Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело»
рабочая программа по истории (8, 9, 10 класс)

Гончарова Елена Ивановна

Программа «Музейное дело» имеет социально – педагогическую направленность. Целесообразность Программы заключается в успешном освоении нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Содержание Программы направлено на социокультурное личностное профессиональное самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeynoe_delo.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г Сафоново Смоленской области

«Рассмотрено»                                                                                          «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                                   директор МБОУ «СОШ№6»

Протокол №1                                                                                                   от « 31   » августа 2023г                             от «31» августа 2023г                                                                            ______________О.И.Мараева

                                                                                                              Приказ № 8 от «31» августа 2023 г  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музейное дело»

                                 

Направленность: социально - педагогическая

Возраст  обучающихся: 14 – 16 лет

Срок реализации:  1 год

                                                                           Автор-составитель:

                                                                           Гончарова Елена Ивановна

                                                                           учитель истории

г.Сафоново 2023г

                                                Пояснительная записка

         

           Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» разработана в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • В Программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • СанПин 2 4 4 3172 – 14 от 20 8 2014г;

Направленность программы.

         Программа «Музейное дело» имеет социально – педагогическую направленность. Целесообразность Программы заключается в успешном освоении нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Содержание Программы направлено на социокультурное личностное профессиональное самоопределение.

Педагогическая целесообразность.

           Программа «Музейное дело»  способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В основе Программы реализуется системно-деятельностный подход к организации деятельности обучающихся, лежит хронологический принцип взаимосвязанного и последовательного рассмотрения тем по истории музейного дела от древности до современности и основам экскурсоведения. С соблюдением принципа «от простого к сложному»  в программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Программа предполагает не только изучение основ музейного дела, посещение музеев и выставок города и области, но и ознакомление учащихся с окружающим предметным миром, в котором они сами научатся находить предметы , имеющие ценность. Программа расширяет знания обучающихся по музейному делу, предлагая не только новое содержание учебного материала, но и совершенствование ранее полученных знаний и умений. В ходе реализации Программы конкретизируются и расширяются знания обучающихся, полученные при изучении школьного курса истории , обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики . Обучающиеся овладевают навыками исследовательской деятельности. Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают для них всё новые и новые горизонты музейного дела .В итоге   обучения по Программе у обучающихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного , находить взаимосвязь между частным и общим, между основным и второстепенным и т.д. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» ориентирует детей и подростков на выбор будущей профессии..

Новизна программы 

Новизной Программы «Музейное дело» являются её практическая ориентированность: кроме определённых знаний и умений обучающиеся проводят большую  работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего родного  края. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство, встречи  с интересными людьми города, экскурсии, творческие работы, проекты, викторины ,краеведческие конкурсы.

Интерактивность Программы: использование и популяризация  новых технологий музейного образования в форме проектов , а также в форме активного взаимодействия обучающихся.

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного  образования, как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации обучающихся, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Адресат программы:

         Программа рассчитана для  обучающихся   среднего школьного возраста (  14 -16   лет). Программа доступна для детей, проявивших способности (одаренные), дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и все желающие.учебная группа  обучающихся -   15 человек

Родители (законные представители) обучающихся МБОУ «СОШ №6»

Срок освоения программы:

Продолжительность обучения 1 год.

Форма обучения – очная,  дистанционная форма взаимодействия.

Объем программы:

Годовая нагрузка 1 года обучения  - 34часа.

14 теоретических занятий.

        На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

20 практических занятий.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Режим занятий

             Учебная программа предусматривает проведение занятий  1 раз в неделю, продолжительность занятий - 1 час. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения .

Форма организации ученого процесса:

−фронтальная;

−групповая, коллективная;

−индивидуальная;

−комбинированное.

Формы проведения занятий:

На занятиях используется индивидуально – личностный подход и применение различных форм проведения занятий:

−экскурсии;

- поиск сайтов  и знакомство через них с известными музеями ;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны;

- составление словаря музейных терминов;

-работа в библиотеке;

-  работа в архиве

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- обновление экспозиций музейного уголка образовательной организации;

- участие в конкурсах;

- запись воспоминаний ;

- поиск  и сбор экспонатов;

- подготовка и проведение праздничных мероприятий;

- подготовка сообщения, презентационных материалов;

- проведение экскурсий.

Основные методы обучения:

методы обучения: монологический, диалогический, показательный;

методы преподавания: объяснительный, информационно –

сообщающий, иллюстрированный;

методы воспитания: убеждения и личный приме

Цель программы:

        Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

обучающие:

  • познакомить обучающихся с историей музейного дела;
  • дать необходимые знания основ музееведческой деятельности;
  • познакомить с основными профильными музеями города и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;

развивающие:

  • развить познавательную и творческую активность, инициативу и самостоятельность через участие в поисковой, исследовательской и экскурсионной работе;
  • сформировать историческое сознание и активный подход в жизни страны, города, школы;

воспитывающие:

  • воспитать с помощью музейных средств творчески активного, гармонически развитого человека ;
  • воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.

Планируемые результаты

личностные результаты:

- формируется устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- формируется  более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- формируется уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- формируется осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

коммуникативные результаты:

- умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умеет вести экскурсии, интервью.

познавательные результаты:

- формируются  навыки проектно-исследовательской деятельности;

- умеет осуществлять расширенный поиск информации с  использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- формируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

предметные:

- формируются познавательные интересы в области музееведения;

- формируется представление о музееведение как о науке;

Обучение по Программе способствует формированию готовности к публичному выступлению которая предполагает:

- Проведение – тренировок презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

- подготовку тематических вопросов;

- изучение культуры речи ( постановка голоса, приобретение умения  выступать перед аудиторией).

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны знать:

- историю родного города, школы; - основные музейные профессии; - музейную терминологию.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; - владеть музейной терминологией; - оформлять документацию

Принципы построения программы:

- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

 Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

- Принцип интеграции и дифференциации обучения

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Форма контроля:

Игры, конкурсы, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос,

собеседование, презентация проектов.

Виды контроля и формы аттестации:

Уровень усвоения обучающимися Программы «Музейное дело» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

- Входной контроль (анкетирование)

-Текущий контроль осуществляется по окончании каждой темы Программы в форме презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности участия в мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях.

Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

- умение кратко рассказать о главном в установленное время (10 мин.);

- умение связать рассказ с показом объектов;

- логическое построение рассказа экскурсии;

- умение создать интересный продукт (наличие заключения);

- творческий подход.

- Итоговый контроль состоит из двух этапов:

 теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело »,  темам: «Вклад исторических личностей в развитие музейного дела», «Историко-культурные места Смоленщины», «Исторические сведения о родном крае »;

- практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта.

 Формы подведения итогов обучения по Программе Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Музейное дело» является тестирование и демонстрация экскурсионного продукта .Знания оцениваются по 5-балльной системе. Альтернативные формы оценки результатов обучения

- Промежуточная аттестация  ( практическое задание,  выставка, творческое

задание)

- Итоговая аттестация ( экскурсия ,выставка, творческое задание)

Используемые педагогические технологии:

          Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я широко использую современные образовательные технологии,

которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность , эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

 

Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого обучающегося в  отдельности.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения.

Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться обучающемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке.  Для решения учебных задач.

 Целью игровых технологий является снижение утомляемости обучающихся на занятии. С помощью игры обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в  проведении экскурсии, викторины.

В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества,

сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.

Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Максимальный уровень:

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт

Средний уровень:

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки

Минимальный уровень:

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям

Условия реализации программы

Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.

Для проведения занятий используется компьютер, сканер, принтер, проектор, который используется  для оформления исследовательских проектов и презентаций.

Принципы построения программы:

Общая характеристика курса

 «Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе обучающийся  познаёт основу музейного дела.

Работа с экспонатами.

        Изучение музейных фондов - основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение обучающимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.

Поисково - исследовательская работа - основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. На этой ступени большое внимание отдаётся наработке практических навыков, умению выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.

Учебный план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Всего часов

1.

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы курса «Музейное дело».

Инструктаж по ТБ

1

1

2

анкетирование

опрос

2.

Военно-патриотическое воспитание

4

6

10

Опрос, наблюдение.

3.

Музейная работа

4

6

10

Опрос, анкетирование, наблюдение

4.

Историческое-краеведение

4

6

10

Опрос, наблюдение.

5.

Итоговая аттестация

1

1

2

Презентация выставка, защита проекта

Итого:

14

20

34

Содержание учебного плана

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы курса «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Сафоновцы - герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Тема 5. Создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы". Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 6. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 7. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 8. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 9. Военно-патриотическая работа. Учителя школы – участники войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Тема 10. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 11. Изучение жизненного пути Маресьева. Практические занятия: Работа с фото, видео, книжным материалом.

Тема 12. Работа по выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане Александру Никулину.

Тема 13. Партизанское движение в Сафоновском районе в годы ВОВ 1943 года.

Тема 14. Деятельность детской общественной организации "Школьная дума".

Тема 15. Создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы". Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы".

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

Календарный  учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Групповая

Групповая.

Комбинированная.

Групповая , индивидуальная

Комбинированная

Комбинированная

Групповая , комбинированная

Групповая , комбинированная

Групповая, комбинированная

Групповая, комбинированная

Групповая

1

3

4

3

4

3

4

3

4

4

1

Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы курса «Музейное дело». Техника безопасности.

Входной контроль.

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

Военно-патриотическая работа. Записи историко-краеведческих наблюдений

Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

Историческое краеведение.

Изучение родного края. Территория и границы родного края.

Военно-патриотическая работа. Учителя школы – участники войны.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий.

Изучение жизненного пути Маресьева.

Работа по выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане Александру Никулину.

Партизанское движение в Сафоновском районе в годы ВОВ 1943 года. Деятельность детской общественной организации "Школьная дума".

Изучение истории школы.

Создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы".

Итоговая

аттестация

Наблюдение, творческое задание.

Наблюдение, беседа

Беседа

анкетирование

Беседа, наблюдение, выставка, экскурсия.

Беседа,

наблюдение,

творческое задание.

собеседование.

Опрос,

наблюдение,

Беседа, творческое задание, наблюдение

Беседа, наблюдение

Беседа, наблюдение

Творческое задание, экскурсия

Беседа, наблюдение

Выставка, защита проектов

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Вводная беседа. Теория . Задачи и содержание, значение работы курса «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Форма занятия: групповая.

Методы: объяснительный , иллюстрированный, репродуктивный.

Форма контроля: опрос, наблюдение, творческое задание.

Тема 1. Теория Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Форма занятия: групповая.

Методы: объяснительный , иллюстрированный,

Форма контроля; практическое задание, наблюдение .

Тема 2. Теория. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Сафоновцы- герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Форма занятия:  комбинированная.

Методы занятий: показательный, иллюстрированный.

Форма контроля: практическое задание , наблюдение.

Тема 3. Теория. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; катало гами.

Форма занятия: групповая и индивидуальная.

Методы занятия: показательный, информационно – сообщающий,

Форма контроля: беседа, творческое задание, наблюдение, выставка, экскурсия.

Тема 4.Теория. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

 Форма занятия: комбинированная.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий,

репродуктивный.        

Форма контроля: беседа, творческое задание, наблюдение, выставка, наблюдение.

Тема 5. Теория. Создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы".

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Форма занятия: групповая, комбинированная.

Методы занятий: показательный ,иллюстрированный , информационно –

сообщающий, репродуктивный, упражнение, личный пример.

Форма контроля: беседа.

Тема 6. Теория. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Форма занятия: групповая

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий.

Форма контроля : собеседование.

Тема 7. Теория. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Форма занятия: групповая.

Методы занятий: иллюстрированный, показательный, репродуктивный.

Форма контроля: собеседование, наблюдение, выставка.

Тема8.  Теория. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Форма занятия: групповая

Методы занятий: иллюстрированный, показательный, репродуктивный.

Форма контроля : собеседование, наблюдение.

Тема 9.Теория.  Военно-патриотическая работа. Учителя школы – участники войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Форма занятия: групповая, комбинированная

Форма контроля : выставка

Методы занятий: иллюстрированный, показательный, репродуктивный.

Тема 10. Теория. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Форма занятия: групповая и индивидуальная.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий,

Форма контроля: собеседование.

Тема 11. Теория. Изучение жизненного пути Маресьева

Практические занятия: Работа с фото, видео, книжным материалом.

Форма занятия: индивидуальная.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий.

Форма контроля : собеседование, выставка .

Тема 12.Теория. Работа по выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане Александру Никулину.

Форма занятия:  индивидуальная.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий.

Форма контроля : собеседование, выставка.

Тема 13. Теория. Партизанское движение в Сафоновском районе в годы ВОВ 1943 года.

Форма занятия: групповая и индивидуальная.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий

Форма контроля: собеседование

Тема 14. Деятельность детской общественной организации "Школьная дума».

Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.

Форма контроля : собеседование

Тема 15. Создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы".

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги "Золотые и серебряные медалисты школы".

Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.

Форма контроля : собеседование

Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года.

Теоретическая часть: Награждение, отличившихся за учебный год обучающихся.

Форма занятия: групповая.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий.

Форма контроля. Анализ творческих работ за год.

Форма подведения итогов: выставка с награждением

Итоговая аттестация.

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения

предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также

получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик

Форма занятия: групповая

Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.

Работа с родителями

        В процессе реализации дополнительной общеразвивающей Программы «Музейное дело» большое внимание уделяется работе с родителями. Именно в семье закладываются основы личности. Стабильная, благополучная семья, в которой определяющими являются ценности изучения и сохранения культурного наследия, любви к своему Отечеству, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, патриота своей страны При реализации программы эффективными методами взаимодействия являются тематические беседы, акции, лектории, экскурсии по  родному краю коллективный просмотр и обсуждение фильмов о ведущих музеях мира, России.

методами взаимодействия являются:

  • тематические беседы;
  • акции;
  • лектории;
  • экскурсии по  родному краю;
  • коллективный просмотр и обсуждение фильмов о ведущих музеях мира, России.

Список рекомендуемой литературы:

Для педагога:

 1. Государственная Федеральная целевая программа сохранения и развития культуры и искусства Министерства культуры Российской Федерации.

2. Нормативно-правовая база Правительства Москвы по охране и использованию  памятников истории культуры.

3. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое

пособие МИРОС, 1995 – 174 с.

4. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание

подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание

подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999

5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

6. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

7. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

8.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

9.  Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное

Дело и охрана   памятников  — М., 1998 Т. 1, 2 1991-1996; М., 2001 Т.

Для учащихся:

1.Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001

2. Словарь актуальных музейных терминов / Музей, № 5 – 2009

Интернет-ресурсы:

 http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум

 http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp

Российская

музейная

энциклопедия

 http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.htm

Приложение 1

Входной контроль:

1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?

2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из

высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?

∙Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).

∙Музей – общественное учреждение для хранения произведений

Искусства , научных коллекций , образцов промышленности (словарь

Брокгауза и Эфрона )

∙Музей – это территория бизнеса.

∙Музеем называют место, где находится большое количество

памятников истории и искусства.

3.Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.

4. Зачем современному обществу нужны музеи?

5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет

ее исследований.

6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и

взаимозависимость этих понятий.

7. Какие экспозиции есть в школьном музее «Память»?

Текущий контроль №2

Ответьте на вопросы:

1. Какова цель комплектования фондов?

2. Назовите способы комплектования фондов музея.

3. Назовите формы комплектования фондов музея.

4. Что такое легенда?

5. Назовите правила комплектования музейных фондов?

6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.

7. Назовите основные единицы учета и хранения.

8. Что включает учетная документация музея?

9. Что включает фондовая документация музея?

Итоговый контроль:

1. Составьте собственный экскурсионный проект, включите

в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники

архитектуры, скульптуры.

Приложение 2

Этапы работы над экскурсионным проектом.

I. Подготовительный этап.

Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами

экскурсионной деятельности:

1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и

психологические основы экскурсии;

2. Техника ведения экскурсии;

3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;

4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их

оформления.

После знакомства с теоретическими основами экскурсионной

деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных

экскурсионных проектов.

II. Реализация проекта включает в себя планирование и

выполнение конкретных действий его участниками.

В рамках планирования работы должны быть окончательно

определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.

Конкретная последовательность действий участников проекта

включает в себя следующее:

1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;

2. Распределение обязанностей;

3. Отбор источников информации ( литературы и опубликованных

исторических источников, электронных ресурсов), составление

библиографии;

4.Сбор и анализ информации;

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная программа «Введение в музейное экскурсоведение» является туристско-краеведческой по своей тематической направленности. Призванная развивать у п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО»

Обучение детей и молодежи к первноначальным навыкам кузнечного дела....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Швейное дело"

Программа художественной направленности. Ориентирована на учащихся от 10 до 16 лет., базовый уровень, срок реализации - 4 года. Программа включает разделы: "Работа с тканью", "Мягкая иг...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности «Гончарное дело»

Программа разработана для детей 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья, рассчитана на 4 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело"

Рабочая программа дополнительного образования "Музейное дело" для общеобразовательной школы. Возраст 13-15 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для подростков 14-16 лет. Программа является метод...