Моделирование трехмерных объектов – эффективный метод развития конструкторских и творческих способностей обучающихся
статья

Ольга Алексеевна Петухова

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_trehmernyh_obektov.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование трехмерных объектов – эффективный метод развития конструкторских и творческих способностей обучающихся

Петухова Ольга Алексеевна,

МАУ ДО ПГО «ЦРТ имени П.П. Бажова»,

Полевской ГО, педагог дополнительного образования,

 1 квалификационная категория

На данный момент мир столкнулся с парадоксальным явлением: чем больше в образовательных учреждениях появляется компьютеров, чем больше времени проводят учащиеся за экранами мониторов, чем многочисленнее становятся электронные обучающие программы, тем больше проблем возникает с кадрами для наукоемких отраслей экономики. Отсюда вывод – одной только компьютеризации образования для решения технических задач явно недостаточно. Для педагогов дополнительного образования является очевидным фактом – пробуждать у ребят желание заниматься техническим творчеством, формировать мотивацию к инженерной деятельности. Нам нужны новые конструкторы, инженеры, умеющие нестандартно мыслить, способные создавать новые технологии, а вместе с ними и новая  усовершенствованная техника, новые современные машины. Понимание и интерес  к инженерной деятельности нужно формировать в школьном возрасте именно посредством занятий техническим моделированием и конструированием.

 Сегодня особое значение в образовательном процессе приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С дидактической точки зрения проектирование, конструирование и изготовление технического устройства – это применение своих знаний на практике, развитие самостоятельности мышления, любознательности и инициативы. Важную роль  в формировании творчества играют специфические виды детской  технической деятельности, к которым относится  техническое  конструирование и моделирование трехмерных объектов.

Мы часто слышим это сочетание 3D, что дословно переводится с английского как «три размера». Визуализация (или трехмерное моделирование) нашла свое начало и получила наибольшую востребованность именно в конструировании объемного образа.

Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям школьника при определенной организации может носить подлинно творческий характер. Подобно рисованию и анимации, сфера 3D – моделирования требует богатого воображения и нестандартного мышления.

 Развивая, конструкторские способности обучающихся  мы можем рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в результате которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа.

Для развития конструкторских способностей и для того, чтобы овладеть процессом конструирования  надо, прежде всего, научиться решать конструкторские задачи. Сначала детям дают задание на преобразование образца, а затем – на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее – конструирование по замыслу или ставятся перед ними проблемные задачи.

В Центре развития творчества им. П.П.Бажова процесс ориентации на техническое творчество осуществляется на занятиях в объединении «Начальное конструирование и моделирование».

Для того чтобы этот процесс происходил успешно, необходимо наличие образовательной программы, составленной на основе запроса школьников среднего звена и их родителей, с учетом достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и практики и ориентированной на развитие творческих способностей школьников среднего звена. В связи с этим, возникла необходимость создания программы по начальному техническому конструированию и моделированию.

Цель программы: освоение системы знаний, необходимых для формирования конструкторско – технологических навыков; развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность; приобретение опыта самостоятельной деятельности на занятиях начальным техническим моделированием.

В последние годы, когда из учебных планов школ практически исчез такой важный для конструирования предмет как «Черчение», передо мной встали дополнительные проблемы. Мне приходится начинать занятия по конструированию трехмерных объектов со знакомства с чертежными линиями и схемами, а затем уже развивать конструкторские способности, расчеты и постройки технических моделей.

Для развития конструкторских способностей и для того, чтобы овладеть процессом конструирования  надо, прежде всего, научиться решать конструкторские задачи. Сначала детям дают задание на преобразование образца, а затем – на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее – конструирование по замыслу или ставятся перед ними проблемные задачи.

Новизной программы является вовлечение обучающихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность, что способствует творческому развитию личности и приобретению социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских умений и навыков. Работая над проектом, обучающиеся проводят исследования в области истории, архитектуры, математики, литературы. Таким образом, осуществляя межпредметные связи.

Программа «Начальное конструирование и моделирование» существует третий год. Обучающиеся по данной программе становились не однократными победителями и призерами конкурсов проектов на муниципальном уровне. А также являются победителями конкурсов технического творчества на региональном уровне.

Учебное проектирование является в настоящее время единственным методом обучения, в котором перед учащимся напрямую ставятся задачи поиска нерешенных проблем в окружающем мире и формулировки требований к объекту проектирования. Использование проектов в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым.

Проектная деятельность обучающихся в объединении технического творчества способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; развитию конструкторских способностей и активности обучающихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности и творческих способностей обучающихся

Развитие личности и творческих способностей обучающихся....

Современный урок музыки-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся

Данная творческая работа имеет исследовательский характер. В работе даётся сравнение традиционного урока музыки и урока. отвечающего требованиям ФГОСов второго поколения; приводятся примеры комбиниров...

Практическая направленность через развитие познавательных и творческих способностей обучающихся

Методы и приемы, способствующие творческому развитию обучающихся...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Из опыта работы "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"

Презентация на тему: "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...