Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности и театрализованного досуга обучающихся
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Ежова Татьяна Юрьевна

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

В данной методической работе и в образовательной среде актуальными являются такие вопросы как организация внеурочной деятельности и детского интеллектуального досуга, создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, их самоутверждения, открытие перспектив для будущего развития личности.

 

Название методического материала

Как один из способов раскрытия этих вопросов предлагаю рассмотреть сценарий театрализованного мероприятия на тему: «Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся», суть которого заключается в том, чтобы силами заинтересованных обучающихся и педагогов школы создать театрализовано-игровое пространство для организации театрализованного досуга школьников (далее, Квест).

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

 

Описание и использование в педагогической практике (цели и задачи)

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей, создать театрализовано-игровое пространство для организации театрализованного досуга школьников.

Таким образом, «Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся», позволяет решить следующие задачи:

  • образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);
  • развивающую - развитие творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
  • воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Следовательно, использование квестов позволяет расширить рамки образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 523

Колпинского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка в номинации:

«Сценарий театрализованного мероприятия»

на тему:

«Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности и театрализованного досуга обучающихся»

ВЫПОЛНИЛА: Ежова Татьяна Юрьевна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2019 г.

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться!

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

В данной методической работе и в образовательной среде актуальными являются такие вопросы как организация внеурочной деятельности и детского интеллектуального досуга, создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, их самоутверждения, открытие перспектив для будущего развития личности.

Название методического материала

Как один из способов раскрытия этих вопросов предлагаю рассмотреть сценарий театрализованного мероприятия на тему: «Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся», суть которого заключается в том, чтобы силами заинтересованных обучающихся и педагогов школы создать театрализовано-игровое пространство для организации театрализованного досуга школьников (далее, Квест).

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Описание и использование в педагогической практике (цели и задачи)

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей, создать театрализовано-игровое пространство для организации театрализованного досуга школьников.

Таким образом, «Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся», позволяет решить следующие задачи:

  • образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);
  • развивающую - развитие творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
  • воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Следовательно, использование квестов позволяет расширить рамки образовательного пространства.

Направленность школьного квеста на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей

Направленность достигается решением следующих задач:

  1. выявление и объединение творческой молодежи;
  2. организация практико-ориентированной деятельности учащихся путем привлечения их на добровольной основе к разработке и созданию театрализовано-игрового пространства;
  3. использование театрализовано-игрового игрового пространства для организации интеллектуального досуга обучающихся, не задействованных в его разработке и создании.

Решение первой задачи включает в себя проведение информационных встреч со школьниками, работу с агитационными материалами (рекламный стенд, объявления и т.д.), объединение заинтересовавшейся молодежи в рамках школьного клуба, что открывает возможности для развития самоуправления детей, общения со сверстниками, формирования нравственных качеств, неформального общения педагогов и воспитанников.

Решение второй задачи подразумевает:

  • выбор тематики квеста,
  • разработку проектов интеллектуальных заданий театрализовано-игрового пространства и их реализацию,
  • оформление театрализовано-игрового пространства.

Разработка проектов интеллектуальных заданий позволяет раскрывать творческие способности и интересы обучающихся. При реализации проектов заданий требуется более углубленное изучение тех или иных вопросов, что, несомненно, приводит к изучению дополнительной литературы, сотрудничеству с педагогами-специалистами, родителями. Практико-ориентированная деятельность учащихся позволяет осознать собственную значимость, поднять самооценку, самореализоваться.

Реализация третьей задачи, связанной с эксплуатацией созданного театрализовано-игрового пространства подразумевает командное прохождение интеллектуальных заданий за ограниченное время. Это дает возможность организовать интеллектуальный досуг для детей, не участвующих в разработке квеста. Следует отметить, что любая квест-технология способствует моральному становлению ребенка как личности, стимулирует умственное и нравственное развитие детей, сочетает правильное логическое мышление с использованием нестандартных методов для решения поставленных задач. Квесты – отличный способ группового взаимодействия, помогающий каждому участнику раскрыть свой творческий потенциал.

Инновационный характер школьного квеста

 «Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся» – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Школьный квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения.

Содержание методической разработки

Рассмотрим фрагмент сценария квест-игры «Найти и обезвредить!» для параллели 5-7  классов в стиле «квест» в рамках недели предметов естественно-научного цикла. Место проведения: кабинеты, рекреации и актовый залы школы.

Цели и задачи игры: формирование практических навыков работы с различными источниками знаний; развить интерес детей к изучению предметов естественно-научного цикла; способствовать углублению и расширению познавательных процессов, мышления, развитию памяти, формированию наблюдательности, развитию воображения и свободной грамотной речи; расширить кругозор учеников; развить умение работать в группе.

Инструменты: грамоты и призы; маршрутные листы; конверты с буквами кодового слова; индивидуальное оборудование по каждому предмету; название станций были наклеены на двери кабинетов, где проходили испытания.

Ход игры

Участники игры разбиваются на команды при помощи жеребьевки. Каждая команда выбирает капитана (задача которого поддержание дисциплины и работоспособности команды), получает заранее подготовленный путевой лист. Согласно маршруту путевого листа, команды отправляются по квест-игру «Найти и обезвредить!».

Правила квеста: Каждой команде даётся по конверту со стартовым заданием и инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах маршрутный лист, который показывает вам последовательность перемещения по станциям. Далее ученики отправляются по станциям, на каждой из которых получают задания. В каждой локации вы делаете задания. При выполнении оценивается как скорость, так и правильность. Сегодня произошла страшная трагедия, ученики нашей школы получили смертельную дозу яда. Никто не знает кто это сделал, не нашли ни следов. Вам предстоит самостоятельно отправиться на поиски террориста и обезвредить его. На прохождение всех заданий квеста всего 60 минут. Вам предстоит пройти 9 испытаний, на каждой станции, вы будите получать не большую дозу противоядия, чтобы могли продолжить свои поиски.

  1. Станция «Внимательная математика» - детям необходимо посчитать количество ступенек с 1 по 3 этаж. После этого, необходимо это число умножить на 10 и вычесть, а какое число дети узнают в следующем задании…
  2. Станция «Страшное вычитаемое» - полумрак, заброшенная комната, на полу валяется мусор и мягкие говорящие детские игрушки, звучит страшная музыка. Посередине комнаты сидит маленькая девочка и напевает песенку. Классы подходят к ней, девочка молча даёт каждому классу свой конверт, в котором написано то число, которое нужно вычесть. Участники выполняют задание и расходятся по станциям.
  3. Станция «Недосказанное стихотворение» - в кабинете звучит стихотворение Пушкина, ведущий в образе А.С.Пушкина расхаживает по классу и сочиняет стихотворение, записывает его на листе бумаги, эмоционально рвёт этот лист, как только он дочитал стихотворение замирает и смотрит в окно не обращая внимание на участников квеста. Задача: Нужно найти портрет Пушкина, за ним будет ключ-подсказка… На стене. Весь обветшавший и грязный плакат, но на нем четко виден портрет Пушкина. Под этим портретом герои найдут дневник мальчика, который учился в этой школе, и по дневнику они поймут, что мальчик увлекался химией. Исходя из этого, герои сделают вывод, что дневник к чему-то ведёт. Значит следующая станция кабинет химии.
  4. Станция «Опасная лаборатория» - в кабинете идёт урок, за партами сидят ученики, смотрят на учителя. У доски стоит учитель химии и объясняет тему урока: «Химические вещества и возможности отравления». В конце урока учитель решил поставить в образец ученика отличника, у которого эта тема самая любимая. На столе лежат дневники и только в одном, за урок химии стоит «5». Участники должны найти нужный дневник, в котором будет написано, «Я решил всем отомстить, потому что я не был спортивным ребёнком, поэтому меня тянуло к точным наукам, и там я чувствовал себя востребованным, а началось всё с уроков физкультуры. Участники понимают, что нужно идти в спортивный зал.
  5. Станция «Сосчитай и поймай» - в кабинете математики необычно тихо и бесшумно, только один учитель сидит и пытается решить какую – то задачу. Участники заходят в класс и просят учителя расшифровать подсказку, где искать противоядие и дают ей стихотворение – шифровку. Задача: нужно решить шифровку и тогда они поймут, что дальше им нужно идти в буфет, там они получат противоядие.

Б - 72:6

З – 75:3

Ф – 840 :21

Л – 100 :25

К - 42 :2

Е – 64:32

У – 2900 : 100

Н – 1000 :125

Т – 98 : 7

А – 81:9

12

29

40

2

14

После прохождения маршрута, собравшись в начальном пункте, ребята получают противоядие и находят преступника, который хотел всех отравить.

Уникальность квеста заключается в его универсальности. Достаточно повысить уровень сложности заданий, возможно сделав упор на какой-то определённой науке, и к данному мероприятию можно приглашать учащихся 8-11 классов.

Актуальность результатов, достигаемых при использовании представляемых методических материалов

От игроков, проходивших квест, были получены только положительные отзывы. Игроки отмечают разнообразие и увлекательность заданий, интересный сценарий, атмосферность квеста и высокий уровень оформления. Чрезвычайно важным является то, что все работы по созданию игрового пространства были выполнены их товарищами и учителями. Некоторые ребята уже выразили желание поучаствовать в создании нового квеста.

Перспективами дальнейшей работы в этом направлении являются модернизация и видоизменение заданий, а также создание новых школьных квестов.

Результативность использования школьного квеста

При реализации проекта ««Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности  и театрализованного досуга обучающихся»» были получены следующие результаты:

- Разработана технологическая карта проекта «Школьный квест», с детальным описанием реализации каждого его этапа.

Этап проекта

Содержание этапа

Исполнители

1

Выявление и объединение творческой молодежи

- проведение информационных встреч со школьниками

- работа с агитационными материалами (рекламный стенд, объявления и т.д.)

- объединение заинтересовавшейся молодежи в рамках школьного клуба

Авторы проекта

2

Выбор тематики квеста

- Тематика квеста определяется исходя из интересов школьников, их возможностей, образовательных задач, необходимости в мотивации к изучению того или иного блока дисциплин.

- Составление начального варианта сценария игры.

Авторы проекта

3

Разработка проектов интеллектуальных заданий игрового пространства

- выдвижение идей заданий;

- их обсуждение;

- объединение участников в творческие группы и закрепление за ними заданий;

- детальная проработка каждого задания с составлением технологической карты его изготовления и составления списка необходимых материалов, инструментов, оборудования;

- в случае необходимости изучение дополнительной литературы, консультации и сотрудничество с педагогами-специалистами, родителями;

- внесение изменений и корректировок в сценарий игры.

Участники проекта

4

Реализация проектов заданий

- приобретение необходимых материалов;

- выполнение технологических операций по реализации проектов заданий;

- тестирование заданий, с дальнейшей их доработкой в случае необходимости.

Педагоги

Участники творческой группы

5

Оформление игрового пространства

- дизайнерское оформление помещения;

- размещение, крепеж, установка заданий;

- оформление окончательного сценария игры.

Участники проекта

6

Тестирование игрового пространства

- прохождение квеста пробными командами;

-выявление недостатков в работе квеста и их устранение;

Участники проекта

7

Оформление документации по школьному квесту

- разработка паспорта проекта «Школьный квест»;

- разработка визиток, памятных значков для победителей

Авторы проекта

8

Эксплуатация игрового пространства

- командное прохождение интеллектуальных заданий за ограниченное время;

- сопровождение игры;

- поддержание игрового пространства в рабочем состоянии.

- школьники, не участвующие в создании квеста;

- педагог-участник проекта;

-участники проекта

- Организована творческая группа для создания квеста, в которую на момент реализации проекта входили обучающихся и учителя ГБОУ школы №523 г. Санкт-Петербурга.

- На базе ГБОУ школы №523 г. Санкт-Петербурга создано межпредметное игровое пространство «Школьный квест «Найти и обезвредить!», состоящее из 9 заданий.

- Эксплуатация игрового пространства осуществляется регулярно. Команды формируются из учащихся 5-7 классов и педагогов.  

Возможность использования представленного материала в работе образовательных организаций системы дополнительного образования детей.

Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей в системе дополнительного образования. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.

Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом в системе дополнительного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать творческую жизнь в школе.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности.

Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Использование ИКТ направлено на интенсификацию процесса обуче...

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Школьный квест как форма организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся

Статья посвящена вопросам повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам, организации внеурочной деятельности, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей путем реализации проек...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Школьный квест как форма организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей путем реализации проекта "Школьный квест", суть которого заключает...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...