ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
рабочая программа

 «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeynoe_delo.docx180.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно правовая основа программы

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022 года);

• Федерального законаРоссийскойФедерацииот 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года);

• Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

• Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

• Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

• Федерального проекта «Патриотическое воспитание» (от 01.01.2021)

• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; • Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

• Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09        «О        направлении        методических        рекомендаций»        (вместе        с        «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

• Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07«Осопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

• Закона об образовании в Республике Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года);

• Авторская программа дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной.

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку. Уникальная же среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации., расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».

Актуальность программы

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры. Опыт отечественных и зарубежных музеев настойчиво говорит о том, что при всём существующем многообразии форм культурного бытия памятников, многие задачи музееведения остаются нерешёнными. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» в полной мере отвечает этим требованиям и является образовательно-воспитательным ресурсом в освоении культурного пространства нашей Родины.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Новизна

Состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села

В ходе реализации Программы конкретизируются и расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьного курса истории, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики. Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Дополнительная        общеразвивающая программа «Музейное дело» ориентирует детей и подростков на выбор будущей профессии культурологического профиля или в сфере туризма.

Педагогическая целесообразность

Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношенийоткрывают всёновыеиновыегоризонты музейного дела.

В основе Программы «Музейное дело» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами. Основное внимание в Программе уделяется характеристике музея как социокультурного института, а также истории музейного дела, знакомству с музеями, коллекциямии экспозициями.Вкачестве критериев для включениямузеев в данную Программу принимались во внимание историко-культурная ценность их коллекций, доступность для обучающихся, а также привлекательность для разных групп путешественников.

Отличительные особенности

Программа «Музейное дело» является проектом позитивной занятости обучающихся и способствует        развитию        личности,        активной        учебно-познавательной        деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В основе Программы реализуется системно-деятельностный подход к организации деятельности обучающихся, лежит принцип «от простого к сложному» в Программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Таким образом, Программа существенно углубляет и расширяет знания учащихся по музейному делу, предлагая не только новое содержание учебного материала, но и совершенствование ранее полученных знаний и умений.

Адресат программы

Программа кружка ориентирована на работу с обучающимися 9-11 классов, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения.

Уровень программы, объем и срок освоения.

Программа базового уровня обучения включает 34 учебных часа, срок освоения программы – 1 год.

Формы обучения

В процессе обучения используются формы обучения: групповые, фронтальные (работа по группам): занятия в группах, урок-экскурсия, наблюдение, рассматривание, обсуждение, беседа, рассказ, творческая защита работ, оформление выставочных работ.

В процессе учебного занятия применяется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме продолжительностью 1 учебный академический час. Занятия проводятся в классном кабинете, актовом зале, музее.

Особенностиорганизацииобразовательногопроцесса

Организация образовательного процесса происходит в группах. Группы разновозрастные. Состав группы: постоянный; занятия: групповые. Наполняемость учебной группы – не менее 20 человек. Виды занятий определяются содержанием Программы и могут предусматривать лекции, практические и творческие занятия, мастер-классы, мастерские, ролевые игры, выставки, творческие отчеты, конкурсы и другиевидыучебныхзанятийиучебныхработ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.

Задачи Обучающие:

- формирование        представлений        об        историческом        времени        и        пространстве,        

об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыков социокультурнойкомпетенции;

- закрепление умений применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программныхсредств;

- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с музейными ценностями, а также навыков и умений в работе с историческими документами;

- совершенствование навыков освоения музейного дела, организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

- мотивация обучающихся на выявление в предметном мире наиболее интересных документальных сведений культурологического характера определенного периода истории, беречь и ценить их;

- развитие личностных качеств обучающихся: интеллектуальных (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевых (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональных (чуткость, эмоциональность, толерантность);

- развитие способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы, умения проводить сравнительный анализ иобобщать;

- развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи и усиление её коммуникативных свойств (выразительность), овладение художественными образами, выразительными свойствамиязыка;

- поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся. Воспитательные:

- воспитание музейной культуры, обучение музейнойтерминологии;

- создание условий для воспитания патриотизма, гражданственности крымчан через приобщение к культурному наследию села, района, республики истраны;

- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой и социальной активности обучающихся для реализации в общественно полезнойдеятельности;

- выявление организаторских способностей детей и подростков, удовлетворение потребности детей в общении;

- развитие профессиональныхинтересов и профессиональной ориентации обучающихся в областимузееведения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» предназначена для детей и подростков возрастной категории 15–17        лет (обучающиеся общеобразовательных организаций).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ

Формированию ценностного отношения учащихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в школе во многом способствуют материалы школьного музея.

В музее сложилась традиция проведения экскурсий для обучающихся и их родителей. Знакомство с историей и культурой следует начинать с раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее интенсивно. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям учащихся. Это позволяет каждому ученику выбрать себе деятельность по душе.

Материалы        музея        широко        используются        при        проведении        уроков,        внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и школьников разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции.

Музейное дело - это объединение по интересам, куда дети приходят добровольно, по велению своей души. Музей школы – особое пространство истории и культуры, позволяющее организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся получили возможность комплексного взгляда на родной край, как регион с экономическими, этническими, культурными, историческими, политическими особенностями. Главная воспитательная функция школьного музея заключается в воспитании культуры гражданина и патриота, социализации обучающихся в обществе.

На уровне школы:

- проведение научно-практических конференций;

- организацию и проведение традиционных торжественных линеек, посвящённых памятных датам России, на которых обучающиеся получают поисковые задания по сбору и оформлению исторического материала;

- участие в мероприятиях и выставках разных уровней;

- проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий в музее, в котором присутствуют вещественные и документальные источники, символика региона проживания, материалы, рассказывающие об истории и культуре родного края, портреты героев, формирует чувство патриотизма и гражданской ответственности за все, что было и будет в родном крае;

- встречи        с        участниками        боевых        действий,        ветеранами        трудового        фронта, несовершеннолетними узниками: Уроки мужества, Уроки Памяти, Литературно-музыкальные гостиные;

На индивидуальном уровне:

- овладение        навыками        поисковой,        экспозиционной,        выставочной,        оформительской, экскурсионной работы: оформление поисково-исследовательского материала, посвящённого истории села, региона, подвигу народа, оформление Книги Памяти;

- учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют персональные выставки рисунков, фотографий, поделок; записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей, выпускников школы и т.д.

- приобщение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям через знакомство и осмысление особенностей исторического развития региона, образа жизни жителей Крыма, боевых традиций, духовно-нравственных святынь Республики Крым;

- внеурочная деятельность и дополнительное образование, которые является одним из способов развития учебно-воспитательного процесса с учетом современной социально-образовательной ситуации, организации предпрофильного и профильного обучения.

Материалы        музея        широко        используются        при        проведении        уроков,        внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными.

Учебный план

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

В том числе

Формы аттестации или контроля

Теория

Практика

1.

Музей        как        институт социальной памяти.

3

2

1

Создание        проекта        об одном из музеев нашей страны.

2.

Музейный        предмет        и способы его изучения.

3

2

1

Создание        проекта «История                одного музейного экспоната»

3.

Проведение        научных исследований         активом школьного музея.

4

2

2

Участие в конкурсе

4.

Фонды школьного музея. Определение        понятия, основные         направления фондовой работы.

4

2

2

Проведение        викторины на знание понятий и терминовмузееведения.

5.

Экспозиция        школьного музея.

3

1

2

Оформление        новых экспозиций в школьном музее.

6.

Работа с аудиторией.

3

1

2

Проведение экскурсий в школьном музее.

7.

Изучение        истории школьного музея.

4

2

2

Создание        презентации. Создание      виртуальной экскурсии.

8.

Историческое краеведение.

4

1

3

Проект «Характеристика объекта историко-культурного наследия»

9.

Военно-патриотическая работа.

4

2

2

Участие в мероприятиях, посвящённых памятным датам в истории Отечества

 10.

Подведение итогов.

 2        

 34        

 -        

 15        

 2        

 19        

Защита проектов.

Итого

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3 ч)

Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3 ч)

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4 ч) Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма

комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных     музеев,     библиотеках     и     архивах.     Привлечение     данных     различных

вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (4ч)

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея (3 ч)

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией (3 ч)

Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.

Тема 7. Изучение истории школьного музея (4 ч)

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея села Залесье. Исторический музей. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение (4 ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа (4 ч)

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Подведение итогов (2 ч) Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. Представление проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения по программе учащиеся будут знать: основы музейной подготовки;

историю родного края и его природные, культурные особенности. По окончании освоения Программы, учащиеся будут уметь:

- применять знания об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыки социокультурной компетенции;

- применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

- выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их;

- использовать личностные качества: интеллектуальные (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевые (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональные (чуткость, эмоциональность, толерантность) в практической деятельности и повседневной жизни;

- применять предпрофессиональные навыки экскурсоводов, а также навыки в организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- использовать способность к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать, организационный подход к участию в общественно полезной деятельности учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения у учащихся будут формироваться и развиваться такие личностные качества, как:

- ценностное отношение к культурному наследию и вкус к общению с музейными ценностями, а также навыки и умения работать с историческими документами;

осознанное, уважительное и доброжелательные отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьмии достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах общения, отношения к людям, к окружающему миру.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение

Программа      реализуется      педагогом      дополнительного      образования,      имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно

повышающим уровень профессионального мастерства (учитель истории и обществознания.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение для занятий – музей. Для занятий используется ноутбук для показа наглядных материалов и обучающих фильмов, школьная доска, столы, стулья, колонки переносные, проектор, декорации, карточки с заданиями, сценарий. учебный кабинет, актовый за

Методическое обеспечение образовательной программы:

Принципы построения работы: от простого к сложному, связь знаний, умений с жизнью, с практикой, научность, доступность, системность знаний, воспитывающая и развивающая направленность, активность и самостоятельность, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, практические методы. Методы контроля: опрос, показ презентаций, показ проектов, участие в конкурсе. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии:

Личностно-ориентированные технологии:

введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и развитие творческих способностей;

использование метода как «ситуации успеха»;

использование методики разноуровневого подхода. Технологии индивидуализации обучения:

способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

выявление        потенциальных        возможностей        всех        учащихся        (поощрение индивидуальности).

Информационно – коммуникационные технологии: проектор, ноутбук, колонки. Здоровьесберегающие технологии:

•        психолого-педагогические        (создание        благоприятной        психологической        обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью);

•        физкультурно-оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, пластические разминки).

Рекомендуемые        типы        занятий: комбинированные        и        практические        занятия. Дидактические материалы: использование карточек (с заданиями, с описаниями упражнений); использование наглядности (слайды, фотографии, видео).

Алгоритм занятия.

План проведения занятия предполагает следующие этапы: приветствие, определение темы занятий, информация о теме, практикум (игра), усвоение темы, закрепление материала, подведение итогов.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

С целью выявления уровня освоения программы проводится:

входной контроль – проводится с целью определения уровня развития детей (беседа);

промежуточный контроль – осуществляется по окончании каждого раздела Программы в форме презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности участия в мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях и т. д.;

итоговый контроль – сцелью определения результатов обучения (защита проекта), подготовка и демонстрация экскурсионногопродукта.

Основные критерии оценки (для презентаций, проектов): умение кратко рассказать о главном в установленное время (10 мин.); умение связать рассказ с показом объектов; логическое построение рассказа экскурсии; умение создать интересный продукт (наличие заключения); творческий подход.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений – М., 2004 г.

Охрана культурного наследия в России. XVII–XX вв.: Хрестоматия. – М.,2000. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М.,2005.

Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. // Краеведческий альманах. – М,2010.

Персин А.И. Школьный музей. Из века XX в XXI // Музей и образование. – № 7. – 2010. Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности «Музеология» / Л. Г. Гужова [и

др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Изд-во Владим. гос. ун-та,2010.

Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н. С. Чекмарёвой. 2005.

Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – ТТ.12. Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. –2009. Литература для обучающихся

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ. Ин-т культурологии. –М., 2001.

Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы РФ (ФАС РФ). /Под ред. В. Л. Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. –2009. Список литературы для родителей

Мамонтова, О. Д. Педагог-художник, ребенок и родители как участники единого творческого процесса / О. Д. Мамонтова // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 166-177.

Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей или как стать счастливее. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012 г. – 168 с. - (Музей и подрастающее поколение).

Юхневич М.Ю. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2006 г. – 174 с.

Список интернет – ресурсов

Российская        музейная        энциклопедия        [электронный        ресурс].        –        Режим        обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp

Страница творческой группы «Школьные музеи - хранители памяти» [электронный ресурс] -http://www.it-n.ru/http/communities.aspx?cat_no=168497&tmpl=com -

Кубрякова И.А. Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников [электронный ресурс] - http://www.scienceforum.ru/2013/10/6131

Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея [электронный ресурс]        -        http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-shkolnogo-muzeya

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3 ч)

 1        

 2        

3

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

1        

1        

1

Профили и типы музеев.

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3 ч)

4

Понятия: музейный предмет        – предмет музейного назначения – экспонат.

1

 5        

 6        

Классификация музейных предметов.

1        

1        

Способы изучения музейных предметов.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4 ч)

7-8

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов.

2

9-10

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

2

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (4 ч)

 11        

 12        

 13        

 14        

Фонды школьного музея и их значение.

1        

1        

1        

1        

Комплектование музейных фондов.

        

Учёт музейных фондов.

Хранение музейных фондов.

Тема 5. Экспозиция школьного музея (3 ч)

15

Понятия:        экспонат,        экспозиция,        экспозиционный комплекс.

1

16

Выставка как актуальная для музея форма презентации его коллекций.

1

17

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

1

Тема 6. Работа с аудиторией (3 ч)

18

Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией.

1

19

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

1

 20        

Работа экскурсовода.

1        

        

        

Тема 7. Изучение истории школьного музея (4 ч)

 21        

 22        

 23        

24

Школьный музей как источник изучения родного края.

1        

1        

1        

1

История создания школьного музея

Фонды и экспозиции школьного музея.

        

        

Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение (4 ч)

 25        

 26        

27

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

1        

1        

1

        

        

Записи историко-краеведческих наблюдений.

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

28

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

1

Тема 9. Военно-патриотическая работа (4 ч)

 29        

30

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

1        

1

Жители села – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.

 31        

32

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1        

1

Жители        Симферопольского        района        –        защитники Отечества.

   33______

 34______

 

 

Итоговое занятие

1        

1        

        

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО»

Обучение детей и молодежи к первноначальным навыкам кузнечного дела....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Швейное дело"

Программа художественной направленности. Ориентирована на учащихся от 10 до 16 лет., базовый уровень, срок реализации - 4 года. Программа включает разделы: "Работа с тканью", "Мягкая иг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело"

Рабочая программа дополнительного образования "Музейное дело" для общеобразовательной школы. Возраст 13-15 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело»

Программа «Музейное дело» имеет социально – педагогическую направленность. Целесообразность Программы заключается в успешном освоении нового социального опыта на ступени основного об...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Швейное дело»

Программа кружка «Швейное дело» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Отличительной особенностью данной программы является то, что...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Добрые дела"

Помогая другим, познай себя! Добровольческая деятельность поможет ребенку приобрести полезный опыт, найти новых друзей и самореализоваться!Наш девиз: Ни одного дня без доброго дела!"...