Статья "Социальное партнерство в дополнительном образовании (из опыта работы МЭШДОМ)"
статья

Черепанова Александра Владимировна

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, администраторов, представителей образовательных организаций, позволяющей достигать открытости, доступности и продуктивности дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherepanova_statya.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МЭШДОМ)

А.В. Черепанова, педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детства и юношества «Созвездие» города Калуги, Россия
SOCIAL PARTNERSHIP IN SUPPLEMENTARY EDUCATION

 (FROM THE EXPERIENCE OF MESHDOM)

A.V.Cherepanova, teacher of supplementary education

Municipal Budget Educational Institution of Supplementary  Education "Center for the Development of Creativity of Childhood and Youth" Sozvezdie ", Kaluga, Russia

Аннотация. Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, администраторов, представителей образовательных организаций, позволяющей достигать открытости, доступности и продуктивности дополнительного образования.

Ключевые слова: социальное партнерство, дополнительное образование.

Abstract. The article is devoted to the problem of social partnership in modern circumstances which is considered to be important for the system of education. On the example of the supplementary school MESHDOM, social partnership is considered as an effective form of interaction between teachers, students, parents, administrators, representatives of educational organizations, which leads to the transparency, accessibility and efficiency of supplementary education.

Key words: social partnership, supplementary education.

Образовательные организации, сегодня активно включаясь в систему рыночного устройства государства, принимая и адаптируя экономические термины и понятия под свою специфику, рассматривают социальное партнерство скорее не в контексте социально-трудовых отношений, а как своеобразный механизм общения с «внешним миром».

Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его качества. Об этом свидетельствует обозначенная в Концепции миссия дополнительного образования, которое должно превратиться в «подлинный системный интегратор открытого вариативного образования»[2], обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства, и превратить жизненное пространство школьников в мотивирующее пространство, определяющее их самоактуализацию и самореализацию. Построение открытого вариативного образования требует интеграции программ, структур, организаций, взаимодействия субъектов образования на добровольных и взаимовыгодных условиях, то есть на принципах социального партнерства и партнерских отношений.

Социальное партнерство в образовании – это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов данного региона и общих требований к образованию на современном этапе[1,22].

МЭШДОМ (муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи) активно развивает социальное партнерство.  В настоящее время МЭШДОМ - это большое структурное подразделение Центра «Созвездие» г. Калуги, имеющее собственное здание с оборудованными аудиториями и автобус для доставки учащихся разных школ города. Количество детей и молодежи, занимающихся в МЭШДОМ около 700 человек из 39 школ города. Занятия с ними ведут педагоги дополнительного образования, преподаватели калужских ВУЗов и СУЗов, актеры областного драматического театра, работники СМИ, музыканты, дизайнеры, психологи, специалисты в области экономики, бизнеса и права. Всего в школе реализуется 40 дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической, художественной, технической и естественнонаучной направленности.

            На сегодняшний день в МЭШДОМе сложилась определенная система работы по социальному партнерству.

  1. Родители: формирование активной позиции родителей по отношению к школе; совместная разработка внеурочных мероприятий; взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями, консультативная помощь; вовлечение в работу органа школьного самоуправления; использование увлечений отдельных родителей для внеурочной работы с детьми; проведение совместных мероприятий, праздников, походов, экскурсий, клубов выходного дня.
  2. Средние общеобразовательные школы г.Калуги: занятия с учащимися и другие мероприятия с использованием всех партнерских  ресурсов; сотрудничество по подготовке научно-исследовательских работ учащихся; совместная научно-методическая работа.
  3. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Калужский филиал: преподавание экономических дисциплин и  современных ИКТ; курирование научно-исследовательских работ учащихся МЭШДОМ; мастер-классы преподавателей РАНХиГС; участие преподавателей КГУ в жюри научно-творческих конференций, проводимых МЭШДОМ; совместная научно-методическая работа; участие в разработке проектов; комплексных и профильных смен МЭШДОМ в загородных лагерях организация и проведение встреч с бизнесменами, юристами и политиками; организация и проведение  экскурсий на развивающиеся промышленные предприятия Калуги; организация и проведение ежегодного городского бизнес-турнира школьников.
  4. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского: преподавание психологии; практика студентов КГУ в МЭШДОМ; мастер-классы преподавателей КГУ; совместная научно-методическая работа; участие в разработке проектов комплексных и профильных смен МЭШДОМ в загородных лагерях; организация и проведение психологических олимпиад школьников; участие преподавателей КГУ в жюри научно-творческих конференций, проводимых МЭШДОМ; курирование научно-исследовательских работ учащихся МЭШДОМ; организация и проведение экскурсий; работа студентов КГУ в педагогическом отряде МЭШДОМ в лагерях; помощь в организации работы клубов МЭШДОМ.
  5. ГБОУ СПО КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»: преподавание ряда дисциплин на отделении театрального творчества МЭШДОМ; мастер-классы преподавателей КОККИ; практика студентов КОККИ в МЭШДОМ; постановка выпускных дипломных спектаклей студентов КОККИ на базе отделения театрального творчества МЭШДОМ;  совместная научно-методическая работа; организация и проведение экскурсий.
  6. Калужский областной драматический театр: организация и проведение еженедельной практики учащихся отделения театрального творчества МЭШДОМ в цехах и мастерских театра; просмотр и обсуждение спектаклей; проведение волонтерских акций для зрителей театра учащимися МЭШДОМ; мастер-классы по актерскому мастерству актеров театра; участие актеров и режиссеров театра в итоговой аттестации учащихся отделения театрального творчества МЭШДОМ; участие актеров и режиссеров театра в театральных гостиных и творческих вечерах МЭШДОМ.
  7. Газета Калужской области «ВЕСТЬ» организация и проведение ежегодного городского конкурса редакций школьных печатных газет «Прошу слова!»; участие сотрудников газеты в жюри конкурса редакций школьных печатных газет «Прошу слова!»;  организация и проведение мастер-классов корреспондентов газеты для учащихся; организация и проведение экскурсий; публикация статей пресс-центра и педагогов МЭШДОМ
  8. ТРК «Ника»: преподавание дисциплин «Операторское мастерство» и «Режиссура монтажа»; организация и проведение экскурсий; организация практики учащихся отделения СМИ МЭШДОМ; участие сотрудников ТРК в жюри городских конкурсов, проводимых МЭШДОМ; организация и проведение мастер-классов сотрудников ТРК для учащихся; трансляция телеработ учащихся отделения СМИ МЭШДОМ в эфире ТРК.

            Социальное партнерство обеспечивает максимально полное выполнение социального заказа, предоставляя широкие возможности подросткам и молодежи на практике применить полученные знания и навыки, наполнить свою жизнь реальной активной  общественной, волонтерской научно-исследовательской и творческой деятельностью, способствующей их самореализации, формированию гуманных моральных нравственных идеалов, формированию активной жизненной и гражданской позиции, а также осознанному подходу к проектированию своего будущего. Характерной чертой этого взаимодействия является совместная разработка проектов и их реализация сразу несколькими социальными партнерами, что, несомненно, делает результаты такого сотрудничества более эффективным.

Список литературы

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Дата обращения 13.03.2018)
  2. Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении: из опыта работы гимназии № 7 г. Чехов // Профильная школа. 2004. № 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...