Как преодолеть творческий кризис?
статья

Комлева Татьяна  Сергеевна

Человек, работа которого связана с творчеством, в любые моменты жизни сталкивается с творческим кризисом, который так, или иначе останавливает его деятельность . Вы требуете от себя новых идей, но ваше креативное начало находится в тупике. Между тем , кризис в творчестве это нормальное явление. Только тот, кто не арботает, не совершает ошибок. Как сдвинуться с мертвой точки и вновь получить вдохновение.Вот вопрос, который надо периодически решать самому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_preodolet_tvorcheskiy_krizis.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Как преодолеть творческий кризис?

Т.С. Комлева,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Заинтересованность этим вопросом вызвана тем, что в силу своей профессии педагога-хореографа, я периодически сталкиваюсь с творческим ступором. Вопрос, который стоит в названии статьи, очень близок творческим, ищущим, сомневающимся людям.

Человек, работа которого связана с творчеством, в любые моменты жизни, сталкивается с творческим кризисом, который так, или иначе останавливает его деятельность. Вы требуете от себя новых идей, но ваше креативное начало находится в тупике. Между тем, кризис в творчестве – это нормальное явление. Только тот, кто не работает, не совершает ошибок. Как сдвинуться с мертвой точки и вновь почувствовать вдохновение, вот вопрос, который надо периодически решать самому. Из своего опыта я выработала тест, позволяющий определить критичность ситуации, в которой творческий человек (хореограф, артист, режиссер и т.д.) не может эффективно исполнять должностные обязанности.

Вот несколько вопросов из теста.

1.Стрессоустойчивы ли вы?

2. Как часто в последний месяц вам хотелось окончательно забыть о работе?

3. Есть ли у вас желание поменять место жительства, оставаясь в профессии?

4. Как часто вы испытываете элементы необоснованной (на ваш взгляд) грубости со стороны коллег?

5. Чувствуете ли вы, что вас одолевает творческий кризис? (креативные решения не приходят в голову)

В 2008 году меня настиг этот недуг «ничего не хочется». Поменяла место жительства и место работы, это помогло мне выбраться из тупиковой ситуации. Творческая депрессия – это процесс не из легких и не быстрых. Поэтому надо запастись выносливостью и терпением. Постепенно, придет равновесие, свежесть идей, интересные мысли и вы будете готовы к новым творческим открытиям. Так же к факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести:

-критику,

-длительную и продолжительную работу,

-здоровье и самовнушение,

-испуг,

-финансовые проблемы.

Писателю, драматургу, сценаристу, поэту, балетмейстеру, артисту необходимо вкладывать всего себя без остатка в строчку, рифмы, постановки, спектакли. Этот процесс может подорвать физические и психические силы человека. Творческое бессилие выводит из равновесия творческих людей. Кого-то кризис заставляет «покончить» с творчеством навсегда. Творческие личности, это люди тонко устремленной, подвижной психикой. Поэтому можно привести несколько неприятных характеристик таких людей:

-непунктуальность,

-нытье, что неоценимы,

-зависимость от социальных сетей,

-постоянное ожидание восторга со стороны других людей.

Некоторых представителей творческих профессий эти вещи сводят с ума. Как преодолеть кризисное состояние? Самым простым вариантом будут:

- Хороший сон. Отдохнувший мозг  начнет сам генерировать большое количество новых идей.

- Физические нагрузки. Нервную систему можно быстро разгрузить при помощи физкультуры и спортивных занятий. Физическая нагрузка – «конфета» для когнитивной системы.

- Смены привычной обстановки. Выезд на дачу, прогулка на природе, туристические поездки в другую страну, все это вызывает прилив творческих сил.

- Учитесь учиться. Некоторые мысли можно просто позаимствовать у конкурентов.

- Организация постоянной занятости. Организовывать свое время так, чтобы его не оставалось на хандру.

- Смена жанра - «Китайский отдых». Немного раскрою способ «Китайского отдыха».  В годы Культурной революции, был такой совет вождя. Устал копать - кати тачку. Совет от писателя Андрея Кашкарова: не пишутся стихи, переходи на прозу. Тошнит от одного вида чистого листа бумаги? Возьми краски. А вот это уже будет новый жанр. Иногда смена жанра  помогает выйти из творческого тупика. Поэты советского железного века в минуты «безтемья» собирались вместе, болтали, играли словами, придумывали шарады.

Также к фактору, приводящему к кризису можно отнести безденежье. Хотя и говорят, что творческий человек должен быть «голодным», но всем хочется иметь какое-то материальное  благополучие. Вот история, рассказанная мне экскурсоводом г. Одесса в 2011 году. Великий русский поэт А.С. Пушкин, находясь долгое время в Одессе, сочинял простейшие стихи и четверостишья по просьбе богатых дам, которые платили поэту помогая ему как-то безбедно прожить в Одессе, но русский поэт также может терпеть нищету, если пишется. Он будет жить и испытывать ощущение, похожее на счастье. Это так же относиться и к людям творческих профессий сегодня. Особую остроту преодоление творческого кризиса приобретает в педагоге искусства, к которой я отношусь, как педагог-хореограф.

Музыкальная школа, танцевальный коллектив, театральный институт - везде соприкасаются и переплетаются педагогические задачи и вопросы собственно творческие.

Педагогическая компетентность преподавателей может сильно отличаться от художественной, что приводит к резонансу психолого-конфликтных проблем. В свою очередь, учащиеся нередко оказываются наедине со своими трудностями, и далеко не каждая личность способна выйти из этих испытаний без серьезных психологических последствий. Любой творческий коллектив учебного заведения знают немало кризисных случаев. У педагога, в ежедневной напряженной деятельности имеется еще один потенциально кризисный фактор - время.

Начиная от планирования занятия и заканчивая выпускным спектаклем или концертом, оно оказывает незримое, но весьма ощутимое давление на педагога. Наверное, не существует учебных заведений, где участники образовательного процесса совершенно не испытывают переживаний, связанных с дыханием времени. Формирование экзистенциального отношения ко Времени, вероятно, может быть одним из психо-педагогических направлений профилактики кризисных состояний и учителя, и ученика.

Выработка кризисной компетентности личности сегодня становятся одной из актуальных образовательных задач в любой сфере, а в быстроменяющихся глобальных условиях общественной и экономической жизни активно развивается целое направление кризис – менеджмент.

Работая педагогом хореографом более тридцати лет, я периодически сталкиваюсь с проблемами творческого кризиса (поиск идеи танца, постановка хореографических номеров, сочинение новой хореографической лексики, составление интересного мастер-класса и даже обычного экзерсиса в зале). Приходится решать эти проблемы, применяя различные практики, описанные выше.

В заключение, можно сказать, что творческая личность – в самом широком смысле слова неизбежно сталкивается с кризисными состояниями, иначе не было бы движения вперед , прорыва через преодоления.

P.S. В дни, когда я пишу эту статью, был объявлен всемирный карантин по преодолению нового короновируса. Кризис коснулся экономики всех стран, а также сферы искусства, спорта, образования, туризма и т.д. Сегодня мы наблюдаем, как люди творческие ищут и находят новые и оригинальные формы выхода из сложившейся ситуации.

Я верю, что творческое мышление внесет свою лепту в преодоление этого обрушившегося на нас кризиса. Это время, когда можно проверить свою креативность на благо общества. Заканчиваю статью словами сэра Уинстона  Черчилля: «Любой кризис –это новые возможности»

Всем здоровья, оптимизма, творческого вдохновения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

Обучающий тренинг для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Эта разработка может стать как самостоятельным мероприятием в работе с родителями или являться частью родительского собрания. Данный материал будет интересен родителям и педагогам....

Как помочь ребенку преодолеть робость

Для вас,уважаемые родители!...

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Все наше существование пронизано эмоциями - позитивными и негативными. Именно негативные эмоции часто становятся причиной огромного количества заболеваний. Негативные эмоции влекут за собой злость и н...

Статья для родителей "Как преодолеть трудности обучения чтению"

Простые упражнения для тех, у кого дети испытывают трудности в обучении чтению....

Как преодолеть трудности в заучивании стихотворений

В  статье  рассказывается, о том что делать, если Ваш ребёнок не может выучить стихотворение....

Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”

материал для классного часа по теме: чрезвычайные ситуации...