Рабочая программа "отряд Ёрш"
рабочая программа

 Золотарев Дмитрий Валерьевич

Программа подготовки юных рыболовов - спортсменов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yorsh_1.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


В обществе происходят изменения, которые определяют новые требования к образованию. Важнейшими задачами школы становится успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. 

        Также необходимость развития воспитательной компоненты диктует реальная ситуация, сложившаяся в современной детской и подростковой среде.

        Анализ современных условий жизнедеятельности школьников позволяет выделить следующие проблемы в воспитании:

  • Информационное социальное пространство лишено чётких границ.
  • Усиливается конфликт между системой традиционных ценностей, прививаемых ребёнку школой и теми познаниями, которые он получает вне её.
  • Определённая часть родителей (законных представителей) проявляет недостаточное внимание к проблемам обучения и воспитания своих детей, не желает сотрудничать с педагогическим коллективом школы и поддерживать действия учителей в отношении их детей.
  • Дети изолируются от «взрослых» проблем, что нарушает процессы взросления,  препятствует социализации.
  • Фактически отсутствуют формы совместной со старшим поколением (взрослыми, молодёжью, старшими школьниками) социально ориентированной деятельности.

Существование этих и ряда других проблем затрудняет достижение желаемого уровня эффективности учебно-воспитательной деятельности школы. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты.

Особая роль при этом, на наш взгляд, отводится дополнительному образованию.

В  МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №61» в рамках дополнительного образования создан  Военно-патриотический клуб «Русь», который  воплощает идею объединения группы единомышленников, создания настоящего "братства по духу".

  В военно-патриотическом клубе «Русь» есть несколько подразделений (отрядов): «Отряд Гром» и «Отряд Шторм», основные группы учащихся которых проходят подготовку по основным  военным дисциплинам и готовятся к поступлению в ВУЗы ФСБ России, «Отряд Пикник» сформирован из активной части родителей,  помогающих в организации и проведении всех мероприятий клуба. И самый необычный «Отряд Ёрш», одна из двух официально действующих в России детских рыболовно-спортивных школ.

 Наш отряд еще очень молод мы начали свою деятельность в апреле 2019 года, но за этот период мы проделали большую работу и обзавелись новыми друзьями .

 

Направленность 

дополнительной образовательной программы «Юные рыболовы – спортсмены»  отряд Ёрш ВПК «РУСЬ».

Данная программа реализуется в Военно-патриотическом клубе «РУСЬ»  МБОУ  « Средняя общеобразовательная школа №61» направлена на оздоровление детей, способствует их физическому и духовному развитию, расширению кругозора, изучению прикладных наук, способствующих приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Новизна

 дополнительной образовательной программы «Юные рыболовы –спортсмены» заключается в том, что воспитанники получают сведения по ихтиологии рыб Курской  области, изучают правила любительского и спортивного рыболовства Волжско-Каспийского бассейна, регламент и правила проведения соревнований по спортивному рыболовству в летний и зимний периоды. Также воспитанники знакомятся с техникой и тактикой различных видов спортивного и любительского рыболовства.

Актуальность 

обусловлена тем, что в процессе теоретических занятий, тренировок и соревнований воспитанники получают информацию и оттачивают навыки спортивного рыболовства, закаляют бойцовские качества характера, учатся бороться за победу в трудных условиях соревнований. Кроме этого воспитанникам прививается чувство уважения к природе, закрепляются навыки бережного отношения к водным биоресурсам, и окружающей среде в целом.

Педагогическая целесообразность

 программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия и терпения . Взаимоуважение и взаимопонимание как среди воспитанников, так и в отношениях тренер-ученик, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его темперамента и черт характера. Создание эмоциональной обстановки сотрудничества, командного духа, но, в то же время, и воспитание соперничества в условиях тренировок и соревнований.

Цель программы : формирование спортивных качеств воспитанников и уважительного и бережного отношения к окружающей среде средствами спортивных состязаний и тренировочного процесса.

Задачи в области обучения:

- изучение особенностей ихтиофауны Курской области;

- изучение правил любительского и спортивного рыболовства;

-изучение снастей, способов и методов спортивного и любительского рыболовства;

-освоение приёмов пользования различными спортивными рыболовными снастями;

в области воспитания:

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание терпения и усидчивости;

- воспитание духа соперничества и бойцовских качеств характера;

- воспитание сотрудничества и командного духа;

в области развития:

- развитие физических качеств воспитанников;

- формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат своих действий;

- развитие изобретательности в применении полученных знаний и умений;

- развитие творческого подхода при выполнении заданий.

 

Отличительные особенности  программы

Образовательная программа «Юные рыболовы-спортсмены» отличается многогранностью содержания, доступностью для занятий с детьми разного уровня подготовленности, использованием технологий личностно-ориентированного обучения, направленной на развитие индивидуальных спортивных способностей, самореализацию в процессе достижения спортивных результатов.

Возраст обучающихся – 10-15 лет.

Срок реализации  программы: 3 года, программа состоит из 918 учебных часов, большая часть из которых – практические занятия. Ежегодное время, отведённое на обучение 306 часов.

Режим занятий:

Три года обучения – 3 раза в неделю по 3 часа.

Количество обучающихся в группе составляет 12-15 человек.

Формы занятий:

- учебное занятие;

- беседы;

- семинары сведущими спортсменами области

- тренировки на водоёме;

- соревнования;

- практические занятия по изготовлению, настройке и ремонту снастей.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе воспитанники:

- научатся различным вариантам подготовки рыболовных снастей в зависимости от условий ловли;

- научатся использовать различные приёмы техники и тактики спортивной ловли рыбы;

- научатся следовать устным инструкциям тренера;

- научатся соблюдать правила любительского и спортивного рыболовства на соревнованиях и при любительской самостоятельной рыбалке;

- разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, улучшат физическое состояние организма;

- овладеют навыками спортивного рыболовства и культурной рыбалки;

- овладеют навыками психологической подготовки к соревнованиям;

- овладеют навыками самостоятельного изготовления снастей и приманок;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- разовьют навыки самостоятельного принятия решений в условиях изменяющейся обстановки.

Способы определения результативности

освоения образовательной программы.

Проверка ЗУН происходит тремя способами:

  1. Проверка усвоения теоретических знаний происходит на учебных занятиях.
  2. Проверка овладения практическими навыками происходит на тренировках и в условиях соревнований.
  3. Проверка психологической подготовки воспитанников происходит в условиях соревнований.

Результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий по уровню освоения программного материала, овладению воспитанниками теоретическими знаниями, правильному и систематическому их применению при проведении тренировок и соревнований, знанию и соблюдению правил техники безопасности на тренировках, практических занятиях и соревнованиях.

Полученные результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину и конец учебного года с целью выявления уровня развития навыков спортивного рыболовства и определения заданий для выполнения индивидуальных заданий и упражнений, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов воспитанников по отношению к другим детям и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем.

Кроме того достижения спортивного характера фиксируются в разрядных книжках воспитанников при выполнении ими требований спортивных разрядов.

Способы проверки знаний, умений и навыков:

- педагогическое наблюдение;

- беседы;

- участие в соревнованиях.

Учебно-тематический план на 2019-2020 учебный год.

П/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы туристско-рыболовной подготовки

37

21

16

1.1

Туризм и рыболовство. История развития рыболовного туризма

2

1

1

1.2

Воспитательная роль рыболовного туризма

2

1

1

1.3

Техника безопасности в походе и на рыбалке.

3

2

1

1.4

Туристское и рыболовное снаряжение. Снасти, применяемые в рыболовном походе.

3

2

1

1.5

Организация быта туриста-рыболова. Привалы и ночлеги.

6

3

3

1.6

Подготовка к рыболовному походу-путешествию.

6

3

3

1.7

Питание в рыболовном походе.

6

3

3

1.8

Правила и способы перемещения в походе и на рыбалке, преодоление препятствий.

6

3

3

1.9

Рыболовный туризм и соревнования.

3

3

2

 Ихтиология

10

6

4

2.1

Основной видовой состав рыб на территории Курской области

2

2

2.2

Основы ихтиология. Биология рыб. Поведение мирных рыб в разные сезоны года.

4

2

2

2.3

Основы ихтиология. Биология рыб. Поведение хищных рыб в разные сезоны года.

4

2

2

3

Снаряжение рыболова-спорстмена спиннигиста

13

11

2

3.1

Удилища для спиннговой ловли

2

2

3.2

Безинерционные катушки для спиннинговой ловли

2

2

3.3

Инерционные катушки для спиннинговой ловли

2

2

3.4

Шнур или леска, применение в спинниговой ловле, узлы .

3

1

2

3.5

Одежда и обувь рыболова-спиннингиста

2

2

3.6

Приманки для спинниговой ловли. Общий обзор и характеристики

2

2

4

Приманки для  спинниговой ловли

28

10

18

4.1

Микроджиговые приманки, обзор и характеристики и монтажи.

6

2

4

4.2

Джиговые приманки, обзор и характеристики и монтажи.

6

2

4

4.3

Колеблящиеся и вращающиеся блесны харктеристики и область применения

6

2

4

4.4

Воблера. Классификация , области применения

10

4

6

5

Техника спортивного лова рыбы спиннигом

34

7

27

5.1

Техника спиннигового заброса

6

1

5

5.2

Спортивная ловля рыбы на джиговые приманки.

9

2

7

5.3

Спортивная ловля рыбы на колеблящиеся и вращающиеся блесны

9

2

7

5.4

Спортивная ловля рыбы спиннингом на воблеры

10

2

8

6

Нормативные акты любительского и спортивного рыболовства.

5

3

2

6.1

Правила любительского рыболовства РФ (региональных субъектов). Основы спортивного рыболовства.

3

2

1

6.2

Правила соревнований по спортивному рыболовству. Квалификационные нормы и требования для присвоения разрядов спортсменам-любителям.

2

1

1

7

Топография и ориентирование

9

3

6

7.1

Топографическая и спортивная карта

3

1

2

7.2

Ориентирование. Работа с компасом, рацией и навигатором.

3

1

2

7.3

Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки.

3

1

2

8

Краеведение

6

3

3

8.1

Изучение  Курской области, обзор водоемов и их типы.

3

1

2

8.2

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

3

2

1

9

Снаряжение рыболова - спортсмена. Снасти в донной ловле.

11

9

2

9.1

Удилища для фидерной ловли

2

2

9.2

Катушки для фидерной ловли

2

2

9.3

Леска или шнур. Плюсы и минусы , области применения.

2

2

9.4

Кормушки , грузила и  базовые оснастки.

2

2

9.5

Обзор узлов применяемых в фидерной ловле техника вязания.

3

1

2

10

Техника лова рыбы

32

7

25

10.1

Выбор места ловли

4

1

3

10.2

Подготовка места для рыбалки(любительской)

4

1

3

10.3

Обследование места ловли(маркерное грузило, чебурашка)

4

1

3

10.4

Основные приемы ловли в стоячей воде

10

2

8

10.5

Основные приемы ловли в проточной  воде

10

2

8

11

Тактика ловли рыбы

28

6

22

11.1

Тактика лова рыбы в стоячей воде (классические фидерные оснастки)

10

2

8

11.2

Тактика лова рыбы в проточной воде (классические фидерные оснастки.)

10

2

8

11.3

Тактика лова рыбы оснастками типа «метод».

8

2

6

12

Прикормки и насадки

24

13

11

12.1

Прикормка применяемая в ловле донной удочкой.

4

3

1

12.2

Насадки применяемые в ловле донной удочкой.

4

3

1

12.3

Виды прикормочных смесей , области применения.

8

2

6

12.4

Компоненты применяемые в прикормочных смесях, и как сделать прикормку своими руками.

4

2

2

12.5

Обзор основных  производителей рыболовных  прикормок

4

3

1

13

Основы спортивной рыболовной подготовки

36

20

16

13.1

История развития спортивного рыболовства.

2

2

13.2

Правила спортивного рыболовства РФ и дополнения к ним. Квалификационные нормы и требования для присвоения разрядов спортсменам-рыболовам.

4

2

2

13.3

Соблюдение техники безопасности на соревнованиях.

4

2

2

13.4

Снаряжение рыболова-спортсмена

4

2

2

13.5

Организация быта рыболова-спортсмена

4

2

2

13.6

Питание на рыболовных соревнованиях

4

2

2

13.7

Должности и обязанности членов рыболовной команды. Права и обязанности судей.

4

2

2

13.8

Подготовка к соревнованиям.

4

2

2

13.9

Виды лова рыбы на соревнованиях.

4

2

2

13.10

Подведение результатов соревнований.

2

2

14

Тактика ловли рыбы на соревнованиях

20

8

12

14.1

Тактика лова рыбы донной удочкой (фидер).

10

4

6

14.2

Тактика лова рыбы спиннингом.

10

4

6

15

Основы медицинских знаний

13

6

7

15.1

Материально-техническое обеспечение мединструктора для оказания первой доврачебной помощи

2

1

1

15.2

Медицинские манипуляции.

3

1

2

15.3

Осмотр, обследование и оценка состояния пострадавшего. Алгоритм действий.

4

2

2

15.4

Особенности анатомии и физиологии человеческого организма в свете оказания первой медицинской помощи.

4

2

2

Итого за период обучения

306

134

172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...