"Буква Щ и сочетания шч, жч, сч, стч, зч, здч". 2 занятие по теме
план-конспект

Виктория Николаевна Ганеева

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 13.04.2020.

Тема: «Буква Щ и сочетания шч, жч, сч, стч, зч, здч» (2 занятие по теме)

Теория (повторение):

Буква щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый ею звук целиком входит в состав одной морфемы (корня или суффикса), например: щегол, носильщик. Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч пишутся на стыке корня и суффикса, например: подносчик, извозчик, а сч — и на стыке приставки и корня, например: исчерпать, счистить.

https://mypresentation.ru/documents_2/08cd1a95f39f0cc7c46e24ed09d1e7c0/img5.jpg

Практика:

Задание 1. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ре…кий ветер, ли…кая бумага, ги…кий шланг, ме…кий стрелок, ро…кое поведение, зы…кий песок, то…кое болото, оловя…ая кру…ка, зя…кий, корме…ка, бранд…ойт,  набре…ший, выру…ка, деле…ка, зно…кий, инструкта…, ко…ьба, метаста…, нагре…ший, шане…ка, муля…, па…гауз, до…атый, мере…ка, пичу…ка, разве…ка, реви…ский, тунея…ство, скла…чина,  мун…штук, обтя…ка, повя…ший.

 

Задание 2. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ба…жо, благос..ный, високос…ный, глас…ность, горес…ный, декаден…ство, емкос…ный, интриган…во, компроме…тировать, корыс…ный, кос…ный, нашес...вие, нидерлан…ский, окрес…ный, переез…ной, предвес…ник, пятна…цать, развер….ый, ровес…ник, сер…чишко, сказуемос…ный, трехлопас…ный, хлес…че, я…ство, гнус…ный, дерзос…ный, доплес…нуть, захолус…ный, ислан…кий, конста…тация, надзвезд…ный, наперс…ник, поверхнос…но, поз…неспелый, челюс…ной, перехлес…нутый, подвлас…ный, кос…ный, ревнос…ный, скомпроме…тировать, целос…ный, бестелес…ный, беспредеце…дентный, чес…ной, интриган…ка, завис…ник.

Задание 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни и приставки.

И…ябнуть, и…якнуть, и…жарить, во…лавить, во…оздать, ра…ветать, ра…цвет, ра…шатать, ра…жаловать, ра…ыпать, бе…аветный, бе…менный, бе…жизненный, бе…шумный, чере…седельник, забре…жить, бры…жущий, во…жи, задребе…жал, со…женный, …женый сахар.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Жу…жит, прое…жать, мо…жевеловый, мо…жечек, ра…житься огоньком, дро…жи, и…жога, размо…жить, брю…жать, ра…жать, ра…жалобить, ра…жечь, разо…женный, вые…женная лошадь, вы…женная поляна, бре…жущий, мо…жевельник.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте по орфографическому словарю написание слов.

Кристал…ический, трехто…нка, ко…респондент, глав…рач, груп…орг, пятибал…ный, кристал…но, грам…офон…ый, грам…запись, прес…конференция, матро…ская, безантен…ый, спецкор… газеты, кол….он…ада, колон…ка, груп…ка, тер…ас…а, тер…икон, ком…ентатор, фин…ка, кол…ективный, пас…ажирский, пас…овать, компромис…ный, кас…овый, прес…ованый, конгрес…мен, стать ас…ом в своем деле, контр…азведка.

Задание 6. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Бак…лавр, бал…ада, бал…отироваться, бал….юстрада, б…ндероль, б…рельеф, бар…икада, бацил…а, б…йкот, бюл…тень, бюр…кратизм, вас…ал, гам…а, Ган…ибал, гег…мон, гиен…а, г…меопатия, г…норар, горил…а, гум…анизм, гут…аперча, д…з…ртир, декл…мация, декла…рация, де…терм…низм, деф…ект, д…фицит, ди…гональ, дилем…а, дискр…д…тировать, ди…грам…а, д…ректива, дис…ертация, диф…еренциал, диф…ракция, диф…узия, драм…а, дрес..ировать, дюрал…мин…вый, ил…юзия, им…тация, им…унитет, им…грант, имп…зантный, импрес…арио, импрес…онизм, инкас…атор, ин…рустация, интр…дукция, ип…охондрия, ип…одром, ир…ациональный, ир…игация, к…играфия, кал…ория, к…пил…ярность, карб….нарий, клер…кал, кол…ледж, кол…ектор, кол…оквиум, кол…ония.

 Источники:

  1. Орфографический практикум: правописание согласных: https://mypresentation.ru/presentation/pravopisanie-soglasnyx 
  2. Упражнения по русскому языку «Чередование гласных и согласных в корнях слов»: https://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkomu-yaziku-cheredovanie-glasnih-v-kornyah-2809949.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ЗВУК И БУКВА С»

Интегрированное занятие по теме "Посуда. Продукты питания" в котором прослеживается интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация, здоровье, музыка, художественно-эстетическое восп...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

"Буква Щ и сочетания шч, жч, сч, стч, зч, здч". 1 занятие по теме

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...