Методическая разработка "Работа над актёрской песней"
методическая разработка

Черткова Регина Александровна

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ ,ОБОБЩАЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ РАБОТЫ НАД АКТЁРСКОЙ ПЕСНЕЙ С ВОСПИТАННИКАМИ ОДОД, СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ АКТЁРАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка17.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Методическая разработка

                             

                                  «Работа над актёрской песней»

Данное методическое пособие является обобщением многолетней работы в качестве педагога и концертмейстера со студентами актёрских отделений театральных вузов, а также с драматическими актёрами петербургских театров, и может быть полезным для руководителей и концертмейстеров вокальных и театральных коллективов  ОДОД общеобразовательных школ.

Актёрская песня это не про то, КТО исполняет (актёр, вокалист ), а про то, КАК исполняет песню.

Этот жанр  не предполагает обязательных вокальных данных, но обязательно предполагает исполнение песни как мини-спектакля, где есть герой, есть конфликт, есть кульминация, есть развязка и финал.

В актёрской песне, как правило, используется декламационный способ звукоизвлечения, когда исполнитель не столько ПОЁТ песню, сколько РАССКАЗЫВАЕТ её, ПРОЖИВАЕТ её от имени предлагаемого  героя, часто придуманного самим исполнителем.

Часто под актёрской песней понимают ЗРИМУЮ песню.

Но, это лишь один из видов актёрской песни, когда очевидное содержание, некий сюжет  ,РАЗЫГРЫВАЕТСЯ на сцене, часто с использованием реквизита и костюмов .

Однако, интереснее и гораздо сложнее исполнить   песню просто как маленький спектакль, без разыгрываемого действия, специальных костюмов   и вспомогательных средств.

ПЕРВОЕ , что отличает актёрское пение-это ПОДАЧА, ЭНЕРГЕТИКА, которая захватывает слушателя, заставляя его  идти за исполнителем, с интересом следить за содержанием ,за всеми поворотами и нюансами исполняемого произведения, мгновенное ВКЛЮЧЕНИЕ в материал и ПОГРУЖЕНИЕ в него.

Такое включение требует , помимо таланта, целый ряд навыков и умений. Главный из этих навыков- включение ТЕЛА, ВСЕГО ОРГАНИЗМА в процесс пения.

Приёмы , позволяющие этому научиться описаны нами подробно  в статье «Работа концертмейстера как вид педагогической деятельности» .

Приводим ниже отрывок из данной статьи.

«Чрезвычайно важной задачей в работе с вокальным коллективом является активное включение всего организма, включение тела в процесс пения. Только в этом случае может быть обеспечено полноценное звукоизвлечение, должная энергетическая  подача музыкального материала и чистое интонирование. Для этого недостаточно говорить ученикам, например: «Представьте себе, что вы идёте в бой…», это ничего не даст и не изменит. Нужны конкретные приёмы:

1.ПФД-память физических действий, а именно  как бы включение усилий  для преодоления препятствий при движении ( идти навстречу сильному ветру, идти в воде, сгибать железный прут, вытаскивать из пропасти за верёвку и т.п.)

2.Включение состояния рассерженного, возмущённого человека, заставляющее быть автоматически энергичным.

3.Наш организм -  шар, наполненный, начинённый волшебным ароматом. Если  шар сдутый, - нет объёма, звук плоский, не полётный, горловой. Работа с дыханием.

4.Нарочитая артикуляция текста – активное слово, особенно согласные звуки.

Эти  приёмы позволяют даже самым неподготовленным, а также не обладающим особыми музыкальными способностями воспитанникам, достигать прекрасных результатов - достаточно чисто интонировать, быть артистичными и свободными, доносить смысл музыкального произведения, быть интересными слушателям, а значит повышать самооценку и всесторонне  развиваться

                                   

ВТОРОЙ важнейший принцип- «ЗАСТРОЙКА» песни, т. е выстраивание своего видения содержания песни за счёт создания некой  истории, которая:

1.Может быть заложена в сюжете песни(песня-репортаж, например, Ю. Визбор. « Капитан ВВС Донцов», песня-рассказ, например А Морозов «Майский дождь 45-го», В. Высоцкий. «Полчаса до атаки»,, А Башлачёв. «Грибоедовский вальс»; песня-письмо, например знаменитый «Синий платочек»; песня –диалог, например,  С. Никитин. «Диалог у новогодней ёлки", знаменитый дуэт Эмиля и Эмилии из «Обыкновенного чуда»-«Ах, сударыня..» и т.п.)

2.Может быть придумана самим исполнителем, или использована из опыта собственной жизни , а, затем, мысленно  взята  в объект во время исполнения, наполняя его, это исполнение, объёмом и силой воздействия.

Причём, эта история  может быть парадоксально не связана напрямую с данным, конкретным текстом(актёры часто говорят, что текст дело-десятое, что важно не ЧТО сказать, а КАК сказать).

Так, воспитанник, исполняя песню с очень серьёзным содержанием, где, например ,герой на войне идёт в атаку, может «подкладывать» своё, волнующее его действие из своей жизни, например,  мысля себя на футбольном поле в качестве нападающего на ворота противника и ведущего свою команду к победе! Интересно и важно, что это НИКАК не снижает, не нивелирует, не «опускает» глубокое и серьёзное содержание песни, а, наоборот, придаёт исполнению необычайную правдивость и необходимую энергию.

Исполнитель может наделять героя песни вымышленной биографией, какими-то качествами характера и пр.

Так, например, студент Театрального института, исполняя знаменитый «Случайный вальс» М. Фрадкина и Е. Долматовского придумал, что офицер, от имени которого идёт повествование-СЛЕПОЙ. Этого , конечно, никто из зрителей знать не мог, но именно это придало песне особый драматизм и трогательность.

НЕПРЕЛОЖНЫМ ПРАВИЛОМ для исполнения актёрской песни, как, впрочем, вообще правилом в исполнительском искусстве разных жанров и видов, является

ПРАВИЛО ПАРАДОКСА: ГРУСТНОЕ исполняем ОЧЕНЬ СВЕТЛО И ПОЗИТИВНО

                                             ВЕСЁЛОЕ и СМЕШНОЕ исполняем  АБСОЛЮТНО СЕРЬЁЗНО

Только тогда, зритель и слушатель будет сочувствовать и сопереживать происходящему. Если, петь грустное грустно, получится масло масленое, скучное, «сопливое» и неинтересное исполнение. Ведь зрителю всегда интересно наблюдать за переживаниями СИЛЬНОГО человека!!!

Мы думаем, что это связано с законом ГАРМОНИИ ЖИЗНИ, которая состоит в СОСУЩЕСТВОВАНИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО: хорошо-плохо, белое-чёрное, холодное-горячее, небо-земля и т.д.

Вспомним пушкинского «Руслана и Людмилу»:

«…За бпагом вслед идут печали,

Печали-радости залог,

Природу вместе созидали

Бел Бог и мрачный Чернобог…»

Ещё одно ПРАВИЛО актёрского пения-ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.

Исполнитель должен стремиться к сиюминутному ощущению повествования своего материала, к тому, чтобы, по ощущениям исполнителя, это не был заранее выученный , кем-то написанный текст и музыка ,а СЕЙСЧАС, В ЭТУ МИНУТУ рождающийся рассказ, монолог, диалог, описание и пр,и пр. Т.е. ,как говорят актёры- НЕОБХОДИМО ПРИСВОИТЬ МАТЕРИАЛ!!!!!!!!!!!!!!

Освоение вышеперечисленных   некоторых принципов исполнения позволят нашим воспитанникам создавать поистине высоко художественные , по-настоящему выразительные АКТЁРСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ  МОНО-СПЕКТАКЛИ, ДУЭТЫ, АНСАМБЛИ и даже КРУПНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ФОРМУ(оперетты, мюзиклы ,оперы, рок-оперы и т.п.)!!!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Научно - методическая разработкаРАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В разработке прописано понятие фразировки, музыкальной и технической фразировки. Методы и приемы работы над фразировкой....

Методическая разработка «Развитие актёрских способностей на занятиях в вокальной студии»

Очень часто приходится видеть исполнителей – профессиональных вокалистов и начинающих певцов, которые, даже  при хорошем вокале, но вследствие закрепощённости и отсутствия навыков актерского маст...

Методические рекомендации работы с песней на уроках английского языка

Сегодняшнее общество является многонациональным и поликультурным. Процессы глобализации, миграции и иммиграции обеспечивают распространение ценностей разных культур и наций по всему миру. Как отмечает...

Методическая разработка по использованию песни как обучающего материала на уроках английского языка

Современные подходы к преподаванию иностранных языков подразумевают активное использование коммуникативных методик и расширение  лингвокультурологического компонента. Удачным практическим решение...

Методическая разработка конкурса патриотической песни «Песни великого подвига»

Методическая разработка конкурса патриотической песни «Песни великого подвига» ...

Методическая разработка по теме: "Песни, помогавшие выживать"

Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное песням военной тематики....