Авторская программа по внеурочной деятельности «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»
материал по обж

Шеронов Владимир Александрович

  В условиях становления гражданского общества и правового государства  необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей  школьного возраста патриотизма, гражданственности, безопасность.  Эта программа  даёт  широкие  возможности для разносторонней деятельности учителя и ученика по разным направлениям воспитательной деятельности, одним из которых является духовно – нравственное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vpk_pamyat.docx506.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на методическом                                                                                Рассмотрено на

совете МБОУ «Трехозерская СОШ»                                                                   методическом совете                                                              

_______________/Ашмарина Н.Г./                                              Отдела образования исполнительного

Протокол № ________________                                                   комитета Спасского муниципального        

от 1 августа  2018г.                                                                                        района Республики Татарстан

________________Л.С.Рыбакова

Протокол №_______________

от ___ сентября  2018года

« Утверждено

Директор МБОУ

« Трехозеская СОШ»

4 августа 2018

__________Лешева А.М.

        

        Авторская программа по

внеурочной деятельности

«Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»

        Составитель: преподаватель – организатор ОБЖ,

первой квалификационной категории

МБОУ «Трёхозёрская СОШ»

 Спасского муниципального района

Республики Татарстан

                                                            Шеронов Владимир Александрович

2018 год.

-1-

Рецензия  на авторскую программу по

внеурочной деятельности

 «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»Шеронова Владимира Александровича                                                          

преподавателя- организатора ОБЖ  МБОУ «Трехозерская СОШ»                      Спасского муниципального района Республики Татарстан

  В условиях становления гражданского общества и правового государства  необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей  школьного возраста патриотизма, гражданственности, безопасность.  Эта программа  даёт  широкие  возможности для разносторонней деятельности учителя и ученика по разным направлениям воспитательной деятельности, одним из которых является духовно – нравственное.

 Программа кружка “Память” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы  общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой  образовательного учреждения.

             Ценно то, что цель данной программы - организация   деятельности   по формированию  гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности,безопасности школьников, что даёт возможность выполнить значимые задачи:

- формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции, понимание прав и свобод личности;

-формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

-формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;

-формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

-формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

-формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

-формирование трудовой и физической мотивации, приобретение  основных навыков  поведения в социуме.

-формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.

-формирование безопасность жизни

-создание прочной основы для подготовки членов кружка  к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова;

               Надо отметить, что авторская программа включает в себя следующие направления: « Я и моя семья»,  «История страны-история семьи», «Я  и моя Родина», «История школы», военная подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка, медицинская подготовка, туристическая подготовка.

             Особо следует отметить, что Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому  цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется.  

            Программа  направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие  форм проведения занятий: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, походы, презентации и т.д.

В программе  презентуется календарно-тематическое планирование  для 5-11 классов, подробно раскрывается содержательная часть планирования.

            Достоинством программы является и то, что в нём чётко расписаны предполагаемые результаты  и дан  обширный список используемой литературы.     Всё это даёт основаниевысоко оценить учебную программу и рекомендовать её к использованию в образовательных учреждениях.

Методист отдела образования

 исполнительного комитета

 Спасского муниципального района                                                                  Н.Ю. Брыкалова

                                                                      -2-

Рецензия  на авторскую программу

По внеурочной деятельности «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»

Шеронова Владимира Александровича                                                          

преподавателя- организатора ОБЖ   МБОУ «Трехозерская СОШ»  Спасского муниципального района Республики Татарстан

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской и поисковой работы.Родной край – локальная обозримая часть земли, страны, которую следует познать и изучить всем, кто считает себя гражданином РФ. Наша школа находится в с Три Озера, Спасского района ,р. Татарстан. Это живописный уголок с многовековой историей и учащиеся обязаны знать историю нашей республики, района и села.

Программа военно – патриотического кружка «Память» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»,  совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ №96/134 от24 февраля 2010 г.  и Программы патриотического воспитания на 2018- 2022г..

Приоритеты в образовательных функциях военно-патриотического кружка «Память» отданы  допрофессиональной подготовке  и профессиональному ориентированию на  военно-учетные   специальности, обучению навыкам выживания в различных экстремальных ситуациях, общефизическому и интелектуальному развитию.

Главной целью  является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  (его героев, традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.

-  интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся;

- создание прочной основы для подготовки членов кружка  к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова;

- формирование у подростков  высокого патриотического сознания.

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;

                                                     

                                                              -3-

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего края;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • приобретение  навыков безопасного поведения в жизни и выживания в сложных условиях.

Программа составлена с учетом знаний школьников по базовому курсу ОБЖ, истории России, своего края и обеспечивает углубленную историческую, военно - прикладную, туристскую, медицинскую, общефизическую подготовку.

На всех ступенях обязательно осуществляется подготовка по краеведению и усвоение исторических знаний.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность,  проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Формами итоговой работыявляются походы выходного дня, участие в различных конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера, краеведческие экскурсии.

Заместитель директора ____________Е.А Сидорова

                                                                  -4-

                                                     

                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Рецензии………………………………………………………………………………..1-3
  2. Оглавление……………………………………………………………………………..4    
  3. Пояснительная записка………………………………………………………………..5-8
  4. Учебно-тематическое планирование программного материала

1 года обучения. Курс 1.   (5-6 класс)………………………………………………...9-12

  1. Содержание программы  1 курс………………………………………………………13-16
  2. Предполагаемые результаты………………………………………………………….17-18
  3. Учебно-тематическое планирование программного материала                                         2 года обучения . Курс 2. (7-8 кл)…………………………………………………….19-22
  4. Содержание  программы 2 курс………………………………………………………23-26
  5. Предполагаемые результаты………………………………………………………….27-28
  6. Учебно-тематическое планирование программного материала                                         3 года обучения. Курс 3(9-10-11кл.)………………………………………………….29-32
  7.  Содержание учебной программы 3 курс…………………………………………….33-36
  8. Предполагаемые результаты…………………………………………………………..37-38
  9. Совместная работа с институтами, предприятиями, творческими союзами………39
  10. Работа с родителями……………………………………………………………………40
  11. Материально –техническое обеспечение……………………………………………..41-42
  12. Методическое обеспечение программы……………………………………………...43-44
  13. Список использованной литературы и пособий……………………………………..45-46
  14. Приложения…………………………………………………………………………….47

                                 

                     

                                                        -5-

                                          Пояснительная записка.

В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской и поисковой работы.

В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный и физический потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть. В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

Родной край – локальная обозримая часть земли, страны, которую следует познать и изучить всем, кто считает себя гражданином РФ. Наша школа находится в с Три Озера, Спасского района ,р. Татарстан. Это живописный уголок с многовековой историей и учащиеся обязаны знать историю нашей республики, района и села.

Программа военно – патриотического кружка «Память» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»,  совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ №96/134 от24 февраля 2010 г.  и Программы патриотического воспитания на 2018- 2022г..

Приоритеты в образовательных функциях военно-патриотического кружка «Память» отданы  допрофессиональной подготовке  и профессиональному ориентированию на  военно-учетные   специальности, обучению навыкам выживания в различных экстремальных ситуациях, общефизическому и интелектуальному развитию.

                                               -6-

               Основными целями программы являются:

Главной целью  является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  (его героев, традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.

-  интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся;

- создание прочной основы для подготовки членов кружка  к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова;

- формирование у подростков  высокого патриотического сознания.

ЗАДАЧИ

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего края;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • приобретение  навыков безопасного поведения в жизни и выживания в сложных условиях.

Программа составлена с учетом знаний школьников по базовому курсу ОБЖ, истории России, своего края и обеспечивает углубленную историческую, военно - прикладную, туристскую, медицинскую, общефизическую подготовку.

Программа  рассчитана на 3 года из расчета 70 часов в год, всего на 210 часов. Курс обучения охватывает школьников в возрасте 10-17 лет (5-11 класс). Программа разделена на 3 ступени (согласно возраста членов кружка). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу..

                                                                  -7-

   На первой ступени осуществляется базовая подготовка, направленная на осознанное овладение основными навыками туриста - поисковика  и музееведения, краеведение  знания основных событий ВОВ,  начальный курс военной подготовки, коллективизма.

На второй ступени подростки приобретают опыт прохождения туристских маршрутов,  основы знаний по военной, медицинской, поисковой , общефизической подготовке и краеведение. Овладевают навыками выживания в сложных условиях.

На третьей ступени совершенствуют подготовку по выживанию в экстремальных условиях.  Приобретают навыки агитационной работы, поисковой и краеведческой.  Проходят курс молодого бойца.  

На всех ступенях обязательно осуществляется подготовка по краеведению и усвоение исторических знаний.

Для успешной реализации программы необходимы  туристское снаряжение, , средства индивидуальной защиты, оборудованный кабинет основ военной службы, спортивный городок, полоса препятствий, стрелковый тир, пневматическое стрелковое оружие, макеты ММГ АК-74, , учебные пособия по курсу ОБЖ, ОВС, ГО, истории РФ,РТ Спасского района и села Три Озера.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность,  проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Формами итоговой работы являются походы выходного дня, участие в различных конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера, краеведческие экскурсии.

Формы организации:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;

                                                                        -8-

  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • трудовой десант;
  • экскурсии
  • походы

                                                           -9-

                  Учебно-тематическое планирование программного материала

1 года обучения. Курс 1.   (5-6 класс)

Разделы и темы

Всег.час

Теория

Практ.

1

Вводное занятие, цели, задачи.

Организация совета кружка “ Память”. Обсуждение и составление плана работы.

1

1

Раздел 1

Туристская   подготовка.

15

1

История туризма, туризм сегодня.

1

1

2

Снаряжение туриста. Рюкзак. Укладка рюкзака.

1

1

3

Временные укрытия и палатки. Установка палаток.

2

1

1

4

Костры. Виды и назначения. Разведения костра. ТБ.

2

1

1

5

Способы добычи еды и воды в условиях автономного существования.

1

1

6

Компас. Устройство, виды. Подготовка к работе. Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

2

2

7

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

2

1

1

8

Узлы. Назначение и типы узлов.

2

1

1

9

Правила  безопасности при автономии.

2

1

1

Раздел 2

Медицинская подготовка.

6

1

 Состав   аптечки.

1

1

                                                                        -10-

2

Оценка состояния пострадавшего.

1

1

3

Способы транспортировки пострадавшего.

1

1

4

Виды и способы остановки кровотечений.

1

1

5

Способы наложения повязок на раны.

2

2

Раздел 3

История страны – история семьи

     13

1

Что такое краеведение (показ фото и видео материалов, опыт работы кружка)

1

1

2

Краеведение  сегодня

1

1

3

История страны – история семьи.

1

1

4

Моя родословная.

1

1

5

Семья и ее роль в жизни.

1

1

6

Семья и ее роль в жизни. Моя семья.

1

1

7

Традиции моей семьи. Семейные реликвии.

1

1

8

Профессия моих предков.

1

1

9

Старая фотография рассказала.

1

1

10

Награды  в моей семье (ордена, медали, грамоты).

1

1

11

Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”.

1

1

12

Посещение краеведческого музея с.Три Озера.

1

1

13

Исследовательская работа. Выбор темы. Оформление.

1

1

                                   Раздел 4

     Школа

3

                                                                             -11-

1

Из истории нашей школы;

1

1

2

Жизнь школы в разные годы.

1

1

3

Вести из классов.

1

1

                           Раздел 5

                  Военная подготовка.

17

1

Ратные страницы истории Отечества.

2

2

2

Меры безопасности при проведении стрельб

1

1

3

Основы стрельбы из стрелкового оружия

2

2

4

Пневматическое оружие. ТБ при обращении.

1

1

5

Автомат Калашникова. Общее устройство.

1

1

6

Разборка и сборка АК-74.

2

2

7

Строевая подготовка

4

1

3

8

СИЗ

2

2

9

Форма одежды. Воинские звания и знаки различия ВС РФ.

2

2

                                    Раздел 6

Психологическая подготовка.

    3

1

 Способы преодоления страха и паники.

1

1

2

Взаимоотношения в группе..

1

1

3

Психологическая саморегуляция.

1

1

                         Раздел 7

 Физическая подготовка.

    5

1

 Упражнения на гимнастических снарядах.

2

2

                                                                                 -12-

2

Преодоление полосы препятствия.

1

1

3

Метание гранаты .

1

1

4

Бег по пересеченной местности.

1

1

                         Раздел 8

Показательные выступления

   7

1

Конкурс «Веселые старты»

1

1

2

Урок мужества

1

1

3

Военно-спортивная игра «Зарница»

1

1

4

«День защиты детей»

1

1

5

Защита исследовательских работ

1

1

6

Сдача нормативов ГО, ФП, ОМЗ, стрельбе.

2

2

ВСЕГО:

70

30

40

                                                                -13-

                                                Содержание  программы.

(1 год обучения)

Раздел 1 Туристская  подготовка.

  1. История туризма. Виды туризма.

Перечень снаряжения для многодневного и однодневного похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.

  1. Укладка рюкзака, регулировка его , осуществление ремонта рюкзака.
  2. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их сооружения,. Установка и сборка палаток. Ремонт палаток.
  3. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с огнем. Основное костровое оборудование и его назначение. Способы разведения костра.  
  4. Приготовление еды в условиях  автономного существования. Составление меню, Добыча пищи и воды в природных условиях.
  5. Типы компасов. Подготовка к работе.   Работа с компасом.
  6. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по карте, по естественным признакам.
  7. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические карты.
  8. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов:  «простой», «проводник», «восьмерка», «встречный».

Раздел 2  Медицинская подготовка.

2.1. Состав и способы хранения. Назначение и  правила использования основных лекарственных препаратов и лечебных трав.

2.2. Предварительная оценка состояния пострадавшего и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.

2.3. Основные способы  транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок  из подручного материала.

2.4. Виды кровотечений. Алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях.

2.5. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка раны.

Раздел 3. Историческая   подготовка.

3.1

                                                   -14-

История страны – история семьи.

3.2

Моя родословная.

3.3

Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”.

3.4

Семья и ее роль в жизни.

3.5

Моя семья.

3.6

Профессия моих предков.

3.7

Семейные реликвии.

3.8

Старая фотография рассказала.

3.9

Орден в моей семье.

3.10

Традиции моей семьи.

Исследовательская работа. Выбор темы. Оформление.

Раздел 4. Школа

 4.1  из истории нашей школы;

4.2  вести из классов.

4.3 Жизнь школы в разные годы.

                                                         -15-

Раздел 5. Военная подготовка.

5.1.. Ордена и медали ВОВ. Воинские звания и знаки  различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и конструкторы оружия , военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы и герои ВОВ. Основные битвы ВОВ.

5.2. Меры безопасности при проведении стрельб. Команды, подаваемые во время проведения стрельб.  Инструктажи. Устранение неполадок возникающих  во время

стрельбы.

5.3  Пневматическое оружие. ТБ при обращении.

5.4. Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.

5.5.. Автомат Калашникова. История создания  АК. Тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок работы частей и механизмов АК.

5.6. Разборка и сборка макета АК. Устранение неполадок во время разборки и сборки автомата.

5.7. Строевые элементы, обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной шеренги в две и обратно,  движение строевым шагом, выполнение воинского приветствия, подход и  отход от начальника, повороты в движении.

5.8. Противогаз ГП-5, ГП-7. Устройство, подбор размера. Нормативы одевания противогаза. Выполнение норматива ГО №1.2.3. Изготовление ватно-марлевая повязка.

5.9. Состав военнослужащих воинские звания корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ. Форма одежды.

Раздел 6. Психологическая подготовка.

6.1. Страх, паника. Способа преодоления страха и паники. Метод самовнушения, аутотренинга. Важность воспитания в себе морально-волевых качеств.

6.2. Конфликты, ссоры, взаимоотношения.Способы предотвращения конфликтных ситуации и погашение отрицательных эмоции в себе и в других.

6.3. Психическая саморегуляция. Приемы психическойсаморегуляции. Работа в паре, группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.

                                                                 -16-

Раздел 7. Прикладная физическая подготовка.

7.1.Силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

7.2. Ознакомление с элементами единой армейской полосы препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия без экипировки.

7.3. Техника безопасности при метании гранат. Методика бросания гранат в цель и на дальность.

7.4 Бег по пересеченной местности.

Раздел 8. Показательные выступления.

8.1. «Веселые старты». Показательные выступления по строевой подготовке, физической подготовки, огневой  и интелектуальной в ознаменовании ДЗД.(февраль)

8.2. Защита проектно-исследовательских работ. (апрель)

8.3. Военно-спортивная игра «Зарница». (март)

8.4. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по пожарно-прикладной подготовке и ОБЖ. (апрель)

8.5.Выступление агитбригады перед воспитанниками детского сада «Урок мужества» (май)

                                                         -  17-

                                  Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 1 года обучения члены кружка «Память» должны знать и уметь:

(в области туризма)

- виды туризма, обязанности в объединении и в туристской группе

- укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток

- разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать пищу

- определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с компасом, определять азимут

- вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.

(в области медицинской подготовки)

- комплектовать походную аптечку;

- оценить  состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;

- уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;

- изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.

(в области истории и краеведения)

-  знать свою родословная. Профессия  родителей. Семейные реликвии и традиции семьи.

- знать значение семьи и ее роль в жизни.

-уметь вести исследовательскую и поисковую работу.

-уметь работать с архивными документами.

        ( в области школа_)

Практическое занятие: оформление летописи школы. Выпуск стенных газет. Сбор материала о традициях школы и ее учителях, учениках..

                                                           -18-

(в области военной подготовки)

- знать историю Отечества периода ВОВ;

- знать меры безопасности во время стрельбы;

- уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

-знать устройство и материальные части АК-74;

- уметь проводить неполную разборку и сборку АК-74;

- знать элементы строя и команды;

- уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;

- знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;

-знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5 и ГП-7 изготавливать ВМП.

(в области физической подготовки)

- знать ТБ при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат;

- выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор;

- быстро и безопасно преодолевать участок пересеченной  местности.

- уметь преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

(в области психологической подготовки)

- знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуаций, гасить отрицательную эмоцию.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного познавательного характера.

                                                                 -19-

Учебно-тематическое планирование программного материала 2 года обучения.

Курс 2 (7-8 кл)

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практ.

1

Вводное занятие.

1

1

Раздел 1

Туристская подготовка.

9

1

Снаряжение туриста..

1

1

2

Узлы. Вязка узлов.

1

1

3

Туристическая спортивная полоса препятствия.

1

1

4

Подъем и спуск по склону. Преодоление качающегося бревна.

1

1

5

Наведение воздушной переправы. Переправа через водные преграды различными способами.

1

1

6

Преодоление «бабочки»

1

1

7

Движение по «болоту»

1

1

8

Измерения на местности. Ориентирование на местности.

2

1

1

Раздел 2

Медицинская подготовка.

6

1

Раны. Классификация ран. ПДП при ранениях.

2

1

1

2

ПДП  при ожогах обморожениях.

1

1

3

ПДП при поражении электрическим током и ударе молнии.

1

1

                                                                     -20-

4

Способы проведения комплекса сердечно-легочной реанимации.

2

1

1

Раздел 3

История и краеведение

    22

1

Знакомство с географическим положением, административным делением, памятниками природы, животным и растительным миром. Место края в истории России, РТ.

2

2

2

История озер с Три Озера.

2

2

3

История с.Три Озера. Происхождение названия с Три Озера: легенды и были.

2

2

4

Изучение  военных лет в истории села. Участники ВОВ. Книга памяти.

1

1

5

Встречи с ветеранами ВОВ- Карпеевым В.И и Бушевой В.В. Сбор материала о Герое Советского Союза Лихачеве М Т, тружениках тыла, близких родственниках. Участие в проведении  «Вахта памяти» митингов, концерт, возложении венков. (9 мая).

2

2

6

“История названия улицы, на которой я живу”.

1

1

7

Изучение биографий: Г.К. Жукова, Д.М. Карбышева, И.В. Панфилова, А.Т. Твардовского, М.В. А.В. Василевского, К.А. Вершинина, И.С. Конева, Р.Я Малиновского и др.

1

1

8

Памятники Спасского района и с. Три Озера: “Погибшим воинам с. Три Озера”. Алея славы г.Болгар,  Монумент воинам Афганцам. Памятник репрессированным.

1

1

                                                                  -21-

9

Татарстан в годы ВОВ.

1

1

10

Герои Советского союза и кавалеры Ордена славы Спасского района РТ.

1

1

11

Экскурсия в Болгарский музей заповедник.

4

4

12

Однодневный поход в д.Урняк.

4

4

Раздел 4

Военная подготовка.

   19

1

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура ВС РФ.

1

1

2

Вооружение и техника Вооруженных Сил  РФ

1

1

3

Государственная и военная символика  РФ,РТ и Спасского района.

1

1

4

Воинская обязанность и военная служба граждан  РФ

1

1

5

Международное гуманитарное право.

1

1

6

Стрельба из пневматической винтовки и пистолета.

4

1

3

7

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка АК-74

2

2

8

Тренировка на лазерном тире (АК, ПМ)

3

1

2

9

Ручные осколочные гранаты.

1

1

10

Строевая подготовка.

2

2

11

СИЗ. ОЗК.Л-1. (использование)

2

1

1

Раздел 5

Психологическая подготовка.

   3

1

Взаимоотношения в команде, группе.

1

1

2

Психологическая поддержка слабых и младших.

1

1

                                                                -22-

3

Правила БП  при нахождении в толпе.

1

1

Раздел 6 «

Физическая подготовка.

   3

1

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

1

1

2

Преодоление единой полосы препятствия.

1

1

3

Бег по пересеченной местности

1

1

Раздел 7 Показательные выступления.

      7

1

Конкурс «А ну-ка парни»

1

1

2

«Мы - туристы»

1

1

3

Военно-спортивная игра «Зарница»

1

1

4

«День защиты детей»

1

1

5

Праздник «День села»

1

1

6

Защита проектов, творческих работ, презентаций.

2

2

ВСЕГО

70

28

42

                                                             -23-          

                                          Содержание учебной программы.

                                            Курс 2 (7-8 кл) 2-ой год обучения

Раздел 1. Туристская подготовка.

  1. Специальное снаряжение.
  2. Вязка узлов «морской», «встречный», «схватывающий»,  «восьмерка», «бульин», «шкотовый».
  3. Техника безопасности во время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота ит.д.
  4. Глазомер. Определение расстояния до недоступного предмета, определение высоты предмета по длине тени, определение высоты вертикальных предметов, дальномеры.
  5. Определение сторон горизонта по компасу, по небесным светилам, ориентирование карты, прямая и обратная засечка, составление легенды и движение по ней. Последовательность действий в случае потери ориентировки.
  6. Населенные пункты,  дорожная сеть, растительная покров, гидрография, местные предметы, рельеф.

Раздел 2. Медицинская подготовка.

2.1. Классификация ран. Колотые, рубленные, укушенные, ушибленные, огнестрельные. Алгоритм действий оказаний доврачебной помощи при ранениях.

2.2. Термические и химические ожоги. Степени ожогов. Первая помощь при ожогах. Признаки обморожения и порядок оказания помощи.

2.3. Электротравмы местные и общие. Характерные признаки поражения молнии. Порядок оказания помощи.

2.4. Искусственное дыхание изо рта в рот. Особенности искусственного дыхания у детей. Массаж сердца. Алгоритм действий комплекса сердечно-легочной реанимации.

Раздел 3. Историческая подготовка

3.1. Знакомство с географическим положением, административным делением, памятниками природы, животным и растительным миром. Место края в истории России, РТ.

3.2. История озер с Три Озера.

                                                          -24-

3.3. История с.Три Озера. Происхождение названия с Три Озера: легенды и были.

3.4. Изучение  военных лет в истории села. Участники ВОВ. Книга памяти.

3.5. Встречи с ветеранами ВОВ- Карпеевым В.И и Бушевой В.В. Сбор материала о Герое Советского Союза Лихачеве М Т, тружениках тыла, близких родственниках. Участие в проведении  «Вахта памяти» митингов, концерт, возложении венков. (9 мая).

3.6. История названия улицы, на которой я живу”.

3.7. Изучение биографий: Г.К. Жукова, Д.М. Карбышева, И.В. Панфилова, А.Т. Твардовского, . А.В. Василевского, К.А. Вершинина, И.С. Конева, Р.Я Малиновского и др.

3.8. Памятники Спасского района и с. Три Озера: “Погибшим воинам с. Три Озера”. Алея славы г.Болгар,  Монумент воинам Афганцам. Памятник репрессированным.

3.9. Татарстан в годы ВОВ.

3.10. Герои Советского союза и кавалеры Ордена славы Спасского района РТ.

3.11. Экскурсия в Болгарский музей заповедник.

3.12. Однодневный поход в д.Урняк.

Раздел 4. Военная подготовка.

4.1.. Предназначение, состав, управление Вооруженными Силами. ВМФ, Сухопутных  войск, ВВС, ВДВ,

4.2.. Вооружение Сухопутных войск, Военно-Морского флота, Военно-Воздушных сил, ракетных войск стратегического назначения.

4.3. Республиканская символика РТ. Государственная символика  Российской Федерации. Текст государственного гимна. Военная символика ВС РФ, символика Спасского района, с.Три Озера.

4.4. Подготовка граждан к военной службе. Добровольная и обязательная подготовка. Порядок несения военной службы по призыву и по контракту.

4.5. Вооруженные конфликты, сущность МГП. Источники МГП. Основные нормы МГП. Ответственность за нарушение МГП. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

                                                       -25-

4.6. Меры безопасности во время стрельбы из пневматического оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из пневматического пистолета.

4.7.  Полная разборка и сборка макета автомата Калашникова.

4.8. Отработка стрельб на лазерном тире.

4.9. Назначения и боевые свойства ручных осколочных  гранат. Порядок метания гранат.

4.10. Действия в составе отделения на месте. Действия в составе отделения в движении. Одиночная строевая подготовка.

4.11. ОЗК, Л-1. Порядок одевания . Выполнение нормативов.

Раздел 5. Психологическая подготовка.

5.1. Психологическая поддержка слабых, младших. Развитее воли, смелости, решительности, выдержки, самообладания.

5.2. Нахождение в толпе. Меры безопасности при нахождении в толпе. Приемы  психологического воздействия на толпу.

5.3. Особенности контакта с пострадавшим. Мобилизация силы и воли для решения сложных тактических задач.

5.4. Взаимоотношения в команде. Принципы взаимоотношений членов команды.

Раздел 6. Физическая подготовка.

6.1.ТБ выполнения упражнении на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, поднимание ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия на норматив.  

6.3. Бег по пересеченной местности.

Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовки и физической подготовки в ознаменовании «Дня защитника Отечества». (февраль)

                                                        -26-

7.2.Праздник «Мы туристы». Показательные выступления по туризму перед открытием летнего сезона. (апрель)

7.3. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой подготовки. (май )

7.4. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по  пожарно-прикладной подготовке. (апрель)

7.5. Праздник «День села» (июнь)

7.6. Защита проектов, творческих работ, презентаций. (май)

                                                                      -27-

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 2 года обучения учащиеся объединения должны знать и уметь:

(в области туризма)

- должен знать снаряжение туриста и самостоятельно пользоваться карабином и обвязкой;

- знать и вязать не менее шести узлов;

- уметь преодолевать спортивно-туристскую полосу препятствия;

- уметь произвести измерения на местности;

- знать и уметь ориентироваться на местности.

(в области медицинской подготовки)

- знать классификацию ран, уметь обрабатывать раны, оказывать доврачебную помощь при ранениях;

- оказывать помощь при обморожениях, ожогах, знать степени ожогов и обморожении;

- знать и уметь применять комплекс проведения сердечно-легочной реанимации, «оживлять» тренажер – робот «Гоша».

( в области истории)

      - иметь представление о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

      - приобрести  знанияо природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

      - формированиеуважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

    -  способствованиеразвитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

   - развитиекругозора учащихся.

                                                               -28-

 ( в области военной подготовки)  

- знать правовые основы военной службы;

- знать виды Вооруженных Сил РФ, технику и вооружение ВС РФ;

- знать основы международного гуманитарного права;

- знать  государственную и военную символику ВС РФ;

- уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

- умело производит полную разборку и сборку  АК -74;

- знать тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат;

- уметь выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому уставу;

- уметь применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, Л-1, противогазы.

( в области физической подготовки)

- умело метать гранаты в цель;

- выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

-уверенно преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

-  развивать выносливость при беге по пересеченной местности

( в области психологической подготовки)

- знать способы оказания психологической поддержки слабых, младших;

- знать ПБ при нахождении в толпе;

- уметь применять способы воздействия на людей во время паники.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на праздниках, конкурсах , соревнованиях , защитах творческих работ .

                                                              -29-

Учебно-тематическое планирование программного материала

                           

                                  3 года обучения(9-10-11кл.). Курс 3.

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

Раздел 1.

 Курс молодого бойца.

5

1

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Конституция РФ и РТ.

ФЗ «Об обороне»

1

1

2

 Получения военно-учетной специальности до призыва

1

1

3

Обязанности призывника и военнослужащего.

1

1

4

Армейская жизнь.

1

1

5

Психологический климат воинского коллектива

1

1

Раздел 2

Туристская подготовка.

14

1

Узлы.

2

2

2

Снаряжение и экипировка  для многодневного похода.

1

1

3

Спортивно- туристская полоса препятствия.

2

2

4

Составление маршрута.

1

1

5

Составление отчета о походе (презентации, фото и -видео съемка).

2

1

1

                                                                      -30-

6

Организация похода выходного дня.(поход в с. Порфировка, на родину героя Советского союза М.Т Лихачева)

6

6

                    Раздел 3.

Медицинская подготовка ЗОЖ.

     4

1

ПДП при укусе ядовитых змей и насекомых.

1

1

2

ПДП при отравлении, при солнечном и тепловом ударе.

1

1

3

 Спасение утопающего и ПДП при утоплении.

 1

1

4

Вредные привычки алкоголь, табакокурения и наркомания.

1

1

                               Раздел 4  

              «Историческая подготовка»

    16

1

Встреча с воинами интернационалистами.

2

2

2

Встреча с выпускниками школы прошедшими службу в ВС РФ.

2

2

3

Церковь с Три Озера. История и судьба. Храм сегодня.

2

1

1

4

Не исчезай мое село! Совхоз «Трехозерский». История и современность.

1

1

5

И  .  История нашей школы .Первые выпускники. Директора,

          Знаменитые выпускники.

1

1

6

Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами , связанными с жизнью и деятельностью Героя советского Союза П.Т Лихачева.

2

2

7

 Наш край в годы Первой Мировой войны 1914-1918гг и в годы революционных потрясений.

1

1

                                                                   -31-

8

Защита проекта «Мое родное село»

1

1

9

Фотовыставка  «Мой родной край»

1

1

10

Выдающиеся люди нашего села». Оформление стенда .

1

1

11

Сбор материала по участникам ВОВ.(работа с архивным материалом)Установление судеб военнослужащих при помощи архивных поисковиков.

2

2

                                 Раздел 5

                     Военная подготовка.

   13

1

Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием.

2

2

2

Строевая подготовка. Выполнение строевых элементов в объеме программы «Зарница»

2

2

3

Тренировка в стрельбе на лазерном тренажёре

4

1

3

4

. Стрельба из пневматического оружия.

3

3

5

Тактическая подготовка. Способы ведения боя, разведка.

2

1

2

Раздел 6

Физическая подготовка.

6

1

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2

2

2

Марш-бросок на 3 км.

2

2

3

Преодоление единой  полосы препятствия.

2

2

Раздел 7

Показательные выступления.

6

1

«День призывника».

1

1

2

«Мы - туристы».

1

1

                                                                   -32-

3

Конкурс «А ну-ка парни».

1

1

4

Военно-спортивная игра «Зарница»

2

2

5

«День защиты детей»

1

1

                           Раздел 8.

                Юные корреспонденты

     5

1

Азы журналистики

1

1

2

Оформление боевого листка

1

1

3

Работа с компьюторными программами .

1

1

4

Верстка и выпуск стенгазеты кружка

1

1

5

Оформление стендов и экспозиций, выставки.

1

1

ВСЕГО:

70

14

56

                                                                 -33-

                                  Содержание учебной программы.

                                  3 года обучения(9-10-11кл.). Курс 3.

Раздел 1. Курс молодого бойца.

1.1. Порядок подготовки водителей категории «С». Необходимые документы.

1.2. Военно-  учетные специальности Спасского техникума отраслевых технологий.

1.3. Обязанности призывника при получении повестки в военный коммисариат.

1.4. Правила наматывания портянок, заправки постелей, оборудования обмундирования. Распорядок дня в/ч. Порядок утреннего осмотра.

1.5. Особенности многонационального воинского коллектива.  Дисциплинарный устав.

Раздел 2. Туристская  подготовка.

2.1. Вязка узлов «морской», «встречный», скользящий», «рифовый», «схватывающий», «восьмерка», «бульин», «шкотовый».

2.2. Личное, групповое, специальное снаряжение. Ремонтный набор.

2.3. ТБ  во время прохождения этапов полосы препятствий. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота и т.д

2.4. Выбор маршрута. Выбор способов передвижения. Подбор и комплектование группы. Распределение обязанностей.

2.5. Подведение итогов похода. Выпуск наглядных  пособий. Сбор информации о прошедшем походе.

Раздел 3. Медицинская подготовка и основы здорового образа жизни.

3.1. Ядовитые членистоногие, насекомые, змеи, морские змеи, клещи. Профилактика укусов. ПДП при укусах.

3.2. Ядовитые растения, грибы, ягоды. ПДП при отравлениях.  

                                                         -34-

3.3. Симптомы проявлений. Алгоритм действий при солнечном и тепловом ударе.

3.4. Причины утопления. Предупреждение случаев утопления. Основные приемы спасения утопающего. Первая помощь при утоплении.

3.5. Губительное воздействие на подрастающий организм алкоголя, табака и наркотиков. Профилактика вредных привычек среди подростков.

Раздел 4. «Историческая подготовка»

4.1. Встреча с воинами интернационалистами.

4.2. Встреча с выпускниками школы прошедшими службу в ВС РФ.

4.3. Церковь с Три Озера. История и судьба. Храм сегодня.

4.4. Не исчезай мое село! Совхоз «Трехозерский». История и современность.

         4.5. История нашей школы .Первые выпускники. Директора. Знаменитые выпускники.

 4.6. Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами , связанными с жизнью и деятельностью Героя советского Союза П.Т Лихачева.

4.7. Наш край в годы Первой Мировой войны 1914-1918гг и в годы революционных потрясений.

4.8. Защита проекта «Мое родное село», «Путеводитель по селу Три Озера»

4.9. Фотовыставка  «Мой родной край-Прошлое и настоящее»

4.10. Выдающиеся люди нашего села». Оформление стенда .

4.11. Сбор материала по участникам ВОВ.(работа с архивным материалом)Установление судеб военнослужащих при помощи архивных поисковиков.

Раздел 5. Военная подготовка.

5.1.. Разучивание строевой песни, движение с песней.

                                                         -35-

5.2. Автомат АК-74 по командам «к оружию», «в ружье», «ремень – отпустить(подтянуть), «автомат на – грудь», «на ремень», «оружие- за спину», «оружие на ремень», «положить оружие».

5.3. ТБ при стрельбе. Тренировка в стрельбе  на лазерном тренажере

5.4. ТБ во время стрельбы из пневматического  оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из      пневматического пистолета.

5.5. Виды боя. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения. Обязанности солдата в бою. Способы передвижения в бою. Действия по вспышке ядерного взрыва. Действия солдата в обороне и в наступлении. Преодоление минных полей.

Раздел 6. Физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах. Техника безопасности выполнения упражнении на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на  перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, поднимание ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия на норматив.

6.3. Рукопашный бой. Умение самостраховки при падениях на спину, на бок, на грудь. Приемы нападения, защиты. Порядок выполнения упражнения без оружия и с оружием на 8 счетов.

Раздел 7 Показательные выступления.

7.1. Показательные выступления построевой подготовки и физической подготовки в ознаменовании «Дня защитника Отечества». (23 февраля)

7.2. Показательные выступления по туризму. (апрель)

7.3. Показательные выступления по строевой подготовке. (май)

7.4. Показательные выступления по гражданской обороне. (Май)

7.5.Учебные сборы. Показательные выступления построевой подготовки, по огневой подготовки (май)

                                                         -36-

Раздел 8 Азы журналистики.

8.1 Интервью. Фотографирование. Видеосъёмка.

8.2 Критерии предъявляемые к оформлению боевого листка. Выпуск.

8.3  Работа с компьютерными программами Word. Photoshop.

8.4 Практическая работа по оформлению боевого листка, газеты в компьютерном варианте.

8.5  Изготовление информационных стендов. Размещение информации. Подбор материала.

                                                           -37-

                                      Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 3 года обучения члены кружка «Память» должны знать и уметь:

( в области  допризывной подготовки)

-  иметь представление о системе допризывной подготовке юношей в РОСТО(ДОСААФ);

- знать перечень военно-учетных специальностей;

- знать обязанности призывника;

- уметь оборудовать обмундирование военнослужащего;

- уметь адаптироваться в новом коллективе.

( в области туристской  подготовки)

- знать и уметь вязать не менее 10 узлов;

- знать и уметь применят снаряжения для многодневного похода;

- уверенно проходит спортивно- туристическую полосу препятствия;

- уметь составлять маршрут и отчет о походе.

( в области медицинской подготовки)

- знать ядовитых растений, грибов, ягод, змей и насекомых своего региона;

- уметь оказывать помощь при отравлениях и при укусе ядовитых змей и насекомых;

- уметь оказывать доврачебную помощь при солнечном и тепловом ударе;

- уметь оказывать помощь утопающему;

- знать последствия воздействия на организм алкоголя, табакокурения, наркотиков;

( в области военной подготовки)

- знать и выполнять строевые приемы с оружием;

- выполнять в полном объеме элементы строевой подготовки игры «Зарница»;

- знать правила ведения стрельбы из автомата Калашникова;

                                                          -38-

- выполнять стрельбу из автомата Калашникова.

( в области физической подготовки)

- уверенно выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

- уверенно преодолевать полосу препятствия;

 (в области информационно- агитационной подготовки)

- уметь работать с цифровой фото- и видеоаппаратурой;

- иметь первичные навыки в области журналистики;

- уметь подобрать и верстать материал газеты Клуба;

- уметь правильно и со вкусом оформить стендовый материал.

Контролем знаний и умений является  выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера, прохождение учебных сборов.

                                                            -39-

Совместная работа с институтами, предприятиями, творческими союзами.

Название организации

Содержание и форма совместной работы

1

Общественная Молодежная Организация «Объединение «Отечество» РТ

Лекции, консультации, экскурсии, профильные лагерные смены.

2

Краеведческий музей Спасского района.

Лекции, экскурсии

3

Поисковый клуб «Булгар»

Лекции, экскурсии.

4

Военно- патриотические клубы Спасского района.

Совместные занятия, мероприятия, турпоходы, слеты.

5

РОСТО (ДОСААФ)

Совместные занятия, мероприятия, соревнования.

6

Болгарский музей заповедник.

Лекции, экскурсии, участие в раскопках.

                                                       -40-

                            Работа с родителями

мероприятия

сроки

1

Организационное родительское собрание

Сентябрь

2

«Мое родословное древо»

Декабрь

3

Концерт и показательное выступление по строевой подготовке

Февраль

3

«Папа, мама, я-спортивная семья»»

Март

4

Итоговое родительское собрание, отчет о проделанной работе (презентации, защита проектов, показательные выступления)

Май

5

Индивидуальная работа с родителями

В течении  года

                                                             -41-

Материально –техническое обеспечение

Наименование

Кол-во

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Палатки туристические

Рюкзаки

Лопаты саперные

Коврики туристические

Костровые принадлежности

Топоры

Ножовки

Лопаты штыковые

Котелки

Веревки туристические

Туристическая полоса

Макеты ММГ АК_-74

Винтовки пневматические

Лазерный тир

Форма военная (камуфлированная)

Магнитофон

Фотоаппарат

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран  

2

7

5

7

1 компл.

2

1

1

2

100 м.

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

                                                               -42-

22

23

24

25

26

27

Тренажер «Максим»

ОЗК

Л-1

ГП-7

Санитарные сумки

Пистолет пневматический

1

2

1

10

2

1

                                                               -43-

                           Методическое обеспечение программы.

Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Поэтому весьма значимым является вопрос эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического объединения для школьников.

Учитывая тягу подростков к романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных ситуациях, занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне с использованием игровых технологий и максимальным увеличением доли практических занятий, особенно в природных условиях.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о р. Татарстан, Спасском районе, с. Три Озера ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы кружка «Память» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

                                                      -44-

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.      

Занятия в кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, села, РТ; сохранению и приумножению  исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и оздоровительном отношении является практические мероприятия такие как «А ну-ка парни», «День спасателя», «День призывника», «День защиты детей», «Зарница», краеведческая и исследовательская работа

Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности старшеклассников, рекомендуется более широко использовать различного рода домашнее задания в виде ежедневных физических тренировок, подбор и изучение специальной литературы.

Формами итоговой работы являются двухдневные походы, походы выходного дня, экскурсии, 5-ти дневные учебные сборы с юношами 10 класса, сезонные соревнования, такие как «Школа безопасности», «Зарница», «Орленок», ЮИДД, «Форпост».

                                                -45-

Список использованной литературы и пособий.

Для  детей.

«Учебник спасателя» - Шойгу С.К. 1997 год МЧС РФ.

Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».- Шойгу С.К. 2006 год.изд.ООО ПКФ «Монтажспецстрой».

Учебник «Основы военной службы» - Смирнов А.Г. 2010 год, изд АСТ.

Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» - Смирнов А.Г. 1996 год, изд. АСТ.

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №№ 9. 10,11 за 2004 год.

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. «Воениздат» - 1994 год.

CD «Основы безопасности жизнедеятельности» - издательский дом «Равновесие».

CD «ОБЖ 5-11 класс». Министерство образования РФ.

«Турист на дистанции» - Минхаиров Ф.Ф. 2004 год. Изд.»Школа»

«Маршрутная книжка туриста» - федерация туризма,1988 г. Москва.

«Узлы, применяемые в туристской практике» - Казань,1982г.

«Тропою туриста» - методическое пособие. Минхаиров Ф.Ф. Арск, 2001 од.

Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г.

Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

Для  учителя.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

                                                              -46-

 Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 200

Н.В Марянин. История Спасского района и  с.Три Озера.

 http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-8

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-11

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-14

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-15

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/skvoz_pelenu_istorii/1-1-0-40

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/otchajannyj_gusar_molostvov/1-1-0-41

http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/dva_jubileja_trjokh_ozjor/1-1-0-52

                                                                             -47-

                                                                       

                         ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ «Награды в моей семье»

F:\ВПВ\Гордеева\Бушевы НАПЕЧАТАТЬ\DSC00058.JPG

Участник кружка «Память», ученик  Шеронов Владимир  рассказывает о своем прадедушке,  ветеране ВОВ.

                                                 

                                                             

                                                                 

F:\ВПВ\печать ветеран\DSC00097.jpg

Члена кружка  посещают свою подшефную, ветерана ВОВ Бушеву  В.В.

F:\ВПВ\садик\DSC00008.JPG

Воспитанники детского сада знакомятся с ветеранами ВОВ села Три Озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "военный этикет

С 2005года в Яковлевском районе действует кадетский корпус «Русич» с военно-профессиональной направленностью. В большинстве образовательных учреждений муниципального образования организованы и действу...

Программа дополнительного образования военно-патриотической направленности "Память"

Задачи программы реализуются через поиск талантливых людей, народных умельцев, интересные встречи с ними, организацию выставок, выставок-ярмарок, изучение народных традиций, освоение старинных техник ...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...

Программа внеурочной деятельности "Военно-историческая миниатюра"

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - Военно-патриотический клуб «Поиск»

Рабочая программа по внеурочной деятельностипо духовно – нравственному направлению развития личностиВоенно-патриотический клуб «Поиск» Возраст обучающихся: 15 – 18 лет (8 ...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...