Роль диагностирования в организации воспитательной работы с учащимися
статья (9, 10, 11 класс)

Парубец Наталия Николаевна

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_diagnostik_v_vospitatelnom_protsesse.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогических чтениях

«Актуальные проблемы обучения и воспитания в профильной школе»

Роль диагностирования в организации воспитательной работы с учащимися

Выполнила воспитатель высшей квалификационной  категории

ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»

Парубец Наталья Николаевна

Человек как предмет воспитания.

                                                                                           К.Д.Ушинский

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 «Изучение психологического облика личности,- писал С. Л. Рубинштейн, - включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.» (5. с. 93)

Для изучения детского коллектива  использую следующие диагностические методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкеты, сочинения, графические и рисуночные темы. Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

- изучение личностных качеств учащихся

- изучение общих и специальных способностей класса

- изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе

- учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел

- обзор методов для стимулирования и коррекции отношений и поведения учащихся

Диагностика охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные  психологические ресурсы личности:

1 Психологическая сфера (психические и поведенческие  проявления свойств нервной системы)

2 Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии)

3 Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру )

4 Эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности)

5 Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности)

6 Социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально-профессиональная адаптированность)

Исследуя данные психологические сферы, использую сложившуюся диагностическую программу:

  • Диагностика склонностей и способностей
  • Профессиональная направленность
  • Ориентация на ЗОЖ
  • Готовность к саморазвитию
  • Тест Айзенка «Темперамент»
  • Уровень тревожности
  • Комфортность воспитательной среды
  • Социометрия
  • Карта интересов
  • Мотивация обучения
  • Метод незаконченных предложений
  • Блиц-опрос
  • Самореклама
  • Диагностика духовно-нравственных качеств личности
  • Диагностика интеллектуального развития
  • Исследование волевой сферы
  • Оценка коммуникативно-лидерских способностей личности
  • Исследование интеллигентности воспитанников
  • Оценка трудолюбия и работоспособности

Подробно остановлюсь на исследовании воспитанности и личностного роста. В теории и практике педагогики термин «воспитанность» употребляется как синоним к словосочетанию «нравственность личности». Исследование нравственного роста ведется по следующим параметрам: любознательность, трудолюбие, гуманность, целеустремленность, требовательность к себе. Процедура диагностического анализа воспитанности состоит в том, чтобы обнаружить изменение изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности.

В качестве примера взяты результаты диагностики учащихся информационно-технологического класса, набор 2015-2018 учебного года.

 

Показатели воспитанности за три года возросли. Отмечаем высокий уровень воспитанности, то есть наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, который характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, стремлением к участию в практической деятельности.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

- конкретизировать цели воспитательной работы

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности

- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника

- обосновать выбор содержания и методов воспитания

- соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным

Следующие диаграммы демонстрируют исследование личностного роста учащихся. Личностный рост отражает прогрессивное, позитивное развитие, значимое как для самого человека (поскольку отражает процесс вхождения человека к собственной свободе), так и для всего общества (поскольку отражает развитие способности человека быть человеком в мире людей).

Личностный рост оценивается по следующим критериям:

- мотивация учебно-познавательной деятельности

- сформированность интеллектуальных умений

- степень обучаемости

- навыки учебного труда

- результативность индивидуальных занятий

- уровень утомляемости

- целеустремленность

- дисциплина и организованность

- коммуникабельность

- соблюдение правил личной гигиены

- внешний вид и аккуратность

- интересы и увлечения

- уровень этической культуры

- работа над вредными привычками

- отношение к физкультуре и спорту

- общественная активность

- исполнение должностных обязанностей

Диагностика позволяет проанализировать, какие характеристики личностного роста западают, какие находятся в устойчиво-позитивном положении. Данные графики дают представление о положительной динамике личностного развития воспитанников информационно-технологического класса.

Итак, психолого-педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления воспитательным процессом. Зафиксированные данные позволяют информационно обеспечить процесс воспитания и учесть их при выборе содержания, методов и форм работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования // Классный руководитель.- 2003. - №6.- С 65-86.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2004. -272с.
  3. Лизинский В.М. Общие подходы к диагностике // Классный руководитель. -2003. - №6. - С 26-36.
  4. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом на основе диагностики воспитанности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2004. - №1. - С 6-25.
  5. Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина.- Волгоград.: Учитель, 2008. – 223с.
  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. – М.: «ВАКО», 2005. – 240с.
  7. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении // Классный руководитель. - 2008. - №5. – С. 125 – 134.
  8. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. – 160с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Организация воспитательной работы с учащимися в объединениях учреждения дополнительного образования

Данный материал дает  информацию о различных направлениях, формах воспитательной  работы ,которые могут быть организованы   с учащимися  посещающим  учреждение дополнительного...

Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Организация воспитательной работы с учащимися объединений «Кинология» в рамках реализации программы «Ребенок и собака»

Представлена система организации воспитательной работы в рамках реализации программы "Ребенок и собака"...

" Роль классного руководителя в воспитательной работе с учащимися"

Цель и задачи деятельности классного руководителя:—создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.—формирование и развитие коллектива кл...