Функции дополнительного музыкального образования в школе
статья

Губа Леонид Иванович

В статье рассматриваются функции дополнительного музыкального образования школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dopolnitelnoe_muzykalnoe_obrazovanie_v_shkole.docx21.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Функции дополнительного музыкального образования в школе

Ребёнок должен жить в мире прекрасного,

чтобы он не мог жить без красоты,

чтобы красота мира творила красоту в нём самом

В.А.Сухомлинский

        Музыка - искусство, которое входит в мир ребёнка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Основная функция эстетического воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире.

        Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры.

        С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

        Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Музыкальный руководитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

        Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

        Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

        Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

        Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе.

        К ним относятся:
        1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
        2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
        3)
 креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
        4)
 компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
        5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
        6)
 профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
        7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
        8)
 функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
        9)
 функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

        Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...

Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...