Рабочая программа по учебному предмету ансамбль (скрипка)
рабочая программа

Коломеец Елена Юрьевна

Программа учебного предмета "Ансамбль" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Струнные иструменты".Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в струнном ансамбле со 2 по 3 класс (вариативная часть), с 4 по 8 класс (обязательная часть), а также включает программные требования дополнительного (9) года обучения для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmaansambl.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдаковской ДШИ

Вяземского района

Смоленской области

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

АНСАМБЛЬ (СКРИПКА)

Срок обучения:

8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения

Смоленская область

Вяземский район

д. Кайдаково

2016

ОДОБРЕНО                                                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДШИ                                               Кайдаковской ДШИ

Вяземского района                                                 Вяземского района

Смоленской области                                              Смоленской области

Протокол № _____                                                  Протокол № ______

от «____» ______2016г.                                          от «____» ______2016г.

 

Рабочая программа учебного предмета АНСАМБЛЬ (СКРИПКА) разработана  на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ)  «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения.

Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области

Разработчики: преподаватель МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области

Коломеец Е.Ю.

Рецензенты:

Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области

Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

 

                                Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная  записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

-  Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация:  цели,  виды,  форма,  содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

I. Пояснительная      записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль (скрипка)» разработана на основе и   учетом      федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в струнном ансамбле со 2 по3 класс (вариативная часть), с 4 по 8 класс (обязательная часть), а также включает программные требования дополнительного(9) года обучения  для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Коллективное  музицирование  имеет огромное значение для воспитания и обучения юных музыкантов. На занятиях ансамбля скрипачей формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.    Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.

Cодержание программы включает основные требования: учащиеся должны научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения; ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков; исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом; творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах; получить навыки чтения с листа; ознакомиться c ансамблевым репертуаром разных стилей, эпох и жанров; быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений

2.Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации данной программы составляет 7 лет (со 2 по 8 класс).

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:                        

Обязательная часть

Вариативная часть

Срок обучения

4-8 классы

9 класс

2,3,классы

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

412,5

132

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

66

Количество часов на внеаудиторную  (самостоятельную) работу

247,5

66

66

 

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая, возможно индивидуальная.  Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. По учебному предмету Ансамбль (скрипка) к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе,так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.

5.   Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль».

Цель:

 формирование комплекса умений  и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

Задачи:

  - воспитание навыков совместной игры;

  - развитие навыков ансамблевого чтения с листа и быстрой ориентации в музыкальном тексте;

  - расширение музыкального кругозора путем исполнительского ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей,  жанров и форм;

  - воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого  характера  звукоизвлечения.

6.Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы   преподавателя с ансамблем.

Программа содержит следующие разделы:

 - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного   предмета;

 - распределение учебного материала по годам обучения;

 - описание дидактических единиц учебного предмета;

 - требования к уровню подготовки обучающихся;

 - формы и методы контроля, система оценок;

 - методическое обеспечение учебного процесса.

         В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7 .   Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- Словесный (объяснение, беседа, рассказ)

- Наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация игровых приемов)

-  Практический (работа на инструменте)

-  Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления)

-  Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Мелкогрупповые занятия учащихся показывают  насколько быстрее и плодотворнее протекает процесс их художественного и  технического развития, осознания  роли и возможностей  инструмента как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.

 8.  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

 Материально-техническая  база Кайдаковской ДШИ  соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещение  имеет хорошую изоляцию, освещение,  хорошо проветривается.  Обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета Ансамбль, оснащаются пианино, скрипками, смычками, канифолью, зеркалом, пюпитрами, которые можно легко приспособить к любому росту ученика и должны иметь площадь не менее 12 кв.м.

                                 II. Содержание       учебного    предмета

                 Распределение по годам обучения

Класс  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

33

33

33

33

33

33

33

33

  Количество часов   на аудиторные занятия

(в   неделю)                                    

-

1

1

1

1

1

1

1

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

-

66

165

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные  и самостоятельные)

-

132

412,5

132

Виды внеаудиторной работы:

-выполнение домашнего задания;

-подготовка к концертным выступлениям;

-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Годовые требования по годам обучения.

 2 класс

Формирование начальных навыков коллективного исполнительства. Организация ритмической и динамической дисциплины скрипача. Исполнение пьес на открытых струнах. Мелодии в унисон.

Рекомендуемый перечень сборников:

Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. Т.1 М. 1998.

Хрестоматия для скрипки. ДМШ, 1-2 кл. М. 1985

Шальман С. Я буду скрипачем. Ч.1 Л. 1984.

Юный скрипач Ч.1 – М., 1974.

Якубовская В. Вверх по ступенькам. – М., 1983

Примерный  репертуарный список:

Бакланова Н. Этюды

Детская песенка Пешеход

Захарьина Т. Колыбельная

Кепис Я. Вальс куклы

Моцарт В. Пастушья песня

Магиденко М. Петушок

Русская народная песня Пойду ль я, выйду ль я; Как пошли наши подружки; Как на   тоненький ледок; Заинька

Якубовская В. Козочка, Осенний дождик, Петушок

3 класс

Единство приемов звукоизвлечения. Умение грамотно разбираться в нотном тексте, в голосах партитуры ансамбля. Развитие внутреннего слуха и предслышания. Интонационная и ритмическая точность.

Рекомендуемый перечень сборников:

 Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. Т.1 М. 1998.

Хрестоматия для скрипки. ДМШ, 1-2 кл. М. 1985

Шальман С. Я буду скрипачем. Ч.1 Л. 1984

Юный скрипач Ч.1 – М., 1974.

 Якубовская В. Вверх по ступенькам. – М., 1983

Примерный  репертуарный список:

 Арсеев А. Дождь покапал и прошел, Попробуй догони

 Греческая народная песня Колечко

 Металлиди Ж. Деревенские музыканты

  Ребиков В. Лягушка

  Чешская народная песня

4 класс

Осознание роли возможностей инструмента в ансамблевом исполнении. Умение грамотно разобрать текст своей партии: интонационная и ритмическая точность, штрихи, фразировка, динамика. Тональный разбор произведения, знакомство с партией фортепиано. Знакомство с партией партнера, умение передачи голоса, соразмерность в сочетании нескольких голосов

За год обучающиеся должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном концерте.

 Рекомендуемый перечень  сборников: 

Концертные пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано .Обр. Хватова  Д.,М.,2002

Популярная музыка для ансамбля скрипачей и фортепианов.3 сост. Святловская  И.Л., Шишова  Л.Н., Виноградская О.И.

Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Ступени 3,4.Пудовочкин Э., 2005

Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей Металлиди Ж., 2004

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В. 2002

Юный скрипач в.2. Пьесы, этюды, ансамбли. Сост. Фортунатов К.А.,М.,1967

Примерный  репертурный список:

Бакланова Н. Мазурка

 Брамс И. Девушка и орешник, Колыбельная

Барток Б. Народная песня

Вольфарт Ф. Этюд-шутка

 Василенко С. Испанский

 Гендель Г. Песня победы

 Гайдн Й. Менуэт из «Детской симфонии»

Дунаевский И. Колыбельная

Качурбина Н Мишка с куклой

Люли Ж. Ария

Лядов А. Колыбельная

Моцарт В. Менуэт, Пантомима

 Металлиди Ж. Мой конь»

Рамо Ж.-Ф. Ригодон, Рондо

Русская народная песня Как по морю

Стоянов В. Веселое путешествие

Хачатурян А. Андантино

Шостакович Д. Хороший день, Марш

 5  класс 

Работа над синхронностью движения рук, синхронностью звучания. Умение вести смычок с одинаковой скоростью. Умение находить правильный звуковой баланс, градация forte и piano при совместной игре. Умение слушать окончания фраз и филировать звук. Развитие навыков чтения с листа.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачету.

 Рекомендуемый перечень  сборников: 

Концертные пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано .Обр. Хватова  Д.,М.,2002

Популярная музыка для ансамбля скрипачей и фортепианов.3 сост. Святловская  И.Л., Шишова  Л.Н., Виноградская О.И.

Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Ступени 3,4.Пудовочкин Э., 2005

Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей Металлиди Ж., 2004

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В. 2002

Юный скрипач в.2. Пьесы, этюды, ансамбли. Сост. Фортунатов К.А.,М.,1967

Примерный репертуарный список:

Александров Ан. Новогодняя полька

Бах И.С. Бурре

Брамс Й.  Вальс

Бом К. Вечное движение

Бакланова Н. Вариации

Барток Б. Народная песня

Василенко С. Испанский танец

Гаврилов А. Хорошее настроение

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Дворжак А. Юмореска

Итальянская народная песня Санта Лючия

Кабалевский Д. Клоуны

Леви Н. Тарантелла

Металлиди Ж. Веселое шествие

Моцарт А. Ноктюрн

6 класс                            

Дальнейшее овладение навыками ансамблевого музицирования. Усовершенствование каче-
ства и единства исполняемых произведений, чистоты интонации. Формирование музыкального мышления, выявление и развитие творческих намерений в ансамбле. Формирование более сложных исполнительских навыков.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой. Публичное выступление  обучающихся может приравниваться к зачету.

Рекомендуемый перечень сборников: 

Пьесы из репертуара Ансамбля скрипачей большого театра. М., 1988

Раков Н. Пять пьес для 2-х скрипок и фортепиано М., 1964

 Светлячок.  Пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. Ступени 5,6. Пудовочкин Э., 2005

Таривердиев М. Пьесы для 2-х скрипок и фортепиано, С.-П., 2002

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В., 2002

  Примерный  репертуарный список:

Бетховен Л. Турецкий марш

Валгре Р. Сон утенка

Глазунов А. Гавот

Даргомыжский А. Полька

Джилкинсон Т. Город детства

Кемпферт Б Путники в ночи

Комаровский А. Напев

Крылатов Е. Ожидание. Музыка из кинофильма «И это все о нем»

МоцартВ.А. Пантомима

Островский А. Спят усталые игрушки

Прокофьев С.  Шествие, Марш из сюиты «Летний день»

Раков Н. Марш

Русская народная песня Со вьюном я хожу

Рэм Б.,Рэнд Э. Только ты

Рубинштейн Н. Прялка

Россини Д. Хор швейцар из оперы «Вильгельм Телль»

Свиридов Г. Частушка из сюиты «Время, вперед»

Темкин Дм. Зеленые листья июньских лесов

Чайковский П. Игра в лошадки

Шостакович Д. Гавот, Лирический вальс, Вальс шарманщика

Шуберт Ф.  Вальс, Музыкальный момент, Серенада

Фролов И. Шутка-сувенир

7 класс                           

Дальнейшее музыкально-исполнительское развитие учащихся в ансамбле. Формирование
комплекса художественно-технических навыков в коллективном музицировании. Совершенствование качества звукоизвлечения. Работа над тембральной окраской.

Различные виды вибрации в зависимости от стиля исполняемых произведений. Углубленное изучение разнообразных жанров и стилей.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачету.

 Рекомендуемый перечень сборников:

Пьесы из репертуара Ансамбля скрипачей большого театра. М., 1988

Раков Н. Пять пьес для 2-х скрипок и фортепиано М., 1964

 Светлячок.  Пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. Ступени 6,7. Пудовочкин Э., 2005

Таривердиев М. Пьесы для 2-х скрипок и фортепиано, С.-П., 2002

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В., 2002

Примерный репертуарный список:

Боккерини Л. Менуэт

Бах И. –Гуно Ш. Ave Maria, Хорал №63, Хорал№48

Брамс И. Венгерский танец№2

Бетховен Л. Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Вальдтейфель Э. Полька «Пустячки»

Варламов А. Красный сарафан

ГендельГ.Ф. Фугетта, Пассакалия

Григ Э. Норвежский танец

Дезорме Л. Марш-полька Возвращение с парада

Лей Ф. Мелодия из кинофильма «История любви»

Раков Н. Полька

Таривердиев М. Ноктюрн, Мелодия

Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ»

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Шуман Р. Грезы

Шостакович Д. Гавот, Лирический вальс

8 класс

Комплексное совершенствование ансамблево-исполнительских навыков.  Знакомство с основными направлениями камерно- ансамблевой музыки. Знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений. Умение исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. Знакомство с 3-х голосными ансамблями. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа, навыков публичных выступлений.

 За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проводится экзамен, на котором исполняется 1-2 произведения.

Рекомендуемый перечень сборников:

Пьесы из репертуара Ансамбля скрипачей большого театра. М., 1988

Раков Н. Пять пьес для 2-х скрипок и фортепиано М., 1964

 Светлячок.  Пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. Ступени 6,7,8. Пудовочкин Э., 2005

Таривердиев М. Пьесы для 2-х скрипок и фортепиано, С.-П., 2002

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В., 2002

Рекомендуемый репертуарный список:

Бом К. «Непрерывное движение»

Гендель Г.Ф. Ария

Глиэр Р. Вокализ

Дога Е. Вальс

Свиридов Г. Вальс из кинофильма «Метель»

Торелли Дж. Концерт ля минор

Фибих 3. Поэма

Фролов И. Дивертисмент

Хватов Д. Инге

Цветков И. Аэробика

Чайковский П. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

Штраус И. Анна-полька

Шостакович Д. Вальс-шутка

Экимян А. Шире круг

9 класс

Формирование умений и навыков ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла. Воспитание стремлений к художественному и техническому результату. Закрепление навыков беглого чтения с листа. Овладение разнообразным по жанрам и стилевым направлениям репертуаром

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проводится экзамен, на котором исполняется 1-2 произведения..

 Рекомендуемый перечень сборников:

Пьесы из репертуара Ансамбля скрипачей большого театра. М., 1988

Раков Н. Пять пьес для 2-х скрипок и фортепиано М., 1964

 Светлячок.  Пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. Ступени 7,8,9. Пудовочкин Э., 2005

Таривердиев М. Пьесы для 2-х скрипок и фортепиано, С.-П., 2002

Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская Н.В., 2002

Примерный  репертуарный список:

Гендель Г. Пассакалия, Фугетта

Вильсон М. Парад скрипок

Дога Е. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Дворжак А. Цыганская песня

Еврейская народная мелодия Фрейлехс

Крейслер Ф. «Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни»

 Карш Н. Колыбельная мышонку, Кубики

Морриконе Э. Мелодия из кинофильма «Профессионал»

Русская народная песня Лучинушка

Сен-Санс К. Лебедь

Свиридов Г. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Торелли Дж. Концерт ля минор

Фостер С. Прекрасный мечтатель

Фиготин Б. Веселый маршрут

 Фролов И. Дивертисмент

Шостакович Д. Вальс-шутка,Романс

                         III. Требования к уровню подготовки обучающегося

Уровень подготовки обучающегося является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Ансамбль», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

- самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-знание ансамблевого репертуара различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующих формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

-знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века.

-умение решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

-слышать все партии в ансамбле;

-читать с листа ансамблевые музыкальные произведения;

-согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные

художественные решения при игре в ансамбле;

-воспитывать чувство устойчивого ритма, единства темпа, единого характера звукоизвлечения.

                        IV.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Формами текущего контроля могут быть контрольные уроки, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде исполнения концертных программ, конкурсных выступлений и др.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих триместр  или полугодие учебных занятий в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.  

Экзамен проводится по окончании 9-го класса при 9-летнем сроке обучения.

По окончании 8-го класса при 8-летнем сроке обучения.

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной зачет.  

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») – учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно, выразительно исполнять музыкальное произведение при игре в ансамбле, показать:

хорошую интонацию, хорошее звучание в ансамблевой игре и единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

4 («хорошо») – при всех вышеизложенных пунктах достаточно музыкальной выразительности, несколько отстает техническое развитие учащегося.

3 («удовлетворительно») – исполнение носит формальный характер, не хватает технического развития, не слышит партии партнеров, есть интонационные проблемы.

2(«неудовлетворительно») – программа не донесена по тексту, отсутствие инструментальных и ансамблевых навыков, нечистая интонация, отсутствие желания дальнейшего обучения на инструменте.

Зачет (без оценки) – исполнение соответствует необходимому уровню исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С  учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального  образования в области музыкального искусства.

 При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

- оценка  годовой работы учащегося;

- оценки за концертные выступления или экзамены.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

- учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом;

- навыки ансамблевой игры;

- убедительно раскрытый художественный образ;

  - чувство устойчивого ритма, единство темпа, единого характера звукоизвлечения, правильное ощущение стиля.

На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании триместра  и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступать не менее двух раз:

             1-е полугодие - контрольный урок

             2-е полугодие – зачет или переводной экзамен.

                V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель по предмету «Ансамбль» должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности учеников в коллективе - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень их подготовки.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

При выборе репертуара для ансамбля скрипачей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество переложений для конкретного состава, а также возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнерами по ансамблю.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

 Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах.

           Домашние занятия могут быть распланированы следующим образом:

-проработка наиболее трудных мест, эпизодов в изучаемых произведениях;

- самостоятельный разбор нового музыкального материала;  

-посещение концертов, кабинета звукозаписи, а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса, школы.

        Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Также важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, культурных мероприятий.

Чтобы занятия дома были более продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения.

         Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях.

          VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники: нотная литература

1. Ансамбли юных скрипачей в.6 сост .Рейтих М.,М.,1988

2. Концертные пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано. Обр. Хватова  Д.,М.,2002

3. Популярная музыка для ансамбля скрипачей и фортепиано. Вып.3, Сост. Святловская  И.Л., Шишова  Л.Н., Виноградская О.И.

4. Пьесы из репертуара Ансамбля скрипачей Большого театра.,М.,1988

5. Раков Н. Пять пьес для 2-х скрипок и фортепиано.М.,1964.

6. Сыграем вместе .Пьесы для ансамбля скрипачей  Металлиди  Ж.,2004

7. Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано.Ступени1-7.Пудовочкин Э.,2005

8. Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано. Сост. Маневич Р.,М.,1974

9. Таривердиев М. Пьесы для 2х. скрипок и фортепиано.,С.-П.,2002

10. Хрестоматия педагогического репертуара. В.1.Пьесы и ансамбли. Сост. Фортунатов К.А.,М.,1963

11. Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Сост. Нежинская  Н.В.,2002.

12. Юный скрипач. в.1 Фортунатов К.,М., 1972г.

13. Юный скрипач в.2. Пьесы, этюды, ансамбли. Сост. Фортунатов К.А.,М.,1967

Интернет-ресурсы:

1.www7 not/ru

2.www all-2 musik com

3.www. classic.chubrik.ru

4.www.classika.21ru

5.www.classion.ru

6.www.igrai-poi.narod.ru

7.www.nlib.narod.ru

8.www.noty.net.ru

9.www.safartschool.narod.ru

Список рекомендуемой методической литературы

1.«Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах» Сборник статей. Составитель Берлянчик М – М., «Музыка» 1978

 2.«Вопросы музыкальной педагогики», М., «Музыка» 1980 Выпуск 2, составитель Руденко В. И.

3. «Вопросы музыкальной педагогики», М., «Музыка», 1986 Выпуск 7, составитель Руденко В. И.

 4.Григорьев В.  Методика обучения игре на скрипке. Москва,   «Классика XXI», 2006

 5.Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

 6.Корыхалова Н. П. Музыкально- исполнительские термины    «Композитор», 2004.

7. Либерман М.,  Берлянчик М. Культура  звука скрипача. М.,    «Музыка», 1985

 8.Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной      выразительности. М., «Классика XXI», 2006.

 9.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз,1996

 10.Янкелевич Ю. И.  Педагогическое наследие. М., «Музыка»  СПб, 2002.
                                           

 

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...

рабочая программа по учебному предмету специализация "СКРИПКА"

разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе...

Рабочая программа по учебному предмету специальность (скрипка)

Программа учебного предмета "Специальность" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".

Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки....