"ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
методическая разработка

Литвиненко Оксана Леонидовна

В данной разработке рассказывается об опыте работы педагогов в учреждении дополнительного образоания по формированию экологической культуры учащихся на основе крвеведческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekol._kultury.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Сенников П.В., директор МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара,

Литвиненко О. Л, зам. директора по УВР, ПДО,

Последние десятилетия отмечены небывалым отрицательным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду.

Антропоцентрическое отношение к окружающей среде, возможно переломить только средствами экологического образования. Лишь стройная и взаимосвязанная система экологического образования позволит сформировать у большинства населения экологическую культуру.

Изучение проявления экологических проблем на территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся, особенно важно в формировании экологической культуры подрастающего поколения, так как родной край, в картине мира у ребенка осознается в качестве дома - одной из важнейших ценностей человека.

Существует много определений экологической культуры. Мы взяли за основу наиболее часто встречающееся определение.

Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности. 

Формирование экологической культуры связано с усвоением школьниками таких основополагающих знаний, как:

  • многообразие и сложность существующих в природе взаимосвязей между ее компонентами и элементами;
  • целостность и единство природы;
  • изменение природной среды и возникновения качественно новых природных комплексов;
  • взаимодействие общества и природы;
  • рациональное природопользование.

В МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» ведется активная работа по формированию экологической культуры учащихся. На основе многолетнего опыта реализации программ краеведческой и эколого-биологической направленности мы пришли к заключению, что изолированные формы экологической работы (уроки, экскурсии, различные мероприятия), не объединенные в какую-либо систему, являются малоэффективными в деле решения задач экологического образования, формирования экологической культуры. В основу системы экологического образования мы заложили краеведческую деятельность учащихся.

Следует отметить педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование средств краеведения в целях развития экологической культуры учащихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования:

  • преимущества системы дополнительного образования детей;
  • высокий уровень экологической культуры педагога;
  • актуализация потребности подростков в эколого-краеведческой деятельности;
  • сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы по развитию экологической культуры учащихся;
  • этапность использования краеведческих средств.

Три этапа развития экологической культуры учащихся:

  • I этап: установочный - отражает начальный уровень представлений об экологических проблемах, первоначальное знакомство с природой родного края, экокультурными традициями региона через музейную экскурсию, экскурсионный маршрут.
  • II этап: активно-деятельностный - включает деятельность учащихся по приобретению навыков оформления коллекционного, гербарного материала, работу над оформлением экспозиций природоохранной тематики, осуществление природоохранной работы, участие в городских экологических акциях
  • III этап: рефлексивно-трансформирующий - предполагает освоение материала, ориентированного на комплексное знание в области природы и человеческого бытия, а так же свободное оперирование фактами, добытыми в процессе краеведческого поиска.

Основные формы организации краеведческой работы  с учащимися подросткового возраста в ЦДТ «Ирбис»

  • экологические выступления и агитбригады,
  • творческие выставки,
  • информационные буклеты,
  • агитационные листовки,
  • беседы с туристами и отдыхающими

  • «Муравей» - ограждение муравейников,
  • «Кормушка» - помощь зимой птицам и зверям,
  • «Скворцы прилетели» - изготовление и вывешивание скворечников,
  • благоустройство родников,
  • ремонт экощитов,
  • уборка мусора,
  • благоустройство туристского маршрута или стоянки

  • посты,
  • дозоры,
  • акции  

«Подснежник»,

«Береза»,

«Красная книга»

Экодесанты

Трудовые операции

“Зеленый патруль”, «Голубой патруль»

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

КЛУБ, ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Учебно-познавательная работа

Экскурсионная

работа

Массовые

мероприятия

  • теоретические и практические занятия экологического и природоохранного содержания
  • организация походов, путешествий и экспедиций,
  • проведение наблюдений и исследований в природе и обществе,
  • создание конкретных баз данных по выбранным темам,
  • составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,
  • подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей

  • учебные экскурсии,
  • тематические экскурсии
  • экскурсии  выходного дня
  • учебные экологические тропы

  • туристские маршруты
  • турполоса,
  • экспедиции
  • слет следопытов, юных туристов, краеведов, экологов
  • профильные объединения
  • экологические и краеведческие игры и

    соревнования

Психологами отмечено, что дети лучше всего  пропитываются данной идеей, когда сами ее пропагандируют. В связи с этим большей поддержки требует участие ребят в различных экологических праздниках (День птиц, День леса), экологических субботниках, акциях “ Живое серебро” и других.

С целью показа итогов какой-либо работы устраиваются выставки, на которых демонстрируются лучшие работы учащихся, коллекции, фотографии, рисунки, различные экспонаты.

С выставками может сочетаться такой вид работы, как выпуск учащимися журналов, настенных газет, тематических альбомов.

В системе краеведческой работы в ряду эффективных путей активизации деятельности учащихся традиционно особое место занимает экскурсия. Экскурсия – это посещение одного или нескольких достопримечательных мест в учебно-познавательных и воспитательных целях. ЦДТ «Ирбис» активно сотрудничает со школами района и проводит выездные экскурсии по предварительным заявкам. В Центре действует детское экскурсионное бюро, в котором сами воспитанники разрабатывают, подготавливают и проводят экскурсии по достопримечательностям Самарской области. В дни школьных каникул организуются походы выходного дня в районы Сокольих и Жигулевских гор, многодневные походы по Самарской области и другим регионам России.

Одной из разновидности экскурсии является поход (путешествие, экспедиция). Краеведческая работа в походе расширяет кругозор участников, расширяют и углубляют знания о районе путешествия. Туристско-краеведческие экспедиции направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению родного края, приобретению полезных навыков. Такие формы организации активного отдыха более доступны для широких масс учащихся.

Экспедиционные проекты являются одним из наиболее действенных средств формирования образовательного сообщества, объединенного идеей исследовательской деятельности. В полевых условиях возникают наиболее благоприятные условия для общения взрослого и ребенка, педагога и школьника. И когда их совместная деятельность подчинена решению интересной, творческой исследовательской задачи, образовательный результат такой ситуации не замедлит сказаться. В ЦДТ «Ирбис» в период летних каникул ежегодно проводятся краеведческие экспедиции по памятникам природы Самарской области, по Волге и малым рекам.

Во время летних школьных каникул организуются профильные смены.

Диапазон смен профильных объединений,  уже сегодня успешно работающих в нашем учреждении,  достаточно широк, и с каждым годом он пополняется все новыми и новыми инновационными разработками творческих авторских групп. Программы деятельности профильных смен отражают различные структурные организации и подходы к управлению воспитательными системами в условиях летнего лагеря.

Учебные экологические тропы - основной целью создания таких троп является взаимосвязь отдыха, обучения и воспитания.

На этом этапе происходит слияние теоретических и практических знаний участников проекта. У нас в учреждении разработано несколько таких маршрутов, в том числе в городских парках и зеленой зоне г.о. Самара.

Все эти формы позволяют сочетать изучение законов природы с практической деятельностью. В своей работе педагогу необходимо использовать краеведческий материал (особенно в старших классах), поддерживать связь с преподавателями др. образовательных учреждений, с научно-исследовательскими и природоохранными организациями. Такая разноплановая система работы поможет создать дружный коллектив ребят, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, взаимоуважении, бережном отношении к природе, друг к другу, стремление быть нужным и полезным.  

Отличительной особенностью нашей деятельности от уже существующих по работе в данном направлении, является  включение  ребят в активную природоохранную деятельность, конкретность и наглядность результатов работы, оформление  работы в современной форме (проект).  

Эффективность использования краеведческой деятельности, как основы для формирования экологической культуры учащихся показывают высокие результаты участия наших воспитанников в мероприятиях эколого-краеведческой направленности.

Выявленные нами на практике формы краеведческой работы будут способствовать более эффективному развитию экологической культуры подростков.

При этом повышение уровня экологической культуры учащихся происходит в результате:

  • использования знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении предметов школьной программы;
  • использования форм и методов экологической работы с детьми, применяемых в краеведческой деятельности системы дополнительного образования;
  • реализации программ краеведческих объединений;
  • применения методических пособий и рекомендаций по работе туристско-краеведческих объединений экологической направленности.

Найденное нами сочетание разделов программно-методического обеспечения системы дополнительного образования усиливает связь с содержанием обучения в общеобразовательной школе, способствует сохранению контингента занимающихся, позволяет в большей мере использовать кадровые ресурсы и материально-технические возможности образовательных учреждений.

Осознанное включение подростков в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение развитости их экологической культуры.

В результате общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Литература

  1. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя.- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2006.
  2. Леонтович А. За знаниями в экспедицию / Народное образование -1997.-№9.
  3. Озеров А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Дисс.  канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. -М., 2001.
  4. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся М.: ЦДЮТК РФ, 2001.
  5. Полянская Е.И. Ценность эколого-краеведческой деятельности учащихся с позиции формирования познавательной мотивации / Е.И. Полянская // Социально-экологические проблемы малого города: матер. Всероссийской науч. практич. конф., Балашов, 9-10 октября 2008 г. / под. ред. М.А. Заниной. - Балашов: Николаев, 2008.

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры подростков на основе ценностей экологической этики

Опыт работы по реализации экспериментальной программы нравственно-экологического воспитания "Я и природа" представден мной в 2008 году на научно-практической конференции педагогов учреждений интернатн...

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....

Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении географии

Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую рол...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....