Организация воспитательной работы с учащимися объединений «Кинология» в рамках реализации программы «Ребенок и собака»
статья

Литвиненко Оксана Леонидовна

Представлена система организации воспитательной работы в рамках реализации программы "Ребенок и собака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnoy_raboty.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательной работы с учащимися объединений «Кинология» в рамках реализации программы «Ребенок и собака»

Содержание воспитательной работы при профориентации  в объединениях естественно-научного профиля подразумевает вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная, творческая, природоохранительная и общение.

В центре воспитательной работы – организация социального опыта естественно-научных объединений, в том числе в объединениях «Кинология», формирование особого уклада жизнедеятельности детско-взрослого сообщества учащихся, педагогов, родителей.

Воспитательная работа в рамках программы «Ребенок и собака» опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
  • успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, педагогов друг с другом,
  • успешность - это атрибут учащегося и педагога, как отдельной личности, так и группы;
  • успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Цель воспитательной работы в объединениях «Кинология» – создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности.

Организационная модель воспитательной работы - клубное сообщество «Экомир», которое позволило учащимся объединиться в совместной творческой деятельности.

Существенной характеристикой «клубных отношений» является возможность рефлексивного обсуждения актуальных проблем совместной деятельности. Клубное сообщество является местом осмысления общественного устройства, в этом пространстве существует возможность обсуждения, прожектирования и проектирования новых вариантов социального развития.

Наш клуб «Экомир» является необходимым компонентом предпрофессиональной подготовки учащихся по эколого-биологической направленности, поскольку он является логичным дополнением и условием реализации целей программы «Ребенок и собака».

Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

Члены клуба «Экомир» - это учащиеся объединений «Кинология» МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара.

Девиз членов клуба «Экомир» - «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Клуб имеет свой Устав, эмблему, определенные традиции – участие в Номинациях. Вся клубная символика создавалась на конкурсной основе.

Управляет и регулирует работу клуба – Совет клуба, в который входят представители Номинаций, которые  ежегодно избираются на первом в учебном году общем собрании клуба «Экомир».

Во главе Совета клуба стоит Председатель клуба, избираемый общим собранием членов клуба.

Суть воспитательной работы в клубе сводится к предоставлению возможности учащимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил, и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.

Актуальные сферы жизнедеятельности для учащихся эколого-биологических объединений (выявленные в результате предварительной диагностики) отражены в номинациях:

Актуальные сферы

жизнедеятельности

 Название номинации

  • Научная
  • Спортивная
  • Художественное творчество
  • Организаторская     деятельность
  • Добрые дела
  • Общение

•  «Навстречу открытиям»

•  «Чемпион года»

•  «ВиТА» (Вдохновение и Талант)

•  «Дирижер»

•  «Добрая душа»

•  «Любимец публики»

•  «Открытие года»

•  «Маленький герой»

Механизмы реализации воспитательной программы заключаются в следующем: ребенок  заявляется на участие в выбранной им номинации, в рамках которой предлагается ряд мероприятий в определенной сфере деятельности, где он может себя проявить и реализовать. Таким образом, у большинства учащихся есть возможность сделать заявку на то, чтобы стать «Звездой», чтобы его заметили.

В конце года проводится церемония награждения – присуждение «Звезд» выдающимся личностям за отличие в какой – либо сфере деятельности. Смыслом присуждения «Звезд» является выражение признания всеми участниками программы поступков и достижений конкретного человека.

Номинация «Навстречу открытиям»

Задачи:

  • отметить успехи одаренных детей;
  • стимулировать интерес учащихся к исследовательской, проектной работе, участие в предметных конкурсах, конференциях;
  • поддерживать имидж учреждения.

Участвуют дети, которые имеют выдающиеся способности и проявляют их в какой-то области науки.

Правила подведения итогов:

- участие в работе предметных объединений, элективных курсах;

- участие в предметных неделях;

- участие в предметных олимпиадах в районе, городе, области;

- участие в конкурсах  исследовательских работ.

Критериями успешности могут быть:

  • уровень научного достижения (бальная система);
  • уровень достижения (участие – 1балл, десятка лучших  -2балла, пятерка лучших -3балла, 4место – 4балла, 3место – 5баллов,2место – 10 баллов, 1 место – 15 баллов).

Примерный график мероприятий

  • презентация номинации – начало октября;
  • главное мероприятие - День науки - март;
  • подведение итогов – начало апреля. 

Номинация ВиТа (Вдохновение и Талант)

Предназначена для учащихся, обладающих яркими творческими способностями и успешными в кокой-то отдельной сфере деятельности. В качестве номинантов могут быть: музыканты, танцоры, актеры, поэты…

Задачи номинации

  • стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством;
  • отметить успехи учащихся объединений в сфере творчества, создать ситуацию успеха для талантливых личностей;
  • создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

  Номинироваться могут учащиеся индивидуально и творческие группы. После того как будут поданы заявки на участие в творческой номинации, будет составлен экран конкурсных программ, где номинанты могут проявлять себя и свои способности и завоевывать звезды.

Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов, а так же голосованием экспертов.

Критериями успешности могут быть:

  • уровень творческого конкурса (учрежденческий - красная звезда, городской - серебряная звезда, областной – золотая звезда);
  • уровень достижения (участие 3, 2, 1место);
  • качество и оригинальное изготовление своего шедевра.

Примерный график мероприятий: 

  • презентация номинации, заявки на участие – сентябрь;
  • конкурсные программы, праздники – октябрь, март;
  • подведение итогов, работа независимого жюри (педагоги-специалисты в различных областях творчества) – март;
  • фестиваль искусств, где номинанты представляют конечный продукт своей деятельности. Награждение, определение номинантов на вручение премии – конец марта.

Номинация «Чемпион года»

  Одно из важных направлений воспитательной работы -  спортивно-оздоровительная работа. Для стимулирования участия детей в данной сфере деятельности в рамках проекта «Планета звезд» учреждена номинация « Чемпион года».

Задачами данной номинации являются:

  • популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся);
  • для учащихся, занимающихся спортом – возможность еще раз отметить их спортивные успехи;
  • создать ситуации успеха для спортсменов учреждения;
  • стимулировать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом,
  • поддерживать положительный имидж учреждения.

Правила подведения итогов. Номинироваться могут объединения учащихся, спортивные команды, спортсмены индивидуально. После того как группы, спортсмены, команды подадут заявки на участие в спортивной номинации будет составлен экран соревнований.

Критериями успешности могут быть: 

  • уровень спортивного состязания (коэффициент: учрежденческий -1 бал, город – 3 балла, область 5 баллов, Россия – 15 баллов);
  • уровень достижения (участие -1 балл, десятка – 2 балла, пятерка лучших – 3 балла, 4 место – 4 балла, 3 место – 5 баллов, 2 место – 10 баллов, 1 место – 15 баллов).

Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов участников команды, учащихся класса.

Примерный график мероприятий:

  • презентация номинации середина сентябрь – спортивный праздник;
  • заявки на участие в номинации сентябрь (до 1 октября);
  • первенства по отдельным видам спорта ежемесячно октябрь - март (футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, шашки, шахматы, армрестлинг и т.д.);
  • начало апреля подведение итогов соревнований, выборы независимого жюри (5 человек, 3 школьников, 1 учитель, 1 представитель общественности);
  • середина апреля – спортивный праздник, награждение, бал чемпионов.

Номинация «Любимец публики».

  Подростковый и юношеский возрасты задают особую значимость межличностного признания, стремление иногда, чуть больше необходимости работать на публику, чуть больше, чем это необходимо позировать. Кому-то удается получить любовь окружающих и стать любимцем, кому-то нет. Нельзя доподлинно определить, что конкретно влияет на выделение того или иного учащегося прочими. Невозможно определить личностные характеристики, по которым тот или иной человек становится эмоциональным лидером группы, ЦДТ «Ирбис». Но ежегодно премия «Любимец публики» будет безошибочно находить своего кандидата, признаваемого и принимаемого большинством ребят и взрослых.

Задачи номинации:

  •  воспитание эмоциональных лидеров ученических коллективов,
  • формирование ценностей и ориентиров в коллективах учащихся.

Правила подведения итогов. 

Номинироваться могут только индивидуально учащиеся и педагоги учреждения. Основанием для номинирования являются социологические опросы, проводимые независимыми группами.

Критерий успешности – симпатия, кто больше всего нравится учащимся, педагогам, администрации.

Примерный график мероприятий:

  • Сентябрь – презентация номинации.
  • Декабрь – предварительный опрос (рейтинг популярности учащихся).
  • Март – окончательный опрос учащихся, педагогов, администрации - выдвижение трех – четырех номинантов, выборы общественного жюри 1 взрослый и 4 учащихся, организация обсуждения и тайного голосования.

Номинация «Открытие года»

  В любом деле, направлении работы (спорт, художественная самодеятельность, предметные олимпиады, и т.п.) есть ребята, которые участвуют не один год. Это позволяет выделить две категории, условно называемые «новичками» и «стариками». В связи с этим фактом, становится возможным учреждение такой номинации, как «Открытие года». В номинации отражается расхождение между ожиданиями окружающих от человека и его реальным поведением. Открытием может быть назван человек, проявивший себя с неожиданной стороны, человек сумевший преодолеть стереотипы, которые возникли по его поводу.

Задачи номинации:

  • стимулировать пробы учащихся в различных сферах деятельности,
  • поддержка у учащихся актуальности нравственных ценности - сопереживание успехам товарищей.

Правила подведения итогов.

Номинироваться могут только индивидуально учащиеся и педагоги учреждения. Номинироваться человек может как за отдельный поступок, за сыгранную роль в спектакле, так и за то, что в течение года человек показывал себя с неожиданной стороны.

Основанием для номинирования является предложение организаторов различных мероприятий в учреждении, они подают свои предложения зам. директору по воспитательной работе, затем создается общий список, проводится рейтинг (опросом, голосованием экспертов).

Критерий успешности – значимость для   клуба «Экомир» открытия человека в этом качестве, масштаб действия номинируемого.

Примерный график мероприятий:

  • Сентябрь – презентация номинации.
  • Декабрь – предварительные итоги.
  • Март – окончательное подведение итогов.

Номинация «Добрая душа» или «Твори добро»

Номинироваться могут как индивидуально учащиеся, так и желающие рассказать о товарище, который совершил дело милосердия.

Задачи:

  •  воспитание доброго отношения к окружающему миру,
  • формирование активной жизненной позиции,
  • воспитание таких нравственных качеств как доброта, сопереживание, взаимопомощь.

Основанием для номинирования является:

1.  Рассказ – представление «Я хочу рассказать вам о …».

2.  Собственная презентация учащегося, который хотел бы рассказать о своих добрых делах и попросить поддержки у окружающих.

Итоговым мероприятием является «Рождественские встречи» (январь) – где номинанты в творческой форме представляют людей «творящих» добро.

Главным критерием успешности являются реальные дела милосердия.

Т.к. добрые дела нельзя ничем измерить, то награды удостаиваются все номинанты путем занесения их в книгу почета «Летопись добрых дел».

Номинация «Дирижёр»

  Дирижером здесь называют ребят, которые ведут за собой, выступают в роли лидеров, организаторов, инициаторов различных акций, мероприятий, полезных дел. В этой номинации смогут проявить себя ребята, обладающие или желающие развивать в себе, умение планировать и организовывать деятельность, умение творчески и неординарно мыслить и заражать своей идеей окружающих людей.

  Перед данной номинацией можно поставить следующие задачи:

  • реализация лидерского потенциала;
  • формирование и развитие организаторских компетенций;
  • стимулирование социальной активности, создание креативных решений в организации мероприятий.

  Правила подведения итогов. Заявки на участие в данной номинации подаются лично каждым желающим. За время учебного года необходимо фактически организовать 1 или несколько праздников, мероприятий, дел, каждое из которых будет оцениваться по уровню подготовленности и другим критериям.

  Критерии оценки:

  • слаженность проведения (без заминок, люди уверенно себя чувствуют);
  • уровень организации (учёт всех мелочей);
  • личная инициатива в проведении какого-либо мероприятия;
  • креативность при выборе формы и способа реализации своей идеи;
  • положительные эмоции у участников после проведения.

  Примерный график мероприятий:

  • презентация номинации, 2-3 мастер-класса по организаторскому мастерству – сентябрь;
  • организация мероприятий в течение года в соответствии с планом учебно- воспитательной работы;
  • организация мероприятий, праздников в группах;
  • участие в городских конкурсах, проектах;
  • личная инициатива в проведении какого-либо мероприятия;
  • подведение итогов по номинации, работа жюри

Номинация «Маленький герой».

Особая номинация, одним из требований в присуждении которой является возраст участника. Младшим достаточно сложно соперничать со старшеклассниками в какой-либо сфере деятельности, но, однако отдельные поступки «малышей» могут вызвать удивление старших ребят и педагогов. Номинироваться могут только индивидуально учащиеся младших классов. Основанием для этого являются опросы среди старшеклассников, предложения от организаторов различных мероприятий.

Задачи номинации:

  • поддержка учащихся младших классов;
  • формирование межвозрастного взаимодействия.

Критерием успешности может являться симпатия со стороны опрашиваемых.

Примерный график проведения мероприятий: 

  • Сентябрь – презентация номинации.
  • Декабрь – предварительный опрос (рейтинг популярности учащихся).
  • Март – окончательный опрос учащихся, педагогов, администрации.

Воспитательная работа на базе клуба «Экомир» помогает наполнить жизненное пространство учащихся деятельностью, которая им интересна и определяет направления дальнейшей воспитательной работы с учетом интересов и способностей ребят данной группы.

Определившиеся в начале года номинации, в которых учащиеся могут и хотят заявиться и окажутся направлениями, по которым планируется воспитательная работа в данном детском объединении. Далее педагог занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.

Смысл и главное предназначение воспитательной работы при реализации данного проекта заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.

Как результат - повышение социальной активности учащихся как в учреждении (дети активно участвуют в жизни учреждения, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие детей в масштабных социальных акциях и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Организация воспитательной работы с учащимися в объединениях учреждения дополнительного образования

Данный материал дает  информацию о различных направлениях, формах воспитательной  работы ,которые могут быть организованы   с учащимися  посещающим  учреждение дополнительного...

Роль диагностирования в организации воспитательной работы с учащимися

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, н...

Программа летней профильной смены "В содружестве с природой" для учащихся объединения "Кинология"

Программа летней профильной смены естественнонаучной направленности, предусматривающая практическую работу учащихся по дрессировке собак и полевую экологическую  практику учашихся....

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...