Школьный квест как форма организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся
статья

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей путем реализации проекта "Школьный квест", суть которого заключается в том, чтобы силами заинтересованных обучающихся и педагогов создать межпредметное игровое пространство для организации интеллектуального досуга подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kvest1.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сырникова С.А., Шептура А.А., Кучеров К.А.

ШКОЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В настоящее время в образовательной среде актуальными являются такие вопросы как повышение интереса обучающихся к изучаемым предметам, организация внеурочной деятельности и детского интеллектуального досуга, создание условий для раскрытия творческих способностей детей, их самоутверждения, открытие перспектив для будущего развития личности.

Как один из способов решения этих вопросов авторы предлагают реализацию проекта «Школьный квест», суть которого заключается в том, чтобы силами заинтересованных обучающихся и педагогов школы создать межпредметное игровое пространство для организации интеллектуального досуга школьников.

Целью проекта является удовлетворение потребностей детей в занятиях социально-значимой деятельностью, творческом развитии, повышении образовательного и культурного уровня, самореализации, а также формирование нравственных качеств, развитие самоуправления детей, повышение мотивационной среды школы путем создания игрового пространства и его дальнейшей эксплуатации.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  1. выявление и объединение творческой молодежи;
  2. организация практико-ориентированной деятельности учащихся путем привлечения их на добровольной основе к разработке и созданию межпредметного игрового пространства «Школьный квест»;
  3. использование игрового пространства для организации интеллектуального досуга обучающихся, не задействованных в его разработке и создании.

Решение первой задачи включает в себя проведение информационных встреч со школьниками, работу с агитационными материалами (рекламный стенд, объявления и т.д.), объединение заинтересовавшейся молодежи в рамках школьного клуба, что открывает возможности для развития самоуправления детей, общения со сверстниками, формирования нравственных качеств, неформального общения педагогов и воспитанников.

Решение второй задачи подразумевает:

  • выбор тематики квеста,
  • разработку проектов интеллектуальных заданий межпредметного игрового пространства и их реализацию,
  • оформление игрового пространства.

Правильный выбор тематики квеста позволяет повысить интерес и мотивировать детей к изучению того или иного блока дисциплин.

Разработка проектов интеллектуальных заданий позволяет раскрывать творческие способности и интересы детей. При реализации проектов заданий требуется более углубленное изучение тех или иных вопросов, что, несомненно, приводит к изучению дополнительной литературы, сотрудничеству с педагогами-специалистами, родителями. Практико-ориентированная деятельность учащихся позволяет осознать собственную значимость, поднять самооценку, самореализоваться.

Работа по оформлению игрового пространства способствует формированию положительного отношения к труду, развитию эстетических качеств.

Реализация третьей задачи, связанной с эксплуатацией созданного игрового пространства подразумевает командное прохождение интеллектуальных заданий за ограниченное время. Это дает возможность организовать интеллектуальный досуг для детей, не участвующих в разработке квеста. Трудности, возникающие, при прохождении игрового пространства также способствуют проявлению интереса детей к изучаемым дисциплинам. Следует отметить, что любая квест-технология улучшает восприятие учебного материала, способствует моральному становлению ребенка как личности, стимулирует умственное и нравственное развитие детей, сочетает правильное логическое мышление с использованием нестандартных методов для решения поставленных задач. Квесты – отличный способ группового взаимодействия, помогающий каждому участнику раскрыть свой потенциал.

Результаты

При реализации проекта «Школьный квест» были получены следующие результаты:

  • Разработана технологическая карта проекта «Школьный квест», с детальным описанием реализации каждого его этапа, таблица 1.
  • Организована творческая группа «Создатели квест», в которую на момент реализации проекта входили 14 обучающихся и 5 учителей ГБОУ школы №621 г. Санкт-Петербурга.
  • На базе ГБОУ школы №621 г. Санкт-Петербурга создано межпредметное игровое пространство «Школьный квест «Тайна третьей планеты», состоящее из 2 локаций и содержащее 14 заданий. Краткий сценарий квеста: «Алиса, главная героиня известной повести-ремейка Кира Булычева, снова отправляется в космическую экспедицию, где сталкивается с проблемой, решить которую могут только участники квеста в течение одного часа. Им предстоит проникнуть в секретную лабораторию, находящуюся на Земле, собрать фрагменты зашифрованного кода, осуществить дешифровку и отправить пароль запуска двигателей на космический корабль.» Фрагменты созданного игрового пространства представлены в приложении.
  • Эксплуатация игрового пространства осуществляется регулярно. Команды формируются из учащихся 8-11 классов, педагогов, а также гостей школы.  От игроков, проходивших квест, были получены только положительные отзывы. Игроки отмечают разнообразие и увлекательность заданий, интересный сценарий, атмосферность квеста и высокий уровень оформления. Чрезвычайно важным является то, что все работы по созданию игрового пространства были выполнены их товарищами и учителями. Некоторые ребята уже выразили желание поучаствовать в создании нового квеста.

Перспективами дальнейшей работы в этом направлении являются модернизация и видоизменение заданий, а также создание новых школьных квестов.

Таблица 1.

Технологическая карта проекта «Школьный квест»

Этап проекта

Содержание этапа

Исполнители

1

Выявление и объединение творческой молодежи

- проведение информационных встреч со школьниками

- работа с агитационными материалами (рекламный стенд, объявления и т.д.)

- объединение заинтересовавшейся молодежи в рамках школьного клуба

Авторы проекта

2

Выбор тематики квеста

- Тематика квеста определяется исходя из интересов школьников, их возможностей, образовательных задач,

необходимости в мотивации к изучению того или иного блока дисциплин.

- Составление начального варианта сценария игры.

Авторы проекта

3

Разработка проектов интеллектуальных заданий игрового пространства

- выдвижение идей заданий;

- их обсуждение;

- объединение участников в творческие группы и закрепление за ними заданий;

- детальная проработка каждого задания с составлением технологической карты его изготовления и составления списка необходимых материалов, инструментов, оборудования;

- в случае необходимости изучение дополнительной литературы, консультации и сотрудничество с педагогами-специалистами, родителями;

- внесение изменений и корректировок в сценарий игры.

Участники проекта

4

Реализация проектов заданий

- приобретение необходимых материалов;

- выполнение технологических операций по реализации проектов заданий;

- тестирование заданий, с дальнейшей их доработкой в случае необходимости.

Педагоги

Участники творческой группы

5

Оформление игрового пространства

- дизайнерское оформление помещения;

- размещение, крепеж, установка заданий;

- оформление окончательного сценария игры.

Участники проекта

6

Тестирование игрового пространства

- прохождение квеста пробными командами;

-выявление недостатков в работе квеста и их устранение;

Участники проекта

7

Оформление документации по школьному квесту

- разработка паспорта проекта «Школьный квест»;

- разработка визиток, памятных значков для победителей

Авторы проекта

8

Эксплуатация игрового пространства

- командное прохождение интеллектуальных заданий за ограниченное время;

- сопровождение игры;

- поддержание игрового

пространства в рабочем состоянии.

- школьники, не участвующие в создании квеста;

- педагог-участник проекта;

-участники проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности.

Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Использование ИКТ направлено на интенсификацию процесса обуче...

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Школьный квест как форма организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга обучающихся

Статья посвящена вопросам повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам, организации внеурочной деятельности, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей путем реализации проек...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Школьный квест, как форма организации внеурочной деятельности и театрализованного досуга обучающихся

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образователь...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...