Самовоспитание
статья


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovospitanie.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

               Центр детского (юношеского) технического творчества

                    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                                     «ОХТА»

                                         

                                                        Статья

                                         «САМОВОСПИТАНИЕ»

                     Автор Реута Наталья Витальевна,

                           Педагог дополнительного образования.

                                       2020 год

                             

                                                          «Самовоспитание – это не что- то    

                                              вспомогательное в воспитании, а крепкий его

                                                фундамент. Никто не сможет воспитать

                                              человека, если он сам себя не воспитает.»

                                                          В.А. Сухомлинский.

        В последнее время в жизни государства и общества происходят радикальные социальные изменения. В этой связи значительно возрастает актуальность проблемы жизненного самоопределения, адаптации к новым явлениям действительности, выработке способности к самоорганизации, ответственности за своё будущее. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто сам непрерывно меняется, самосовершенствуется.

Детство – это тот период, когда закладывается фундамент формирующейся личности. Возможности человеческого развития колоссальны. Воспитание и самовоспитание призваны открыть неиспользованные резервы человеческой психики и обратить их на благо развития личности. Важно поднять интеллект и культуру воспитанника до такого уровня, когда процесс работы над собой станет потребностью и будет продолжаться без лишнего стимулирования.

Сам ребёнок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он способен приобретать свой опыт и творить что-то новое. Поэтому основным духовным фактором развития является самовоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?

  1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для неё притягательными. Всё это обуславливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию. В беседах с детьми я привожу примеры великих людей, которые занимались самовоспитанием. Они все: писатели, художники, философы, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными несмотря на нездоровье и  тяжелую судьбу и через самовоспитание многого добились. Вот некоторые из таких людей:  А. Невский, Л.Н. Толстой, Л. Бетховен, А.В. Суворов, Стивен Хокинг. Часто дети говорят: «Им – то было легко, нам сейчас сложнее.» Я привожу в пример нашего современника Ника Вуйчича.
  2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, я стараюсь всячески поддерживать. Стараюсь отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи.
  3. Создание атмосферы определённой состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создаёт множество ситуаций для проявления своего творчества. Дети стремятся закрепить имеющийся успех, замечают недостатки и ищут пути для их преодоления.
  4. Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в делах коллектива.
  5. Побуждают к активной работе над собой здоровые дискуссии на  темы морали, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.

Таким образом, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические силы нужно всю жизнь. Мастерство педагога состоит в том, чтобы создать воспитательную среду, стимулирующую у воспитанников потребность в саморазвитии. В результате процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

                Книги о самовоспитании:

           В.А. Сухомлинский    «Воспитание и самовоспитание»

М.Л. Зюбин           «Психология воспитания»

Ю.М. Орлов           «Самопознание и самовоспитание характера»

Э.Роббинс               «Книга о власти над собой»

Б.Шефер                «Законы победителей»

            Ник Вуйчич            «Жизнь без границ»

                                                                                                     

                                                         

                           

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"

Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место  самовоспитания при планировании карьеры любого человека....

Методическая разрваботка "Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"

Тема работы: "Создание условий для мотивации,  самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики"...

Самовоспитание

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролиро¬вать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фор...

Самовоспитание

В презентации фотографии знаменитых людей, добившихся успеха благодаря ежедневным усилиям. Узнать о их работе над собой вы сможете в методической разработке родительского собрания "Секреты успеха в уч...

Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"

Форма мероприятия - педагогическая мастерская.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы   малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный...

Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»

Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...