Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Чибисова Лидия Ивановна

Рабочая программа дополнительного образования "Музейное дело" для общеобразовательной школы. Возраст 13-15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Дубенская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Дубенский район

Утверждаю

Директор МКОУ Дубенская СОШ

«___» _____________ 2019 г.

____________ Н.В.Гудкова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Музейное дело»

краеведческой направленности

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 13-15 лет

Дубна – 2019


СОДЕРЖАНИЕ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  школьного кружка «Музейное дело»  составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А.В.Барабановой, О.Я.Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

-Примерной основной образовательной программы. Основная школа. М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

БУП МКОУ Дубенской СОШ 2019-2020 уч. год

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для ведения краеведческой работы через  деятельность кружка  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса .

Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью поселка Дубна  и Тульской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и др.

Школьный краеведческий музей  – одно из приоритетных направлений в работе  кружка «Музейное дело». Школьный краеведческий музей рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы музейного дела, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является кружковая деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 35 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю   по 45мин.

Возраст обучающихся: от 13 до 15 лет

.Количество обучающихся в группе: 15 человек

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.


1.2 Цель и задачи программы

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать  творческие способности

- приобщать  школьников к культуре предков, прививать  чувство любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фондов школьного музея

 


Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Введение

1

1

1

Музей как институт социальной памяти История музейного дела в России

1

1

2

Музейный предмет и способы его изучения

1

1

3

 Проведение научных исследований активом школьного музея

4

2

2

4

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

4

4

5

Экспозиция школьного музея  

4

2

2

6

Работа с аудиторией

8

2

6

7

Изучение истории школьного музея

1

1

8

Историческое краеведение

3

1

2

9

Моя семья и родной край

3

1

2

10

Военно-патриотическая работа

2

2

11

Изучение истории школы

2

1

1

12

Подведение итогов

1

1

ВСЕГО:

35

35


Содержание программы

Введение (1ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Музей как институт социальной памяти  (1ч)

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

 Музейный предмет и способы его изучения (1ч)

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Проведение научных исследований активом школьного музея (4ч)

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (4ч)

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Экспозиция школьного музея  (4ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и художественного решения, их обсуждение.

Работа с аудиторией (8ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

 Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий в школьном музее

Изучение истории школьного музея (1ч)

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея.    Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Историческое краеведение (3ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Моя семья и родной край (3ч)

Теоретическое занятие

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия 

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Военно-патриотическая работа (2ч)

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героических подвигов дубенцев-Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Школа в годы Великой Отечественной войны. Учителя школы – защитники Отечества. Ученики школы – участники Великой Отечественной войны .

Практические занятия:  сбор материалов о дубенцах-участниках ВОВ для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Изучение истории школы( 2ч)

Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов по истории Дубенской школы

Подведение итогов (1ч)

Результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Формы организации учебных занятий.

 По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

 По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с интересными людьми  

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.


1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного поселка,  России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории малой родины

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепится уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО»

Обучение детей и молодежи к первноначальным навыкам кузнечного дела....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Швейное дело"

Программа художественной направленности. Ориентирована на учащихся от 10 до 16 лет., базовый уровень, срок реализации - 4 года. Программа включает разделы: "Работа с тканью", "Мягкая иг...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности «Гончарное дело»

Программа разработана для детей 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья, рассчитана на 4 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для подростков 14-16 лет. Программа является метод...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело»

Программа «Музейное дело» имеет социально – педагогическую направленность. Целесообразность Программы заключается в успешном освоении нового социального опыта на ступени основного об...