Рабочая программа по внеурочной деятельности - Военно-патриотический клуб «Поиск»
рабочая программа

Ковтуненко Олеся Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению развития личности

Военно-патриотический клуб «Поиск»

 

Возраст обучающихся: 15 – 18 лет (8 – 11 классы)

Срок реализации: 1 год (54 часа)

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год

Цели и задачи программы:

Цель – обучить основным методам и технологиям поисковой работы.

Задачи:

 1.  Развивающие:

· развивать у молодых поисковиков умение накапливать, анализировать и обобщать методы и приемы ведения поиска, применения их в практической деятельности;

· развивать логическое мышление и индивидуальные особенности каждого члена поискового отряда.

2. Образовательные:

·   получение знаний по истории военного искусства прошлого, изучить историю II мировой войны и историю Великой Отечественной войны, участия в ней наших земляков, получение знаний по истории поискового движения.

3. Воспитательные:

воспитание патриотизма и активной жизненной позиции под влиянием общественно значимой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_voenno-patrioticheskogo_kluba_poisk.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи

имени Героя Советского Союза  Дмитрия Михайловича Карбышева

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по ВР

_________________

(Фамилия И.О.)

 УТВЕРЖДАЮ

__________Л.Д. Водяницкая директор  МБОУ  
СОШ  № 7 г.Охи им. Д.М.Карбышева

Приказ № ___________

 от «_______» _______ 2019 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению развития личности

Военно-патриотический клуб «Поиск»

Возраст обучающихся: 15 – 18 лет (8 – 11 классы)

Срок реализации: 1 год (54 часа)

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год

Составил:
Ковтуненко Олеся Владимировна

                                                                   г. Оха  

                                                    2019 -2020 учебный год

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений современной молодежной политики в Российской Федерации. Это направление предполагает воспитание чувства гордости за свое Отечество, умение сопереживать ее судьбе. Для того чтобы у молодого человека возникло ощущение духовной связи с Родиной он должен знать историю своей страны, должен интересоваться своей национальной культурой.

Современная практика предлагает различные формы патриотической работы среди молодежи. Одной из форм, которая последние годы активно развивается, является поисковое движение. Поисковое движение - это общественное движение по сохранению и увековечению памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим, историко-культурным и благотворительным движением. В мировой практике общественного движения подобного профиля до сих пор не существовало. На базе учреждений образования и учреждений по работе с молодежью России уже создано и активно действует около 400 поисковых отрядов.

Поисковое движение способствует не только военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и школьников, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России.

Работа поисковиков незаменима, так как эта трудная и кропотливая работа может строиться только на конкретном интересе энтузиастов при добровольном и инициативном характере самого поискового движения. Она необходима государству:

- политически: в стране существует неформальное патриотическое движение, готовящее государству достойную смену, предупреждающее общество об ужасах войны, укрепляющее авторитет общества и государства в глазах мирового сообщества;

- экономически: государственные расходы на увековечение памяти павших защитников Отечества существенно сокращаются при замене работы в этой области государственных структур на добровольную помощь общественного поискового движения, которое наводит порядок на местах боев, способствует упорядочению системы воинских захоронений и, кроме того, направляет энергию молодежи на созидание, а не на разрушение;
- нравственно: поисковая работа снимает с государства обвинения по многолетнему забвению проблем увековечения павших, повышает у населения культуру уважения к погибшим, сближает старшее поколение и молодежь.

Работа по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подростков в поисковом движении направлена на реализацию социальной программы духовного возрождения России, на воспитание у молодежи идеалов милосердия, гуманизма и бескорыстного служения Отечеству, на сохранение нравственных начал у молодого поколения.

Поисковое движение – это один из наиболее эффективный методов воспитания юношей в плане возмужания, готовности принимать ответственные решения в своей жизни, быть готовым к исполнению своего конституционного долга – службе в Вооруженных силах России.

Созданная  программа предназначена для теоретической и практической подготовки участников поискового отряда. Программа представляет собой образовательную систему, связанную с изучением истории и практики поискового движения в России, особенностями поисковых работ в полевых условиях, получением навыков архивной работы, изучением истории Великой Отечественной войны и участием в этих событиях наших земляков.

Программа направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, нравственных устоев и национального самосознания. Деятельность членов клуба должна способствовать сплочению коллектива, повышению образовательного и культурного уровня.

Программа помогает подготовить учащихся к общественной деятельности по увековечению памяти погибших земляков, глубокому изучению истории своей семьи, региона и страны, к участию в поисковой деятельности.

Программа включает в себя как теоретический материал, так и практическую с документами, архивами, интернет-ресурсами, также предусмотрено выполнение творческих заданий.

Большое внимание в Программе уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью формирования нравственных качеств молодого человека: патриотизма, бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной позиции.

Цели и задачи  программы:

Цель – обучить основным методам и технологиям поисковой работы.

Задачи:

 1.  Развивающие: 

  • развивать у молодых поисковиков умение накапливать, анализировать и обобщать методы и приемы ведения поиска, применения их в практической деятельности;
  • развивать логическое мышление и индивидуальные особенности каждого члена поискового отряда.

2. Образовательные:

  • получение знаний по истории военного искусства прошлого, изучить историю II мировой войны и историю Великой Отечественной войны, участия в ней наших земляков, получение знаний по истории поискового движения.

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма и активной жизненной позиции под влиянием общественно значимой деятельности.

 Срок реализации программы: в течение одного учебного года. Программа рассчитана на 54 часа в год, в неделю 2 часа.. Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» в РФ №273;
  • Конвенция прав ребенка;
  • Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»   от 14.01.1993 года  №4292-1;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Закона РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 12 августа 1994 года № 910;
  • Закон Российской Федерации  «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13. 03.1995 года  № 32-ФЗ (с изменениями от 24.10.2007 года);
  • Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы (Утверждена  Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795);

Учебно-тематическое планирование занятий

Наименование раздела и темы

Содержание учебного материала

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Общее количество часов по разделу

Введение.

История поискового движения в России

История поискового движения в России: развитие военно-исторического поиска, особенности поисковой работы на современном этапе.

1

1

Раздел 1:

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

9

Тема 1.1. Начальный период войны

План «Барбаросса». Причины поражений. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Блокада Сталинграда. Оборона Севастополя. Трагические месяцы 1942 года.

2

Тема 1.2. Коренной перелом в ходе военных действий

Сталинградская битва. Битва за Кавказ. Сражение на Курской дуге. Партизанское движение. Форсирование Днепра.

2

Тема 1.3. Боевая техника Советской Армии и Вермахта

Противостояние конструкторской мысли. Лучшие образцы стрелкового оружия, артиллерийский систем, танков и самолетов противоборствующих сторон.

1

Тема 1.4. Завершающий этап войны

Победа под Ленинградом. Освобождение Украины. Операция «Багратион». Освобождение стран Восточной и Центральной Европы. Битва за Берлин.

2

Тема 1.5. Наши земляки  в Великой Отечественной войне

Формирование воинских подразделений на территории области. Подвиги работников тыла. Герои Советского Союза – наши земляки. Сахалин в годы войны.

2

Раздел 2:

Поисковая работа

44

Тема 2.1. Проблемы поискового движения

Городские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия работы в отдельных регионах страны.

2

Тема 2.2. География войны

Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны. Карта войны (работа с атласом, контурными картами).

2

Тема 2.3. Работа с документами

Предварительное изучение предполагаемого места поисковой работы. Основные архивы страны. Методика работы с архивными документами. Методика архивных запросов. Изучение военных мемуаров, фото и кинодокументов. Работа с Интернет-ресурсами. Работа с найденными документами.

4

6

Тема 2.4. Оснащение Красной Армии и ее противников

Форма одежды, вооружение и воинские звания в Красной Армии и солдат стран участниц Великой Отечественной войны. Экипировка, личное стрелковое оружие, личные документы. Методика их определения.

2

2

Тема 2.5. Организация боевых частей противников

Структура воинских подразделений Красной Армии и Вермахта.

1

Тема 2.6. Классификация воинских захоронений

Плановые воинские захоронения. Боевые и санитарные захоронения. Незахороненные останки, в том числе верхового залегания. Мемориальные захоронения. Санитарные нормы при эксгумации останков.

2

Тема 2.7. Работа с медальонами

Система учета боевых потерь. Виды медальонов в Красной Армии и Вермахте. Правила работы с найденными медальонами. Установление личности военнослужащего.

4

Тема 2.8. Техника безопасности в поисковой экспедиции

Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. Противопожарная безопасность.

1

Тема 2.9. Юридическая грамотность участников поисковой экспедиции

Основные документы, регламентирующие поисковую работу. Что необходимо знать поисковику, чтобы не нарушить закон.

1

Тема 2.10. Музейная работа

Теория и практика музейной работы: формирование музейных фондов, специфика музея боевой славы, эстетическое оформление музея.

1

4

Тема 2.11. Работа с населением

Работа в общественной приёмной в рамках реализации проекта «Судьба солдата». Участие, проведение и организация различных акций, мероприятий патриотической направленности.

2

10

54

Литература

1.    Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М. 2001.

2. Великая Отечественная Война 1941-1945 годы. Энциклопедия для школьников. / сост. И. Дамаскин, П. Кошель. – М., 2000.

3.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. / сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград. 2007.

4.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

5. Дни воинской славы России. Хрестоматия. – М., 2006.

6.     Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М. 2005.

7. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М. 2005.

8. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. Учебно-методическое пособие. – М., 2004.

9. Опасные находки. Меры безопасности при проведении поисковых работ. / сост. А.А. Верховский, П.Л. Снежницкий, В.Ф. Татарников,
В.С. Щитц. М., 1999.

10. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. – М., 2009.

11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / сост. И.А. Пашкович. – Волгоград. 2006.

12. Петров В.Н., Шкапа Н.А. Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на местах боев Великой Отечественной войны. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...

Авторская программа по внеурочной деятельности «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»

В условиях становления гражданского общества и правового государства  необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей  школьного возраста патриотизма, гра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Клуб «Найди и реализуй себя»

Курс «Найди и реализуй себя» изучается на уровне среднего общего образования в качестве внеурочной деятельности.Курс «Найди и реализуй себя» обращен к старшим школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Внеурочной деятельности: пожарно-спортивный клуб «Спасатель»

Целью настоящей программы является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к...

Методическая разработка комплексного занятия внеурочной деятельности «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕД»

Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае тема игры «По примеру Петра I: труды и победы» с акцентом на осмысление военног...