Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении географии
статья по географии на тему

Туркова Людмила Александровна

Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении  географии

                                                                        Туркова  Людмила Александровна,

учитель географии и технологии,

                                 МБОУ «Крутинский лицей»

 Крутинского МР

Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную деятельность.

Курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.

Краеведение дает учащимся возможность лучше изучить и узнать свой край, помогает усвоению школьной программы по географии, воспитывает бережное отношение к природным богатствам страны и своего региона. В своей работе я применяю такие формы внеурочной деятельности как экскурсии, проектную и исследовательскую деятельность, практические работы на местности.

 В исследовательской деятельности большое внимание я уделяю краеведческому материалу, а именно природе Крутинки. Ребята выполняли научно - исследовательскую работу: «Видовой состав птиц озера Ик» под руководством научного консультанта – орнитолога К.А. Яковлева. Нынешним летом  Крутинской краеведческий музей посетил профессор С.А. Соловьев. На этой встрече ребятам  было предложено выполнить  презентацию по теме: «Птицы Крутинского района, занесенные в Красную Книгу Омской области и России». В нашем лицее учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитании у них интереса и бережного отношения к ней. Он является лабораторией под открытым небом, где учащиеся не только подкрепляют теоретические знания, но и развивают практические навыки, проводят научно-исследовательскую и опытническую работу.

На территории участка  проводятся уроки и внеурочные занятия по географии и экологии.

  Здесь, учащиеся лицея реализовали проект, посвящённый Году экологии «Зелёная планета». Вся территория этого отдела  разделена на микроучастки. Школьники  всех классов проделали огромную работу по благоустройству территории, вырастили огромное количество  рассады для оформления цветочных  клумб.

Большое внимание уделяю опытничеству. В этом учебном году на пришкольном участке ребята выполняли научную работу по сортоиспытанию моркови, с которой выступали на выставке «Урожай - 2017» на Омской областной станции юннатов. В нашем лицее есть уголок живой природы, который содержит коллекция комнатных растений, используемая для  проведения научно – практических работ и лабораторных исследований. А также живой уголок.

В результате школьники получат возможность  понимать и оценивать изменения природы  в результате хозяйственной деятельности человека; научатся сравнивать объекты, процессы и явления, моделировать, прогнозировать и проектировать, выявлять причинно-следственные связи  компонентов природы; смогут объяснить значение  сотрудничества в деле охраны природы своего края и всей Земли; будут  выполнять правила поведения в природе; узнают экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Для формирования экологической культуры у обучающихся важное значение имеет системность и комплексность работы. Силами одного предмета, одного учителя вырастить духовную, нравственную, экологически культурную личность невозможно. Для систематизации внеурочной работы по предмету я тесно сотрудничаю с учителями биологии  и других предметов. Это сотрудничество даёт положительные результаты в организации предметных недель, научных конференций, проектной деятельности, повышает интерес к предмету география.