Сообщение к методическому объединению в рамках работы по самообразованию
материал

Ольга Алексеевна Шаронова

В материале в сжатой форме раскрываются основные идеи теории П.Ф. Лесгафта о воспитании и его типология личности. Текст может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и педагогам среднего звена школ, а также классным руководителям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»

Теория формирования нравственных основ личности П. Ф. Лесгафта.

Материал к  заседанию  методического объединения  

педагогов дополнительного образования

Подготовил:

Шаронова О.А.

Выкса

2018 г


Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы условия воспитания  и самовоспитания, приближённые к норме.

Термины Лесгафта:

Мудрый - способный предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Трудолюбивый - получающий удовольствия от труда на общее благо.

Воспитание- это процесс усвоения ребёнком опыта предыдущих поколений через контакт с окружающей средой.

Самовоспитание- это процесс выработки самим человеком стереотипов своего поведения.

Собственные нравственные основания-это внутренний нравственный закон человека, отступить от которого он не может ни при каких обстоятельствах. Это его личные представления о добре, правде, справедливости, свободе как плод его собственной напряжённой мыслительной деятельности.

Аксиомы Лесгафта:

Аксиома 1.

Важнейший орган человека- кора головного мозга- к моменту рождения ещё не полностью сформировалась. Процесс формирования полей новой коры продолжается до 12-14 лет.

Эта аксиома лежит в основе теории Лесгафта.

Аксиома 2.

Каждый ребёнок, родившийся здоровым, наделён от природы инстинктами любознательности, впечатлительности и имитации, свободное проявление которых обеспечивает максимальное раскрытие и развитие всего заложенного в него природой потенциала «человека разумного», высоконравственной личности.

Аксиома3.

В первые 12-14 лет, которые только и могут быть названы периодом воспитания, окружающая среда целиком определяет процесс формирования человеческой личности.

Инстинкты  любознательности, впечатлительности и имитации заставляют ребёнка упорно трудиться, осваивать окружающий мир, язык и поведение взрослых. Именно эти инстинкты являются движущей силой возможного умственного и нравственного развития.

  Основным этапом развития рассудка является период дошкольного развития.  

Важнейшее положение теории Лесгафту состоит в том, что вновь сформировавшиеся участки коры головного мозга могут включиться в общую работу мозга, а могут и не включиться.

 Примерно в возрасте 5 лет начинают созревать самые сложные поля коры головного мозга. С их включением в работу может начаться нравственное развитие ребёнка.

К 7 годам  дети уже сильно различаются по уровню физического, умственного, и нравственного развития. И, как правило, эти различия в дальнейшем мало меняются.

Нормальные условия воспитания по Лесгафту:

  • Атмосфера любви и уважения в окружающей ребёнка среде.
  • Постоянное присутствие высоконравственного, любящего ребёнка воспитателя, у которого никогда слова не расходятся  с делом, и который постоянно готовит всё необходимое, чтобы ребёнок, закончив одно дело, мог сам найти себе новое занятие.
  • Регулярный общественно-значимый труд в присутствии ребёнка.
  • Отсутствие прибавочных раздражителей (укачивание, ношение на руках, лакомства, наряды, табак, наркотики, роскошь, беспорядочная еда, нищета, голод, наказания, телевидение и ПК).
  • Соблюдение принципа постепенности и последовательности.
  • Соблюдение принципа гармоничного развития.
  • До 7 лет- отсутствие контактов с безнравственными, ленивыми и лживыми людьми.
  • Разумный уровень санитарно-гигиенических и экономических условий.
  • Высоконравственный 1-й учитель.

Если нормальные условия обеспечить, то ребёнок обязательно вырастет высоконравственной личностью. В противном случае ребёнок будет обречён нести клеймо умственной отсталости и нравственной порчи.

Классификация нравственных типов личности.

В процессе воспитания в норме у человека должны быть развиты три сферы:

  • Разум,
  • Рассудок,
  • Духовно-нравственная.

I.Типы, у которых развитие разума даже не начиналось:

1. Лицемерный тип.

Он бессознательно, инстинктивно меняет своё поведение, только чтобы понравиться окружающим.

К себе:  абсолютно не способен относиться критически. Любит лакомства, украшения, всякую блестящую мишуру. Понравившуюся вещь может украсть и тут же надеть на себя.

К другим: всегда подлаживается под окружающих. Чувств к людям никаких не имеет. Подхалим. Охотно ябедничает.

К делу: от любого дела стремится поскорее отделаться. Ленив.

Условия возникновения: ребёнок подолгу оставался без всякого внимания взрослых, был свидетелем и участником застолий, пьяных перебранок, злословий.

2.Мягко-забитый тип.

К себе:  в зависимости от обстоятельств, или горько жалуется на судьбу, или с важностью поучает окружающих, как надо жить. Неопрятен. Много и неразборчиво ест.

К людям:  перед теми от кого зависит, заискивает и лебезит. Тех, кто от него зависит, с важностью поучает. Привязывается к сильным людям. Любви, дружбы, порядочности проявить не может. Может предать.

К правде: Лжёт только под страхом наказания за проступок. Труслив.

К делу: ни одного дела не может самостоятельно начать, и довести до конца. Если его чему-то научили, готов всех с важностью поучать. Новой работы боится. Ленив.

Условия возникновения:: Мать ограждала от  малейших забот и затруднений. Неразумная любовь забивает ребёнка сильнее, чем розги.

II. Типы, у которых не получила развития духовно-нравственная сфера:

      3. Честолюбивый нравственный тип.

       К себе: очень аккуратен, заботится о своём внешнем виде. Постоянно говорит о своих   

Достоинствах, знаниях, связях, знакомствах. Стремиться командовать, стремиться получить свою награду. Ошибки признать не способен.

        К людям: не терпит соперников. Стремиться от них избавиться любой ценой. Старается использовать людей. Любви, дружбы не знает, но может изобразить.

        К правде: Может солгать для пользы дела. Часто лицемерит. Демагог.

        К делу: там, где предполагает отличиться, работает страстно, самозабвенно. Может прослыть трудоголиком. Уверен, что для достижения цели все средства хороши. К другим делам равнодушен. Ленив.

       Условия возникновения: взрослые заботились о других детях, а к нему были равнодушны. В нём как протест росло страстное желание доказать своё превосходство. Или, наоборот, постоянно восхваляли, награждали ребёнка, демонстрировали его успехи родным и знакомым.

      4.Злостно-забитый тип.

       К себе: мало заботится о своём внешнем виде. Болезненно реагирует на унижение своего достоинства. Состояние апатии может смениться бурной (чаще разрушительной) деятельностью.

       К людям: С людьми своего типа дружит, делится тем, что имеет. К остальным относится подозрительно или презрительно. Слабого может защищать или жестоко над ним издеваться.

       К правде: Лжёт только отрицанием. По отношению к «своим» честен и отзывчив.

       К делу:  всегда озабочен тем, чтобы не сделать лишнего. Для  удовлетворения своей прихоти готов горы свернуть, в остальных случаях ленив.

       Условия возникновения:  атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребёнка требуют того, что он ещё не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нём растут злоба и ненависть.

III.Типы, у которых в процессе воспитания развиты все три сферы: 

5. Добродушно-нравственный тип.

      К себе : О своём внешнем виде не заботится, но опрятен. Развитое чувство собственного достоинства, самоконтроля и самооценки, самоанализа. Не любит украшений, наград, поощрений.

     К людям: Ко всем относится ровно, вежливо, внимательно. Проявляет сильные чувства любви, дружбы, патриотизма. От лицемерия и лжецов стремится отстраниться. За обиженных несправедливо бросается в бой безрассудно.

     К правде:  никогда не лжёт и не лицемерит. Не терпит этого у других. Если не может отстраниться, карикатурно их изображает.

     К делу:  ищет дело, которому сможет отдать себя целиком. На избранном поприще работает целеустремлённо, привлекает сотрудников. Достижения радуют его и стимулируют к новой деятельности. Неудача вызывает самокритику и новую энергию. Иногда бросает дело и уходит в мир фантазии. К физическому труду слабо подготовлен.

     Условия  возникновения:  Достаток, но не роскошь. Постоянное общение с любящим, высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае, в маленьком скверике среди шумных городских улиц. Отсутствие каких-либо угнетающих условий. Большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками. Недостаточная возможность трудовой деятельности.

6. Трудолюбивый нравственный тип.

     К себе:  аккуратен. Есть чувство собственного достоинства. Чрезмерно скромен. Не знает за собой никаких особых способностей. Личные потребности минимальны.

     К людям: заботится о всех , кто нуждается в заботе. Ко всем внимателен. Проявляет сильные чувства любви, дружбы, патриотизма. От людей непорядочных отстраняется.

      К правде:  никогда не лжёт и не лицемерит. Всегда поддерживает борца за правду. Первым выступать стесняется.

       К делу:  никогда не бывает без дела. Постоянно трудится. Охотно помогает другим. При неудаче руки не опускает, ищет причину прежде всего в себе. К масштабному планированию, широким обособлениям считает себя неспособным.

       Условия возникновения: Необеспеченность семьи. Постоянный и упорный труд родителей на глазах у ребёнка. Любовь и забота друг о друге в семье. Участие ребёнка в общем труде с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Сообщение к методическому объединению педагогов "Показательные выступления как компонент педагогического сопровождения подготовки мотокроссменов"

В материале отражено понимание показательных выступлений мотокроссменов как компонента педагогического сопровождения подготовки спортсмена технической направленности. Текст дополнен презентацией.Матер...

Сообщение на методическом объединении учителей русского языка

Обучение написанию глухих школьников сочинений-описаний природы....

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль кроссвордов в школьном учебном процессе."

В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной де...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."

В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль комнатных растений в жизни человека"

С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчас...