социализации воспитанника, для его всестороннего развития, саморазвития и самоопределения.  Я, как воспитатель, уделяю  большое внимание   развитию и совершенствованию проектной, исследовательской работы воспитанников интерната. Моя цель – помочь воспитанникам  получить необходимые знания и умения по организации своей исследовательской деятельности.  Ведь главное в организации данной деятельности – научить ребенка определенным алгоритмам построения исследовательской работы и требованиям к ее оформлению, а потом данные знания воспитанник  сможет использовать в творческой работе любой тематики и сложности.

    Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель проектно-исследовательского обучения – формирование  у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.   Ребенок – исследователь по своей природе.

      Первая трудность, с которой я столкнулась  при организации работы с детьми    по исследовательской деятельности – это критерии значимости учебных проблем: какую тему выбрать? На что в первую очередь обратить внимание? И пришла к выводу,  что тема должна:

  • соответствовать потребностям и интересам воспитанников;
  • быть достаточно серьезной, чтобы заинтересовать весь коллектив;
  • допускать разные способы решения;
  • отвечать возрастным особенностям детей.

       Воспитанники должны помнить, что их исследования – это лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки, что главная заслуга в этом, конечно, их воспитателей. Слова “Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник” для нас, воспитателей, работающих в направлении образования через науку, актуальны. Они означают что, обучая детей, мы учимся сами. Цель педагога - руководителя заключается в развитии интеллектуальных способностей воспитанников через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта в выполнении учебно-поисковых работ, приобретении уверенности в своих силах.

    В школе-интернате складывается собственная система организации исследовательской, проектной деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей воспитанников  от  воспитательных мероприятий до выполнения исследовательских проектов. Создается образовательная  среда через:

  • работу предметных кружков;
  • специальную подготовку к олимпиадам различного уровня;
  • индивидуальные и групповые  работы  воспитанников по подготовке исследовательских проектов;
  • работу  творческих мастерских.

     Воспитательная деятельность в интернате планируется по следующим направлениям: «Мы вместе», «Надежда Ямала», «Мой выбор», «Традиции школы мы свято храним», «В 21веке быть здоровым - здорово!», «Мой труд вливается в труд моей страны», «Интернат наш дом – мы хозяева в нём».  

     В своей работе особое внимание уделяю направлению  «Надежда Ямала».  Работая по данному направлению,  прививаю воспитанникам любовь к малой родине и Отечеству,  способствую формированию патриотических чувств на основе исторических ценностей, воспитываю  личность гражданина – патриота Родины  через реализацию проектов, исследовательской деятельности детей.

    В 2013-2014 учебном году нами был реализован социальный проект «Сохраним традиции наших предков». Цель  данного проекта:  способствовать сохранению и развитию национальной культуры коренных народов Севера. В рамках проекта проводились следующие мероприятия:

  • Исследовательские работы воспитанников: «Забытые игры жителей тундры» (Лар Олег, воспитанник 2 семьи); «Традиционные блюда из оленины» (Пуйко Василиса, воспитанница 2 семьи); «Фольклор моего народа» (Пуйко Венера, воспитанница 2 семьи).
  • КТД «Мы родом из тундры».
  • Праздник День оленевода.
  • Акция «Подари игрушку детства».

   Работая с детьми по развитию исследовательской, проектной деятельности,  перед собой ставлю следующие  задачи:

  • раскрыть интересы и склонности воспитанников  к проектной и  проблемно-поисковой деятельности;
  • формировать  систему  научных взглядов воспитанников;
  • выявить  познавательные  интересы.

Исследовательские работы воспитанников были направлены на изучение традиций и  культуры коренных народов Севера.

        Лар Олег, воспитанник 2 семьи,  в своей работе «Забытые игры жителей тундры»  выдвинул  гипотезу,   что за последние десятилетия национальные игры  претерпели заметные изменения: их стали вытеснять сотовые телефоны, компьютеры, планшеты, айпады…   В ходе запланированной работы он  поставил перед собой цель:  1) изучить забытые ненецкие, хантыйские игры, 2) выяснить их воспитательную ценность, 3) сделать эти игры популярными среди ровесников.

     В процессе работы изучил литературу  по данной теме, провел анкетирование среди сверстников, собрал необходимый материал, опросив старожилов-тундровиков. В своих исследованиях он доказал, что  национальные игры   оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей, игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества.

     Итогом работы стал сборник «Ханзер" маня" сянакува"».

     Сама природа исследования требует от воспитателя  принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. С первых дней работы с детьми забочусь о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными, самостоятельными.       Вместе со своими воспитанниками мы решили  доказать, что поговорки и пословицы являются словесно-образным познанием, отражением действительности ненецкого народа. При изучении фольклора дети читали литературные произведения, собирали информацию у старожилов поселка. Воспитанники в сравнении познавали ненецкие и русские пословицы. Выяснили, что ненецкая пословица «Песец сам в мешок не полезет» соответствует русской «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».  Мы с воспитанницей  Пуйко Венерой, работая над проектом «Фольклор моего народа»  доказали, что фольклор существует не только в жанре сказок, песен, легенд, но и поговорки, и пословицы также занимают ведущую роль в устном ненецком творчестве. Опросив местных жителей, носителей языка, мы убедились, что фольклор связан с бытом, укладом жизни жителей тундры. Ведь фольклор – это многовековая народная мудрость. Знакомясь с  фольклором, мы усваиваем опыт наших предков.  В завершении работы по  данному направлению мы с детьми  самостоятельно провели следующие мероприятия: «Ямальский калейдоскоп», «Творчество наших земляков-фольклористов», «При солнышке тепло, при матери  добро».

      При организации  таких мероприятий у воспитанников  формируются организационные умения:  они учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов каждого обучающегося;  например, оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

      Пуйко Василисой, воспитанницей 2 семьи, выполнена исследовательская работа  «Традиционные блюда из оленины».   Цель данной работы: изучить   приготовление блюд из оленьего мяса, научиться и научить  беречь и ценить свое здоровье. В ходе работы над проектом было проведено анкетирование среди воспитателей, родителей (анкета «Блюда из оленины»), изучила литературу о полезных свойствах оленины.

       Материалы  исследовательских  работ нашли практическое применение в праздновании   Дня оленевода, в КТД «Мы родом из тундры», в которых приняли активное участие родители, приехавшие из тундры. У воспитанников и обучающихся школы-интерната  появилась возможность глубже соприкоснуться с  традициями и обычаями своего народа.    В ходе мероприятий были организованы игровые площадки с национальными играми, творческие мастерские, конкурс национальных блюд, конкурс на лучшую национальную одежду, чаепитие в чуме.

        Знания, полученные в процессе  исследовательской деятельности, имели конечный положительный результат: воспитанники самостоятельно организовывали и  проводили национальные игры, конкурсы.

        Считаю,  что успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество воспитателя, воспитанника и родителя.

     Исследовательская деятельность, в которой участвуют мои воспитанники, позволяют проявиться их талантам, творческой индивидуальности, которые помогут им в профессиональной ориентации.

     Хочется отметить, что наблюдается динамика роста участия воспитанников 2 семьи в исследовательской работе в институциональном уровне.

   Наш успех – один на всех! Это замечательно, когда все чувствуют себя способными, самостоятельными и в мыслях, и в действиях.

                                                                                                            Приложение 1

 E:\Новая папка\SDC13125.JPGE:\Новая папка\DSCF2834.JPG      F:\фото интерн\P1040938.JPGC:\Users\User\Documents\Самоподготовка\Фото 2013\День оленевода\DSCF2814.JPGC:\Users\User\Documents\Самоподготовка\Фото 2013\2014.04.4 День оленевода\Фото Н.А\DSC_0418.JPGF:\DCIM\101MSDCF\DSC03096.JPGF:\фото интерн\фото-игры\P1040868.JPGF:\DCIM\101MSDCF\DSC03100.JPG